ДОФАМИН: МОТИВАЦИЯ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ И…КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-04-25 18:36

работа мозга

Я, как клинический психолог, на родительских консультация или на обучениях, которые я провожу для своих коллег, довольно часто объясняю тот или иной симптом или нарушение в развитии и поведении ребенка, с точки зрения нейробиологии мозга. Ведь, действительно, иногда, чтобы понять причины детского непослушания, импульсивного или гиперактивного поведения ребенка, задержки речи или развития, понять трудности в обучении или адаптации, нужно обратиться к развитию мозга ребенка в онтогенезе.

Сегодня хочу поговорить о дофамине (допамине). Наверное, каждый из вас, хоть раз слышал об этом гормоне. Принято считать, что это гормон счастья или радости, но на самом деле это не совсем так. Давайте узнаем, что такое дофамин, какие функции он выполняет и как он действует, с точки зрения развития мозга ребенка.

Во-первых, сразу уточню, что дофамин не только и не столько работает как гормон, но и еще как нейромедиатор (передатчик, связной). Благодаря нейромедиаторам, информация передается от одного нейрона к другому.

Как гормон, дофамин помогает нам адаптироваться в стрессовых ситуациях, особенно в случаях тяжелых травм, шока, кровопотерях. Он способствует повышению давления, работе перистальтике ЖКТ, вызывает рвоту.

Как нейромедиатор, дофамин участвует в общей регуляции работы мозга и задействован в обучении, мотивации, в контроле движений тела, переключении с одного вида деятельности на другой и пр.

Если раньше считалось, что гормон дофамин, прежде всего, связан с получением удовольствия (секс, еда и пр.), то сейчас учёные подтверждают, что дофамин, в большей степени ассоциируется с опережением желания и мотивации (“я хочу”).

Чтобы понять это, представьте, что в головном мозге есть некая система “вознаграждения”. Эта область считается главным центром получения удовольствия нашего мозга. Есть, так называемое прилежащее ядро, которое тесно взаимодействует со всеми другими отделами мозга, особенно с теми, которые связаны с эмоциональной окраской и с центрами, которые отвечают за процессы памяти и внимания, эмоционального контроля. Поэтому оно имеет самое непосредственное отношение к процессу обучения и формирования мотивации.

Все дети любят праздники, особенно дни рождения. Они несколько месяцев предвкушают подарки, гостей, сюрпризы, расспрашивают родителей, что будет на празднике и в день самого праздника получают вознаграждение, в виде подарка и приглашенных гостей. Так и мозг в этой специальной системе вознаграждения продуцирует дофамин и мы испытываем радость, удовольствие, по завершении некоего процесса. Особенно, если процесс был трудным, но мы справились, у нас ВСЕ получилось. Наверняка, ребенок получит больше удовольствия, что станет хорошим мотиватором на будущее, если он, скажем, взберется на самую сложную, крутую горку, кряхтя и падая, но вставая и, самое главное, без родителя, который переставляет ему ноги (ну, разве что, страхует и подбадривает). Так и в обучении! Если ребенок понимает, что результат его, порой очень сложных, трудов оценен заслуженно – мотивации сделать это еще раз или даже превзойти самого себя будет у него точно.

Кроме того, дофамин, как нейромедиатор, играет ключевую роль в процессах обучения и памяти. Именно дофамин помогает нам запоминать информацию. Это он укрепляет связи между прилежащим ядром и другими областями головного мозга, отвечающими за работу памяти (а значит и внимания). Поэтому обучение ребенка, проводимое в виде игры, эмоционально насыщенное, будет более эффективным для него. Педагогам и родителям важно это учитывать, при составлении обучающих и развивающих программ и не забывать о вознаграждении. Например, поощрять ребенка после выполнения правильного задания, не акцентируя на ошибках или неверно сделанном упражнении. Уже хорошо зарекомендовал «метод зеленой ручки». Когда педагог выделяет зеленым цветом, например, буквы, которые получились у ребенка. А не красным – ошибки. Здесь так же важно давать возможность детям самостоятельно планировать свою деятельность, формируя ситуацию успеха.

- У тебя все получиться, я в тебя верю! – должно стать девизом в освоении всего нового в жизни ребенка, в его обучении.

Как пример, рассмотрим методические приемы создания «ситуации успеха» в обучении (родитель может применять по аналогии и в обычной жизни):

*«Радость класса» – эмоциональный отклик окружающих на успех ученика класса, констатация любого, даже незначительного положительного результата деятельности, развитие у ребенка веры в себя.

*«Линия горизонта» – первый успех ребенка сразу подхватывается, предлагается повторить задание на более сложном уровне, как «отодвигая» линию горизонта.

*«Авансирование» – учитель в индивидуальной работе выполняет с учеником задачи, объясняя ему сложные места, а затем в классе дает подобную задачу, которая самостоятельно выполняется учеником, и он чувствует успех.

*Для формирования ситуации успеха, важно:

- не критиковать, указывать на то, что получилось, а не на, что НЕ получилось;

- не сравнивать с другими детьми

- выделять сильные стороны ребенка (пусть не силен в математике, но рисует или поет здорово)

- не наказывать за плохие оценки, промахи, ошибки и неудачи.

Поскольку дофамин задействован в формировании мотивации, он помогает нам достигать чего-то хорошего, значимого и, наоборот, избегать чего-то плохого. Недостаток дофамина может быть при некоторых заболеваниях, которые отличаются низкой мотивацией или даже отсутствием возможности получать удовольствие. Поэтому педагогам и родителям, которые хотят сформировать правильную мотивацию у детей, важно заранее вызвать у них желание “хотеть это делать” из-за любопытства и потому что им это нравиться, процесс их увлекает (прочитать, например, что-то новое, посмотреть сюжет о каком-то явлении природы, о котором идет речь в домашнем задании).

Любопытство в детском возрасте – это внутренний “побудитель” действовать, изучать мир, свойства предметов (ребенок лижет, стучит, рвёт, кидает их), узнать больше о вещах, которые еще ребёнку не известны. Дети становятся настоящими разведчиками, исследователями – так они обучаются и совершенствуются. Детское любопытство – важный механизм развития, обучения и мотивации. Именно любопытство задействовано в нейронных связях, которые участвуют в механизмах системы вознаграждения. Дети лучше запоминают ту информацию, а, следовательно, обучаются быстрее и качественнее, если САМОСТОЯТЕЛЬНО проявили любопытство. А значит, это ребёнок должен решить, зачем ему читать ту или иную сказку/рассказ, делать поделку/творческий проект. Он должен захотеть это делать. Это не мама должна делать домашнее задание, готовиться к выставке или представлению.

- Ну, да! – скажете вы, - так он и захотел! И вы будете правы. Без ситуации успеха, без веры в свои силы, без родительского «сколько ни говори, все равно мне потом переделывать», ребенок не будет проявлять любопытство. Да и не научен он с самого малого возраста, ведь все попытки проявить любопытство и исследовательскую деятельность, прерывались на корню родительскими запретами.

Вернемся к дофамину. ОН имеет прямое отношение к формированию творческого мышления, поэтому его развитие так же важно, как и интеллектуальное или физическое.

Что происходит, когда мозг продуцирует избыток или недостаток дофамина? При недостатке дофамина, мы можем ощущать плохое настроение, депрессию, или тревожность. Иногда, при недостатке дофамина, случается нарушение мотивационного компонента личности. А так же становится трудно получать удовольствие от обычных вещей, наслаждаться жизнью. Часто при недостатке дофамина, диагностируют депрессию, социальную фобию, СДВГ и болезнь Паркинсона. При чрезмерной выработке дофамина, могут быть диагностированы шизофрения и биполярное расстройство.

Дофамин так же играет роль в формировании импульсивного поведения и экстраверсии. Поэтому дети с высоким уровнем импульсивности и тягой к новым ощущениям, как правило, имеют больше возможностей для активации дофаминовых связей. Также часто такие дети склонны к различным родам зависимостей и рискованному поведению.

Как и обещала, расскажу о роли дофамина в формировании компьютерной зависимости. Если кратко – зависимость (любая), модифицирует мозг, изменяя здоровые способы получения удовольствия на нездоровые, разрушая нормальное функционирование процессов обучения и мотивации.

Мозг ребенка еще незрел и выработка дофамина, через систему вознаграждения, которая есть в каждой компьютерной игре (победа, трофеи, бонусы, т.п), подобна сладкой конфете. Прилив дофамина, сам по себе, не вызовет у ребенка удовольствия, а просто возбудит его. Он будет активным, увлеченным, заинтересованным и делать все возможное, чтобы достичь этого эффекта ( через получения вознаграждения). Чем больше вырабатывается дофамина – тем более растет желание у ребенка получить вознаграждение. Это становиться объектом «вселенского» желания. Ребенку крайне необходимо пройти этот уровень в игре, одержать победу, получить награду… Когда дофамин завладевает вниманием ребенка, мозг “приказывает” делать или повторять то, что его привлекает, а это – игра.

Дофамин заставляет чувствовать ребенка себя хорошо, радостно, быть в возбужденном состоянии. Чем больше он играет – тем лучше себя чувствует, что может (это ключевое слово – может) спровоцировать появление компьютерной зависимости. Накопление дофамина в мозге приводит к тому, что формируются новые рецепторы для этого гормона. Со временем мозг адаптируется и дофамин перестает действовать, это снижает чувство удовольствия. Поэтому люди с вредными привычками нуждаются в увеличении дозы, чтобы получить тот же эффект.

Может ли дофамин стать причиной наркомании или другой зависимости? Сам по себе он не может привести к наркомании или зависимости (это как стать зависимым от любопытства). Несмотря на то, что когда мы чем-то увлечены или активно интересуемся, в мозге высвобождается больше дофамина. Наше тело способно справляться с ним в устойчивом ритме, сохраняя равновесие. Конечно, много зависит от особенностей каждого человека и его возможности самоконтроля. И у кого-то, кто не сможет справляться и сохранять это баланс – может возникнуть зависимость. Значит дофамин, сам по себе, не вызывает зависимости. Это определенные модели импульсивного поведения, (у ребенка тем более из-за не зрелости префронтальной коры головного мозга), в поиске пиков дофамина, приводят к зависимости. Поэтому, что касаемо ребенка, я бы точно рекомендовала родителям следить за тем, сколько ребенок проводит времени за гаджетами, заменяя их полезным времяпрепровождением – играми, общением, совместными делами.

Как мы уже поняли, дофамин служит для поддержания мотивации и содействия обучения, кроме того, он позволяет нам влюбляться, увлекаться, наслаждаться жизнью, радоваться простым вещам (чашке кофе, встрече с друзьями, прогулке по парку), то есть дофамин делает маленькие радости нашей жизни более яркими, цветными, но, как и все в природе, нуждается в естественном балансе.

Как видите, дофамин – полезная вещь :)

В сотрудничестве с другими гормонами (серотонином и эндорфином), дофамин играет большую роль в ощущении счастья. Серотонин – гормон удовольствия и юмора, а эндорфины – гормоны, увеличивающие наше чувство радости и ощущения счастья, дофамин же здесь, в большей степени, связан с чувством удовольствия и мотивации, в поиске этого же самого удовольствия.

Я искренне желаю вам, друзья, чтобы вы были счастливы, получали удовольствие от жизни в целом и от самых маленьких ее радостей!

Автор: клинический психолог Наталья Львова

Комментарии: