Ментальные вирусы. Как манипулируют сознанием подростков в сети

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-12-30 15:05

Работа разума

 МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ INTERNET.

ЛОВУШКА ДЛЯ СПЯЩЕГО РАЗУМА – МЕНТАЛЬНЫЙ ВИРУС ?

Интернет в современном мире, с одной стороны, является быстрым способом коммуникации, а с другой – даёт неограниченную свободу вхождения в наше сознание любой информации, в том числе вредной или даже опасной.

Каждый день миллионы людей, нуждаются в доступе к глобальной сети, причем цели данной потребности кардинально разные: от простого поиска необходимой информации и посещения социальных сетей, до серьезной работы на уровнях от частного к государственному. Неудивительно, что в технологии Internet проникают, технологии манипуляции сознанием, ведь во «всемирной сети» не существует цензуры, и этим охотно пользуются манипуляторы. В «глобальной сети» уже полным ходом применяются технологии воздействия на сознание человека, причём данные технологии далеко не новые, они просто адаптированы в новый формат.

Со временем продвижения изменений в обществе, менялась и система средств, которые использовались для манипуляции сознанием человека. Сначала важнейшую роль играли книги, журналы и газеты, а также кино. Позже массовую аудиторию получило телевидение, которое стало основным каналом для распространения, на сегодня Интернет охватывает все эти сферы, поскольку он является аудиовизуальным каналом подачи информации.

МАНИПУЛЯЦИЯ - ЭТО НАВЯЗЫВАНИЕ МАНИПУЛЯТОРОМ СВОЕЙ ВОЛИ В ФОРМЕ СКРЫТОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Основой манипуляции является эксплуатация эмоций человека. С. Кара-Мурза отмечает: «Природа манипуляции состоит в наличии двойного действия – вместе с открытым сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата образы, нужные манипулятору. Это скрытое действие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мысли и поведение.

Искусство манипуляции заключается в том, чтобы направить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.

Манипулятивные технологии используют с целью тайного психологического, политического, коммерческого и даже физического принуждения. По сути, манипуляция – это насилие, но ещё опаснее, чем обычное, поскольку влияет на подсознание, искажает наше восприятие реальности, делает инструментом удовлетворения чужих потребностей, нивелирует нашу индивидуальность.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕРЕЗ СМИ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО И ЧЕРЕЗ INTERNET:

1. Использование стереотипов. Представление социального объекта в упрощенном схематизированном виде. Стереотипное представление со временем фиксируется в сознании и практически не поддаётся проверке опытом;

2. Замена имен или «наклеивание ярлыков». Как правило, негативно окрашенное оценочное суждение;

3. Повторение информации. Сообщение повторяется с достаточной частотой для закрепления в массовом сознании;

4. Утверждение. Телевидение часто вместо дискуссии аргументов подаёт бездоказательные утверждения, представляя только одну мысль, выгодную для них;

5. Постановка риторических вопросов. Телевидение может поставить аудитории простое на первый взгляд вопрос, но наделить его соответствующим контекстом, который сориентирует зрителя в нужном для манипулятора направлении;

6. Полуправда. Заключается в объективном и детальном освещении незначительных деталей и, вместо того, замалчивании важных фактов или в общей фальшивой интерпретации событий. Такая подача помогает сохранить доверие аудитории к телевидению;

7. «Спираль умолчания» или манипулирование опросом общественного мнения. Подбор комментариев должен убедить граждан в поддержке большинством общества той или иной точки зрения или политической позиции. Этот метод базируется на закономерностях массовой психологии, заставляет людей с другими взглядами скрывать их, чтобы не оказаться в социально-психологической изоляции;

8. Анонимный авторитет. Ссылка на него предоставляют информации солидность и правдоподобие;

9. «Обыденный рассказ». Информация об острых политических событиях, социальных конфликтах или трагических событиях подается в деловом и спокойном тоне, что способствует индифферентности восприятие ее населением;

10. Эффект присутствия. Достигается с помощью специальных технологий, имитируя реальность, усиливающие иллюзию достоверности;

11. Эффект первичности. Попытки телевидения передать информацию первым. Оперативность подачи информации может использоваться как манипулятивный приём, который не даёт возможности аудитории осмыслить полученную информацию, поскольку она сразу вытесняется новой, совершенно не связанной с первой;

12. Констатация факта. Желательное положение подаётся как факт, который уже состоялся;

13. Отвлечение внимания. Помогает отвлечь внимание общества от важных событий на менее значимые и снизить психологическое сопротивление со стороны общества;

14. Использование очевидцев происшествия. Специальный подбор людей и монтаж с необходимым смысловым рядом;

15. Принцип контраста. Используется, когда нужно предоставить негативную информацию о политических оппонентах, но тактика прямых обвинений кажется очень откровенной;

16. Психологический шок. Новости о чрезвычайных происшествиях, которые вызывают психологический шок в обществе, разрушают все уровни психологической защиты и позволяют внедрять в сознание инспирированые схемы;

17. Создание ассоциаций. Объект информационных сообщений в глазах общественности привязывается к негативным стереотипам массового сознания;

18. Информационная блокада. Блокировка «невыгодной» информации, задержание её или изложение в благоприятном для представления контексте.

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНЫЙ ВИРУС? Попробуем разобраться...

Ментальный вирус — это искусственно созданный, чужеродный по отношению к человеку информационный код или программа поведения, структурно (формально) выраженная в виде идеологии, концепции, совокупности образов действия и мышления; направленная на внедрение в инстинктивную среду человеческого организма и изменение его мировоззрения. Если выразится проще, то ментальный вирус представляет собой информацию, формирующую сознание человека с целью дальнейшего манипулирования его поведением.

В зависимости от характера побуждений человека ментальные вирусы могут подразделяться на два типа:

1. Сознательно созданный вирус.

Данный тип вируса — фундаментальный труд, результат чётких и обдуманных действий, направленных на формирование сознания и дальнейшее манипулирование объектом инфицирования. Имеет громоздкую внутреннюю структуру, содержащую мировоззренческую базу, обоснование основных идей и целей, то есть идеологизирован. Такой вирус рассчитан на массовое внедрение, закреплен на физических носителях информации, имеет четкую систему поощрений, обеспечивающую стабильное распространение.

К ССВ можно отнести абсолютно все религии и политические идеологии, тенденции в области культурных преобразований. Вполне очевидно, что генерирующим механизмом ССВ является властная вертикаль, имеющая своей целью сохранение всеобъемлющего контроля.

2. Бессознательно созданный вирус.

Бессознательно созданные вирусы появляются на почве недостаточной осведомленности в какой-либо сфере знаний. Генерация таких ментальных вирусов происходит в фоновом режиме, то есть незаметно для самого создателя. Такие вирусы менее опасны, так как не имеют никакой внутренней структуры, способствующей их стабильному размножению и сплочению масс на основе своей базовой идеи, а представляют собой лишь продукт чувственно-эмоционального восприятия.

Природу бессознательных вирусов хорошо описывает такое явление, как стереотипизация. Стереотипизация — это восприятие и оценка проявлений внешнего мира на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотип являет собой упрощенное, зачастую ошибочное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо тенденции, социальной группе или человеке в отдельности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления делать выводы на базе недостаточной информации.

Как правило, человек, смотрящий на жизнь сквозь призму стереотипов, способен лишь на односторонний анализ многогранных явлений. К примеру, в кубе такой человек увидит квадрат, в тучном человеке заметит лишь его недостатки, связанные с внешним видом. Преобладающий характер стереотипов при анализе действительности — это явный минус. Наибольшее распространение получили стереотипы-вирусы, связанные с оценкой различных этнических групп или групп, имеющих принадлежность к определенной профессии.

КАК ПРОИСХОДИТ ЗАРАЖЕНИЕ?

Заражение происходит в процессе умственной активности и познавательной деятельности, то есть когда человек развивается естественным образом, формируя свое мировоззрение.

Конструкция мировоззрения зависит от множества факторов, оказывающих на него непосредственное влияние. Основополагающими являются:

1. Воспитание.

2. Умственное развитие и, в первую очередь, духовно-нравственное.

3. Социальное окружение.

Важно отметить, что мировоззрение является понятием динамичным. Если человек к юности способен на самоанализ и критическое мышление, то начинается процесс обновления мировоззрения и весь негативный эффект от влияния совокупности факторов внешней среды нивелируется.

НАШ РАЗУМ – НАШЕ ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ, ЭТО НАШ АНТИВИРУС!

В отличие от животных и биороботов, которые живут в строгом соответствии с заложенной в них программой, Человек при определенном уровне духовного и умственного развития способен эту программу изменять.

Антивирус для нашего разума — это критическое мышление, постоянный анализ и самоанализ. Мы должны разбудить спящего в каждом из нас скептика. И прежде чем брать на вооружение какую-либо мысль или концепцию нужно проанализировать все её составляющие, все её аспекты. Также необходимо найти мысль-антагонист, чтобы увидеть все плюсы и минусы рассматриваемой мысли/идеи/концепции.

Ведь любая мысль, концепция или идеология - можно называть как угодно — является потенциально опасным оружием. Человек, её создавший умрет, но его мысль будет жить вечно — в умах его последователей. Последствия для всего человечества зависят только от этого человека, от того, какие цели он перед собой ставил и чем себя мотивировал.

Конечно, не нужно доводить до крайностей и превращаться в нигилиста, который безосновательно все отрицает. Нужно перестать слепо и фанатично верить и начать РАЗУМеть. Только тогда мы сможем контролировать весь поток информации, поступающей в наш мозг; мы сможем сузить границы информационного коридора настолько, что с легкостью сможем идентифицировать, локализовать и уничтожить любой вирус.

Все в наших руках!

Так же предлагаем для просмотра выступление на форуме "Цифровая гигиена. Молодёжь в сети» ведущего поведенческого психолога АО «Крибрум», кандидата психологических наук, Самосват Ольги. Она рассказывает, как с помощью контента подросткам внушаются определенные идеи и смысл, в том числе, о планомерном сломе системы ценностей (как это делается), о романтизации деструктива.

Источник: ruzoo.ru

Комментарии: