"Никто не обещал, что мы всегда будем вершиной эволюции": психолингвист Татьяна Черниговская — о цифровой эпохе

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-03-03 17:45

Философия ИИ

Чем опасно стремительное развитие искусственного интеллекта и почему педагога нельзя заменить роботом. Психолингвист, доктор филологических наук Татьяна Черниговская прочитала публичную лекцию в Санкт-Петербурге в рамках всероссийского конкурса “Учитель будущего”. Корреспондент “Клопс” побывал на мероприятии.

Кто поймёт, как работает мозг — будет владеть миром

“Если мы возьмём все нейроны мозга и свяжем в одну нить, то длина будет равна семи полётам на Луну и обратно. (...)Проблема в том, что вселенные внутри человеческого мозга не укладываются в общую физическую картину мира. Как только ученые обозначили проблему сознания, началась жестокая гонка за поиск её решения. Ежедневно в мире выходит по 50 статей в каждой из областей нейронауки. На исследования мозга тратят миллиарды долларов. В гонке участвует частный бизнес и лучшие университеты. Всем понятно -— кто победит в этой игре, выиграет вообще всё сразу. И это главная игра сейчас”. 

Человечество продвигается вперёд за счёт воображения и интуиции

“Неслучайно гениальный учёный Эйнштейн говорил, что интуиция — это священный дар, а разум — его покорный слуга. Второй феномен — воображение. Оно важнее всех знаний, информации, потому что не имеет границ. Современный цифровой разум этого лишён. Суперкомпьютеры не совершили ни одного открытия — они попросту не умеют этого делать. Но с развитием искусственного интеллекта цивилизация может пойти совсем по другому пути. Никто не обещал, что мы всегда будем вершиной эволюции”.     

Искусственный интеллект набирает силу 

“Мощность (искусственного интеллекта, — прим.ред.) накапливается с такой скоростью, что процесс этот может выйти из-под контроля. И это не разговор на кухне на интересные темы. Подобные проблемы обсуждаются на высоком уровне. Я вхожу в экспертный совет по методологии интеллекта при президиуме РАН. Тревога по поводу цифровых технологий в этих кругах имеет основания. Может ли у искусственного интеллекта появиться своё “я”, (“самость”,“self”)? Да, может. А человечество об этом узнает? Нет. 

Искусственный интеллект не способен сочувствовать, сострадать и любить. Гораздо хуже, что он сможет имитировать чувства, причём очень хорошо. И произойдёт это довольно быстро”. 

Страшно жить в прозрачном мире

“Мир, в котором мы живём сейчас, текуч, прозрачен и нестабилен. Мы все не дураки и понимаем, что у каждого из нас есть гаджеты, электронные карты — всё это аккумулирует информацию о вас. И систематизировать её не представляет никакой сложности. Меня больше всего пугает ситуация, когда ты устно о чём-то говоришь. Недавно обсуждала модель туфель. Не фанат этого дела — это и настораживает. Одно дело, если бы я всё время о них говорила. А тут один раз и не по телефону. На следующий день включаю компьютер — и первое, что попадается на глаза — реклама этой обуви. Она как там оказалась, хотелось бы понять? Что это такое? Неприятная вещь. 

Если вдруг у меня закончится любимый сыр Рокфор и мой холодильник примет решение и сам закажет его — вот этого бардака я уже не потерплю. Кто в доме хозяин вообще?”

Миссия учителя — лепить человека

“Учитель будущего, в идеале, выглядит, как человек, который понимает свою миссию. Я вообще не люблю высокопарных фраз, но в данном случае их нужно произнести. Роль учителя — главная в мире. Если мы хотим, чтобы наша цивилизация сохранилась, то её будут определять люди. Учитель должен понимать, что он входит в класс, не для того, чтобы показать таблицу логарифмов (школьники найдут её и без него). Важно увлечь предметом, а информацию дети отыщут сами. Учителя формируют личность, они её лепят”.

В полуфинал конкурса “Учитель будущего” по Северо-Западному федеральному округу прошло три педагога из Гурьевской гимназии. Интервью с ними можно почитать тут.

Справка:

Татьяна  Черниговская — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.


Источник: klops.ru

Комментарии: