ПАТОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НЕЙРОКОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА ПРИ ШИЗОФРЕНИИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-04-18 20:07

Психология

На протяжении последних лет в психиатрии уделяется особое внимание нейробиологическим основам шизофрении и когнитивному функционированию.

Нейрокогнитивный дефицит (НКД) при шизофрении изучается и оценивается как отдельная, «третья группа» симптомов, дополняя группы позитивных и негативных расстройств. Многие исследователи данной области считают, что от НКД зависит развитие и формирование иной психопатологической симптоматики. Снижение когнитивных процессов у людей, страдающих шизофренией, наступает раньше развития психического заболевания и представляет собой генуинное нарушение течения информационных процессов.

До сегодняшнего дня особенности НКД при разных формах шизофрении остаются не до конца выясненными, а полученные в различных исследованиях данные нуждаются в систематизации. Поэтому изучение НКД, и в частности нарушений внимания, по-прежнему является весьма актуальным.

Объектом нашего исследования выступил психический познавательный процесс -внимание. Предметом исследования были нарушения структурных элементов внимания при различных формах шизофрении.

Целью исследования явился анализ вариантов дефицита внимания при шизофрении. Для реализации поставленной цели была решена серия исследовательских задач: описаны физиологические основы внимания, исследованы виды и структура внимания, рассмотрены исторические аспекты изучения НКД при шизофрении, проанализированы варианты нарушения внимания при шизофрении.

Необходимо отметить, что внимание является связующим конструктом, который осуществляет регуляцию между различными звеньями когнитивного процесса. По этой причине ряд авторов сообщает о необходимости многосторонней и максимально объективной оценки нейрокогнитивных расстройств. К примеру, В.Г. Морогин указывает, что нужно оценивать мотивационную сторону познавательной деятельности в нейрокогнитивных нарушениях при шизофрении [4].

О том, что важно учитывать нейрокогнитивные расстройства при проведении экспериментально-психологических исследований шизофрении говорилось многими учеными, так, у Е.Р. Исаевой продемонстрировано, что для выбора поведения, необходимого в стрессовых условиях, важно объективное оценивание социальной ситуации [1].

Если говорить о самой структуре когнитивных процессов, то здесь выделены базовые когнитивные функции - это внимание, вербальная и зрительная память, скорость переработки информации, способность к рассуждениям и исполнительная деятельность. На современном этапе изучения проблемы многие зарубежные исследователи заострили своё внимание на изучении когнитивных процессов, они делают акцент на нарушении функции внимания, однако в основном это касается аспекта избирательности, снижении скорости реакции и активности психических (информационных) процессов и изменении исполнительских функций: программирования и контроля психической деятельности [11, 3].

Выделяют несколько типов когнитивных нарушений:

- I тип нарушений связан с функциями внимания: концентрации, устойчивости и избирательности, снижении целенаправленности деятельности и др.

- II тип нарушений связан с мнестическими функциями: зрительной и слухоречевой памяти, снижение точности при копировании и пр.

- III тип нарушений включает исполнительские функции: зрительно-моторная координация, скорость научения, планирование и смена установки, контроль за деятельностью, скорость сенсомоторных реакций [5].

Существует две позиции касательно стабильности НКД при разных формах шизофрении. Одни авторы утверждают, что НКД достаточно стабилен и не претерпевает никаких изменений на протяжении заболевания. Другие считают, что развитие когнитивных нарушений неоднозначно: в одних случаях показатели улучшаются по сравнению с периодом манифеста, в других - происходит дальнейшее усугубление симптоматики с течением времени.

Также стоит упомянуть, что данные о патологическом изменении внимания при шизофрении тоже не являются достаточно однозначными. Ю.Ф. Поляков, В.П. Критская приводили факты, свидетельствующие о сохранности процессов внимания при шизофрении, а зарубежные исследователи описали тяжелую патологию внимания, которую охарактеризовали как обязательное проявление шизофрении, порождающее все другие расстройства: патологию процессов восприятия, мышления, эмоциональной сферы [7, 2, 9, 10].

Некоторые варианты преморбидных когнитивных нарушений в виде дисфункции внимания, дефицита информационных процессов, нарушения коммуникативного функционирования рассматриваются исследователями для оценки риска возникновения шизофрении как высокого [8].

В целом выделяют такие нарушения внимания при шизофрении

как: лабильность; трудность концентрации; сужение объема, фокуса внимания; быстрая истощаемость; плохая переключаемость и дефицит селективного внимания. Есть много указаний в литературе на различные варианты проявлений этих расстройств у больных шизофренией, например, могут возникать трудности в выборе необходимой информации для решения поставленной задачи или проблемной ситуации. Помимо этого, при шизофрении внимание может быть неустойчиво, быстро истощаться, возникают сложности его концентрации и сужение объема.

Изменения внимания, подобные наблюдаемым у пациентов

с шизофренией, встречаются также у родственников пациентов и лиц, страдающих шизотипическим расстройством. Чаще всего это замедление готовности к ориентировочной реакции, нарушение процессов селективности и дифференцировки внимания, также могут быть изменены процессы переключения и способности к продолжительной концентрации на одном объекте. При этом дефицит селективного внимания является самым часто описываемым среди всех симптомов когнитивных нарушений, наблюдаемых при шизофрении.

Мы рассматривали нарушение внимания в составе познавательной деятельности при отдельных вариантах течения шизофрении.

Для того чтобы оценить нейрокогнитивный дефицит при рекуррентной шизофрении, необходимо изучить два типа нарушений познавательной деятельности, которые условно названы инертным и лабильным. При инертном типе познавательной деятельности ослаблены концентрация внимания, его распределение и переключение, неустойчивы установки на деятельность, больные затрудняются в выполнении любых методик, требующих устойчивого поддержания внимания на требуемом уровне. При интеллектуальном усилии быстро возникает чувство усталости, что сопровождается еще большей замедленностью, усилением вялости. Для лабильного типа характерны трудность концентрации внимания, его отвлекаемость, а ослабление устойчивости и концентрированности произвольного внимания вместе с ускорением и патологической лабильностью психических процессов ведут к падению интеллектуальной продуктивности, дефициту аналитико-синтетических

возможностей [6].

При разных вариантах непрерывно текущей шизофрении (вялотекущий,

прогредиентный, злокачественный) выявляются общие механизмы расстройств познавательной деятельности. Для этой формы шизофрении не характерны выраженный дефицит способности к психическому усилию, связанному с анализом задач, невозможность устойчиво концентрировать внимание, патологическая инертность или лабильность психических процессов. Больные с вялым и прогредиентным течением легко усваивали инструкции, следовали им на всем протяжении деятельности, успешно концентрировали, переключали, распределяли внимание. Они не обнаруживали явлений психической истощаемости, патологической замедленности или ускорения психических процессов. Эти особенности познавательной деятельности сглаживались при злокачественном течении процесса из-за радикального извращения мотивации деятельности, но не исчезали совсем. Можно заключить, что в целом для непрерывно текущей шизофрении не характерно изменение процессов внимания [6].

Патология внимания при приступообразно-прогредиентном типе

шизофрении условно также была разделена на два варианта. При инертном диссоциированном типе возникали трудности распределяемости внимания, отмечалась повышенная его истощаемость, происходило падение тонуса и напряженности познавательной деятельности, связанное с ослаблением концентрированности и устойчивости внимания, способности к целенаправленному умственному усилию, что сочеталось с патологической замедленностью, инертностью, тенденцией к персеверации. При лабильном диссоциированном типе, который связан с психическим возбуждением, затруднено устойчивое психическое усилие, необходимое для анализа и целенаправленного решения поставленных задач, при этом концентрация и устойчивость произвольного внимания ослаблены, больные отвлекаемы, что сочетается с лабильностью и ускорением психических процессов [6].

Таким образом, в зависимости от типа течения шизофрении и состояния пациента в данный момент времени, можно предполагать те или иные варианты нарушений внимания, либо их отсутствие. Если при непрерывно текущей шизофрении нарушения внимания не характерны, то в остром периоде рекуррентной и приступообразно-прогредиентной могут наблюдаться весьма выраженные нарушения данной сферы.

С практической точки зрения оценка нарушений внимания в структуре нейрокогнитивного дефицита при шизофрении может быть во многом полезна для правильной трактовки состояния пациента, определения тактики его лечения, установления наиболее верного прогноза заболевания.


Источник: m.vk.com

Комментарии: