Что такое критическое мышление?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-03-21 16:43

Психология

Критическое мышление: история вопроса

Сегодня очень часто приходится слышать различного рода высказывания, говорящие о необходимости критического мышления в жизни современного человека. Критическое мышление – это важнейшая составляющая образования, школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Как отмечает американский профессор Дэвид Клустер:

«Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем».

Сам термин «критическое мышление» появился сравнительно недавно. Впервые его использовал в 1910 году американский философ и педагог Джон Дьюи в книге «Как мы думаем». Именно он предложил развитие рефлексивного (критического) мышления как одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

Необходимость в критическом мышлении существовала не всегда. Например, в эпоху Античности и Средневековья «хорошее мышление», как правило, было привилегией аристократичных слоев общества и интеллектуальной элиты, философов и теологов, политиков и судей. Строгое логическое мышление применялось и приносило свои плоды преимущественно в узкой профессиональной среде. Простым же людям проще было опираться на привычный образ жизни, традиции и ритуалы. Не всем было позволено мыслить критически. К тому же умение критически и свободно мыслить в определенные исторические периоды даже было достаточно опасным занятием. Всем прекрасно известен трагический конец жизни великого древнегреческого философа Сократа, который был осужден на смертную казнь, будучи обвиненным в том, что учит молодежь думать самостоятельно. Стремление до всего дойти собственным умом, спорить, доказывая свою правоту, желание задумываться о сложных вещах и построить глобальную научную теорию сыграли злую шутку с десятками, а то и сотнями средневековых ученых. Например, это стоило жизни Джордано Бруно, десятилетий заточения в тюрьме Галилео Галилею.

В эпоху Просвещения, например, в учении Дени Дидро, четко прослеживается связь формирования так называемого «хорошего думания» с вопросами политического устройства. То, как люди думают, непосредственно влияет на то, какие решения они принимают. Опыт XX века с его авторитарными и тоталитарными режимами отлично продемонстрировал, что может произойти, если люди не будут думать самостоятельно, критически анализируя происходящее, а просто будут выполнять чьи-то инструкции. Рене Декарт в своей рукописи "Правила для руководства ума" уделял достаточно много внимания тому, что мы сейчас называем критическим мышлением.

Навыки будущего

Что-то изменилось с тех пор? Да, несомненно! Современная реальность требует от человека нового типа мышления. Не линейного и однобокого, а гибкого и критического. Без такого развитого мышления человек, как справедливо отмечает Никита Непряхин:

«… будет тонуть в огромном океане сомнительной, непроверенной и недостоверной информации, будет делать поспешные и необоснованные выводы и обобщения, принимать некорректные решения, смотреть на происходящие в мире процессы и явления поверхностно, искаженно, стереотипно, в черно-белых красках».

Одной из основных причин появления разговоров о необходимости формирования критического мышления является кризис в современном образовании и все более усиливающиеся тенденции цифровизации практически во всех сферах профессиональной деятельности. Тому подтверждением являются исследования, проведенные в рамках Всемирного Экономического форума (2017). В наше быстро развивающееся цифровое время уже не достаточно получить одну профессию, чтобы в ней реализоваться. Необходимо постоянно переучиваться и получать новые знания. Хорошо учиться в школе или в университете - это не гарантия успешной карьеры. Академические знания - это только 15% успеха в построении карьеры. Что нужно, чтобы стать преуспевающим врачом, инженером, программистом, предпринимателем через 5-10 лет? Многие молодые люди, как отмечает Дайана Халперн, заканчивают свое образование в возрасте от 18 до 22 лет. Можно с большой долей уверенности сказать, что многим из этих молодых людей придется заниматься такой работой, что даже сложно себе представить, и иметь дело с такими технологиями, которые и не снились современным научным фантастам. Какие знания нужно получить в первые два десятилетия своей жизни, чтобы чувствовать себя спокойно в течение 50-ти с лишним лет оставшихся? Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразрывных принципов: умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умение осмыслить и применить полученную информацию.

Давосские специалисты определили, какие навыки и умения будут востребованы и актуальны в самом ближайшем будущем. Среди них оказались: комплексное решение проблем (Complex problem solving), критическое мышление (Critical thinking), креативность (Creativity), управление людьми (People management), взаимодействие с людьми (Coordinating with others), коммуникация, эмоциональный интеллект (Emotional intelligence), формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making) и когнитивная гибкость (Cognitive flexibility).

Тема о современных навыках сейчас является наиболее актуальной. Поэтому есть смысл рассказать чуть подробнее о так называемой концепция «4К», которая выделяет четыре ключевых навыка, необходимых для обучения в XXI веке:

Коммуникация (коммуникативные навыки) - это чрезвычайно важный фактор, востребованный уже сейчас. Коммуникация базируется на умении договариваться и использовать разные каналы взаимодействия с людьми, устанавливать дружеские отношения и уметь аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Критическое мышление - умение сохранять ясность ума, анализировать и принимать рациональные решения.

Коллаборация (командность) - умение работать в команде, умение работать на результат. В быстроменяющемся мире одному достигать поставленных целей, как бытовых, так и профессиональных, очень сложно. Гораздо продуктивнее работать вместе, применяя каждый свои сильные стороны.

Креативность - способность находить интересные решения в разных ситуациях, умение мыслить нестандартно, выходить за рамки стереотипов и шаблонов при поиске решений.

Именно эти ключевые навыки во всем мире активно интегрируются во все образовательные среды. Преподавание критического мышления как отдельного предмета осуществляется во многих университетах мира. Особенно распространено оно в таких странах, как США, Австралия, Великобритания и Китай. А как же обстоит дело у нас? К сожалению, хватит пальцев одной руки, чтобы посчитать все высшие учебные заведения, в стенах которых реализуется подобный курс.

Что такое критическое мышление?

Что же такое «критическое мышление»? Дать определение этого термина весьма непросто – слишком много различных параметров, умений, видов деятельности, ценностей – оно в себя включает. Некоторые исследователи выделяют свыше 30 компетенций, по сформированности которых можно судить о развитости (зрелости) критического мышления.

Человек, чтобы быть критически мыслящим, должен:

быть открыт для любых альтернатив своей позиции; стараться быть информированным в самых разнообразных сферах жизни; разбираться в том, каким источникам доверять, а каким – нет; отличать следствия от причин, предположения от фактов; уметь оценивать качество высказывания, обоснованность аргументов; уметь рассматривать аргументы в соответствующем контексте; делать заключения с осторожностью и внимательностью.

Критическое мышление – это, в первую очередь, познавательная активность, связанная с применением разума и интеллектуальных способностей. В психологической литературе навыками критического мышления называют набор приемов или операций, позволяющих найти путь к поставленной цели. Это система суждений, применяющаяся для анализа различных явлений, вещей и событий, и позволяющая выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к различным ситуациям и проблемам.

Критическое мышление не дается нам с рождения как готовый к применению инструмент. Его нужно развивать и оттачивать! Поэтому критическое мышление – это совокупность наших активных, целеустремленных и системных усилий, направленных на то, чтобы разобраться в мире, который нас окружает при помощи внимательного изучения своего мышления и мышления других людей.


Источник: lektsii.net

Комментарии: