Подконтрольность разума и вопрос о воле

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Буквально с самых первых лет своей жизни и до самого её конца человек вынужден совершать массу усилий для того, чтобы просто продолжать существовать. Для нашего первого шага - нужно усилие, для нашего первого слова - нужно усилие, для нашего первого признания в любви - нужно усилие и в целом наша жизнь, в конце концов наше взросление, - всё это строится на череде необходимых усилий, которые должен совершить каждый человек. Однако, можно ли прощупать основу, тот самый фундамент, на котором зиждятся эти так называемые усилия? Иначе говоря, есть ли в нас некий источник, первопричина для их существования? Как глубоко в данном направлении мы можем копнуть? Подобные вопросы на первый взгляд кажутся очень тяжеловесными, но поиск ответов на них необходим, во всяком случае если мы ещё, конечно, питаем надежды на лучшее понимание такого занятного существа, как "человек". Прощупанной основой наших многочисленных непрерывных усилий в представлении людей стала "воля", выполняющая функцию эдакого локомотива наших действий, на протяжении всей жизни индивида. Хоть и над понятием воли задумывались ещё во времена античных философов, оно очень долгое время не рассматривалось всерьез научным сообществом. Ведь само явление воли представлялось как нечто абстрактное, ощущалось и отсутствие конкретики, и размытость самой формулировки. Однако, с развитием когнитивных наук занавеса тайны начала приоткрываться.

Абулия

Впервые со словом "абулия" я столкнулся еще несколько лет назад, когда для общего развития штудировал учебник по социологии. Там было написано, что состояние абулии, являющее собой отстраненность, равнодушие и отсутствие воли индивида ко всему происходящему в обществе и окружающем мире в целом, вполне себе может быть одним из признаков девиантного поведения. И действительно, если даже попробовать перейти на житейский опыт, то наверняка к человеку, который абсолютно апатичен и пассивен в своем отношении к окружающим, будут относится с некоторой долей недоумения. Чаще всего достаточно трудно, пребывая в нормальном психологическом состоянии понять того, кто больше ежедневно не совершает даже самых незначительных усилий в своей жизни. Для многих людей, пребывающих в так называемой «норме» человек, который просто в какой-то момент лёг на кровать и решил сдаться представляется слабохарактерным и всякие мысли о том, что они могут оказаться на его месте - уже внушают определенные опасения. Но что мы вообще знаем о безволии, чтобы про себя осуждать это явление? Корректно ли вообще рассуждать о каких-то манипуляциях с волей? Можно ли волю каким-то образом взять под контроль? Можно ли её уничтожить или же восстановить? Для ответов на эти вопросы нам нужно сначала понять, что из себя представляет воля, и первым шагом к этому пониманию будет изучение состояния противоположного - состояния абулии. Ведь, иногда, чтобы действительно познать какие-то вещи, надо обратить своё внимание на их антиподы. Итак, обратимся еще раз к определению.

Абулия - это медицинский термин, продукт исследований таких наук, как психиатрия и неврология, а объясняется он как состояние,которое характеризуется следующими симптомами: упадок сил, отсутствие эмоций, отсутствие побуждения ко всякого рода деятельности, медлительность, нежелание налаживать хоть какие-то социальные контакты и т.д. Существует ряд заболеваний для которых подобное состояние является характерной чертой, например: шизофрения, депрессия, деменция, болезнь Паркинсона, а также, что очень важно - оно встречается при различных повреждениях головного мозга. Достоверно известно, что к развитию абулии приводят недостаток кровообращения и повреждения лобной доли головного мозга, базальных ганглий, передней поясной коры,капсулярного колена мозолистого тела. Т.е воля всё же имеет как таковую, вполне себе физическую основу, а это значит, что стороннее вмешательство может на нее повлиять. Однако, вряд ли будет уместно говорить о каком-то предположительном возможном контроле воли одного человека над другим в ближайшем будущем, скорее только лишь о гипотетическом грубом вмешательстве с туманными и опасными последствиями. Вероятнее всего, величайшим прорывом станет возможность искусственно контролировать волевые порывы с помощью специального вспомогательного устройства на уровне их воплощения или же подавления, проще говоря останавливать или разрешать определенное желаемое действие. Но не будем заходить дальше этого, всё-таки подобные суждения пока что ещё удел всякого рода футуристов.

Психология

Если возвращаться к теме воли, то её наличие активно исследовала психология, достаточно вспомнить одно из самых знаковых исследований, в этой области, так называемый "Стэнфордский зефирный эксперимент", результаты которого только относительно недавно были опровергнуты (в 2018 году). Это был эксперимент, который проводился в конце 1960-х и начале 1970-х, доктором психологии Уолтером Мишелом и его коллегами. Они давали детям-дошкольникам маршмеллоу и обещали принести еще кусочек, если они смогут не съесть первый, пока экспериментатор не вернется. Дети ужасно страдали, изо всех сил отворачивались от зефира, потом все же кидались к нему, потом опять отворачивались — в общем, вели себя так же, как мы, когда ходим кругами вокруг телефона в ожидании смс от нового возлюбленного или вокруг пачки сигарет во время очередной попытки бросить курить. В итоге, конечно, выяснилось, что те героические дети, которым все же удалось дождаться второго кусочка маршмеллоу, лучше учились в школе и вообще обладали хорошими способностями к концентрации и самоконтролю на протяжении всей жизни.Со временем был обнаружен ряд корреляций между результатами эксперимента и многими аспектами уже взрослой жизни данных детей, но как это бывает часто со всякого рода корреляциями - всё было отнюдь не так гладко.В конце концов выяснилось,что на итоги экспериментов могло влиять то же самое материальное положение детей и их семей, когда например дети из бедных семей могли проявлять себя меня сдержанно, чем те кто жил в доме с неплохим достатком. Опять же, в конце концов, результаты этого эксперимента были опровергнуты.

Генетика

Вам, наверное, неоднократно приходилось слышать о новостях, которые извещали мир об открытии очередного гена (а не группы или набора генов, как это обычно бывает в действительности), отвечающего за старость или усидчивость, или за предрасположенность к той или иной сексуальной ориентации или за память, или... так можно действительно продолжать еще очень долго. Генетика сейчас является одной из перспективнейших областей естественных наук, но с возросшей популярностью и продвижением в массы, эта дисциплина (а вернее отдельные факты из неё) начала обрастать целым пластом заблуждений и откровенных фальсификаций. Можно даже отметить, что популярность генетики настолько велика, что её ученые представители кажутся нам какими-то суперменами, которые могут на основе гена выявить любую детерминированную биологическую причинность,однако,к сожалению это не так. Хоть генетика сейчас и сотрудничает с огромным количеством самых разных научных областей,но её возможности тоже ограничены и имеют свой весьма конкретный предел. Однако, влияние генов на силу воли, по?видимому, существует (по крайней мере, генетически идентичные монозиготные близнецы демонстрируют по этому показателю большее сходство друг с другом, чем дизиготные, у которых наборы генов обладают таким же сходством, как у любых братьев и сестер) — но гены не задают ее полностью. Условия жизни в раннем детстве играют большую роль, но опять-таки ничего не гарантируют. А главное — любые исследования, показывающие, что сила воли предопределена уже в детстве, могут быть верными, когда мы говорим об усреднении больших выборок, но ничего не говорят о судьбе любого отдельно взятого индивида. Если лично вы плохо контролировали себя в три года, это совсем не означает, что вы не научились этому к тридцати.

Итак,подведя черту, какие же выводы мы уже можем для себя сделать из всего вышесказанного?

  1. Воля имеет конкретную физическую основу.

2. На волю можно влиять, но это влияние не может быть взято под контроль.

3. Воля может быть утрачена или приобретена.

4. Воля зависит от множества факторов, в их числе - социальные, биологические и т.д.

5. Воля частично привязана к вашей генетике, однако взаимосвязь наследственности и воли довольно избирательная и изменяется от индивида к индивиду.

Заключение.

Знаете, когда я ещё только начинал писать самую первую статью из этой трилогии, то у меня была цель - показать то истинное несовершенство, которое таит в себе наш разум. Раньше, такие вещи как любовь, страх, эмпатия, красота рассматривались через призму чего-то действительно непостижимого и мистического, чего-то такого, что никогда не будет доступно для понимания самому обычному человеку. В этом и заключалась одна из главных идей человеческой культуры - идея о нашей исключительности. «Мы настолько сложно устроены, что даже сами неспособны постичь всё своё естество в полной мере» - примерно так думало большинство из людей, однако прогресс не стоит на месте и сейчас мы всё больше и больше начинаем узнавать о природе тех, ещё некогда загадочных явлений которые с нами происходят.


Источник: m.vk.com

Комментарии: