Виртуализируй это: чем мы займёмся в виртуальной реальности? Мнение эксперта

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-11-24 13:15

VR новости

«Шлемы виртуальной реальности появятся в каждом доме» – пророчат одни, «Отрасль сдохнет, и никому не нужны эти технологии», – говорят другие. Кто всё-таки прав?

ТОР-10 стратегических трендов 2020 (по данным Gartner) возглавили технологии гиперавтоматизации и мультиэкспериментальности. Что это значит? С первой всё более-менее понятно, речь об автоматизации всех возможных задач с применением искусственного интеллекта и машинного обучения, а что it-аналитики понимают под мультиэкспериментальностью стоит разобраться.

Все проще, чем кажется. Тренд на мультиэкспериментальность основан на применении иммерсивных технологий, которые включают дополненную (AR), виртуальную (VR) и смешанную реальности, а также многоканальные человеко-машинные интерфейсы и технологии зондирования.

Брайан Берк, вице-президент Gartner Research, считает, традиционная идея компьютера эволюционирует «от одной точки взаимодействия к мультисенсорным интерфейсам». Это значит, что клиент больше не является конечным потребителем товара и услуги. Клиент – тот, кто касается любой части программного обеспечения бренда. Тот, кто погружается в созданную для него реальность.

Клиенты ожидают, что точки контакта с брендом будут максимально удобными и быстрыми – чаты, голосовые помощники, виртуальная и дополненная реальность. При этом виртуальная реальность для нас все еще индустрия развлечений и нисколько не поле для маркетинговых войн.

Мы выяснили у разработчиков, как развивается рынок AR и VR в России, – с нами Сергей Житинец, генеральный директор MOTIVE agency&production.

Объем инвестиций в VR-индустрию растет космическими темпами – по данным экспертов оборот мирового рынка в 2018 году составил $ 2,2 млрд. К 2020 году 46% ретейлеров планируют добавить AR и VR в приложения для шопинга, 100 млн. покупателей будут совершать онлайн-покупки с помощью AR-технологий.

Будем ли мы ходить в очках и шлемах виртуальной реальности в ближайшие пять лет?

– Ходить нет, а получать информацию – да. Производители VR-контента уже активно продают свои продукты по всему миру. Сферы применения – от продажи люксовых яхт до обучения хирургов.

В России рынок иммерсивных технологий не может похвастаться большим количеством рекламодателей, которые закупают форматы VR/AR, хотя составить конкуренцию развитым в отношении технологий странам мы уже можем.

Мы наблюдаем тенденцию к росту интереса со стороны бизнеса, однако два вопроса всё ещё тормозят бурный рост отрасли. Первый и главный – цена VR-продукта, маркетологи боятся внедрять технологии в свои кампании, так как не могут дать объективной оценки их эффективности. Второй вопрос – есть ли достаточное количество пользователей, которые готовы приобрести или уже имеют шлемы виртуальной реальности и смогут без технических трудностей вовлечься в коммуникацию с брендом. Вопросы на первый взгляд простые. Но это только на первый взгляд.

За счет чего рынок может расти?

– Локомотив в продвижении VR, AR, MR технологий – видеоигры, с них началась экспансия рынка, и до сих пор только игры позволяют максимально точно войти в аудиторию.

Разработчики внедряют бренд не только в игровое пространство, но и полностью брендируют виртуальный мир игрока. В ближайшие пять лет мы будем активно использовать эти технологии повсеместно в самых разных сферах – в банковской и медицинской, в области среднего и высшего образования, для электронной торговли и розничных магазинов.

Когда будем покупать товары и пользоваться услугами через специальные очки и шлемы?

– Вот увидите, как скоро. Все это станет так же привычно и обыденно, как приложения в смартфоне. Уже сегодня простенькие vr-боксы продаются практически в каждом розничном и онлайн магазине электроники, их цена от 500-1000 рублей, более дорогие до виртуальные шлемы 40.000-50.000 рублей.

Как только появятся маркетинговые предложения, упрощающие нашу с вами жизнь, вырастут продажи очков и шлемов, количество скачиваний приложений. Продукты, за которыми мы ещё ходим ногами, уже в обозримом будущем будем приобретать, основываясь на данных дополненной реальности.

Виртуальная же реальность уйдёт глубоко в продажи и станет таким же привычным инструментом маркетинга, как сегодня каналы привлечения в карманном смартфоне. Вопрос в другом, какие тренды в VR продолжат развиваться, а какие умрут и чем может помочь бизнесу эта супер-технология.

А чем может помочь VR для бизнеса?

– Бизнес только начал осваивать иммерсивные технологии в качестве инструмента для презентаций, обучения персонала, канала продаж. При погружении в VR участники быстрее усваивают большие объемы информации и могут погрузиться в ситуации, которые сложно воспроизвести в реальности. «Настоящесть» виртуальной реальности придают шлемы, очки или тактильные костюмы, выбор оборудования зависит от задачи.

Бизнес и инвесторов обычно пугает стоимость производства, технологичность, цена оборудования и отсутствие единых платформенных решений. Именно поэтому до сих пор самые популярные VR-проекты в мире – компьютерные игры и VR для взрослых.

Если кратко, в чем плюсы и минусы?

– Виртуальная реальность применима в сферах, где важно показать объект со всех сторон, создавая эффект полного погружения. VR – это когда мы позволяем обмануть тело, поместив голову в новое пространство. Инструмент для презентаций промышленных объектов, проектируемых квартир, офисов, торговых центров, а также любого вида оборудования и широкого спектра товаров с пролонгированным временем принятия решения о покупке.

Мотивация для приобретения шлема виртуальной реальности очень простая – мы все стараемся экономить время, так как оно стоит дорого. Клиент может быстро изучить несуществующий объект, как если бы он был реализован. Трансгрессируем в предложенные обстоятельства, не отходя от смартфона или не выходя из дома.

Далее. Дополненная реальность (AR), помните «ловлю покемонов»? Накладываем любую графику на реальные изображения, которые видим через специальные очки или приложение. Перемещаясь по реальному пространству, например, магазину или музею, с помощью навигации, сообщений, подсказок мы можем направлять и информировать покупателей, туристов, клиентов с учетом поставленной задачи.

Есть примеры успешного применения AR в продуктовом ритейле, продаже услуг, медицине, легкой промышленности, искусстве. Туристы прокладывают маршруты, врачи проецируют органы на рентгеновские снимки, маркетологи проводят рекламные кампании через AR.

Практический пример – инженеры из университета Южной Калифорнии создали гарнитуру дополненной реальности, которая позволяет людям с нарушением периферического зрения комфортно передвигаться даже в условиях слабого освещения.

И последнее, из ликбеза. Смешанная или расширенная реальность – одно и то же разные эксперты именуют по-разному – MR или XR, объединяет технологии виртуальной и дополненной реальности. Эта технология, пожалуй, самая известная для широких масс – мы все знаем, как обучают пилотов, космонавтов, машинистов. По такому же принципу многие предприятия обучают персонал для работы, связанной с риском для жизни.

Есть успешные кейсы, подтвержденные цифрами?

– Конечно, но цифры в этом сегменте практически всегда за семью печатями. Самый известный в масс-маркете – опыт внедрения приложения IKEA Place, с помощью которого предметы интерьера масштабируются и появляются в существующем пространстве. Маркетинговые показатели концерн не раскрывает, но два года приложение работает и регулярно обновляется.

YouTube0:59

Опытом продаж через VR коллеги делятся неохотно, это связано с тем, что разработка проектов сопряжена с реализацией объектов с грифом коммерческая тайна, либо это продажи из люксового сегмента. Например, продать яхту с индивидуальным дизайном за 200 млн. сложно без виртуального тура. Хотя рынок знает примеры применения VR и в более низком ценовом диапазоне.

Из недавних наших проектов – делали vr-тур в вагонах перспективного модельного ряда пассажирских вагонов для РЖД, где пользователь мог зайти в купе, включить свет, посмотреть багажные отделения, осмотреть интерьеры. Вы можете услышать, пощупать, открыть, включить, даже пообщаться с виртуальными персонажами – и всё это в шлеме виртуальной реальности.

Есть медицинские стартапы, такие как «Хирургический театр» и проекты, связанные с искусством, онлайн галереи, где предметы коллекционирования можно изучить, не выходя из дома через мобильное приложение и vr-бокс. Это новые возможности для изучения товаров, они мотивируют больше времени уделять самому продукту, «примеряя» его для себя и запоминая выбор, и экономить время на передвижения до самих галерей, магазинов, шоу-румов.

Есть мнение, что VR продолжит тему семейных психологов, мы будем надевать шлем виртуальной реальности и решать «головные» проблемы?

– Почему нет? Интересный опыт проводили в Барселоне, там VR-технологии доверили клиническим психологам. Участники эксперимента консультировались в виртуальной реальности с Зигмундом Фрейдом. В какой-то момент они обменивались телами, и тестируемый становился на время самим Фрейдом. Посмотреть на себя и проблему со стороны оказалось чрезвычайно полезным.

Результаты всех потрясли – vr помогает обмануть тело, говоря напрямую с мозгом, создает мощный эмоциональный посыл. Эксперимент, как признались участники, побудил их пересмотреть взгляд на проблему.

Зачем в продажах такие сложности, как VR, есть масса более простых инструментов реализации?

– Высокие технологии помогают в обучении, презентации, они продают, развлекая. VR позволяет поднять качество этих процессов на абсолютно новый уровень. По цене VR-продукт сопоставим с бюджетом среднего имиджевого видеоролика. А продавать через VR действительно можно очень круто и тому подтверждение много примеров крупных мировых брендов.

Как называется профессия человека, который делает VR-туры, насколько это перспективная отрасль? Много ли таких специалистов сейчас в России, где самые крутые?

– Можно назвать таких специалистов дизайнерами виртуальной среды или архитекторами VR. Они создают концепцию виртуальной среды для конкретного проекта и затем реализуют.

Это обобщенное понятие, так как над проектом всегда трудится команда – дизайнеры, программисты, специалисты по анимации. Задача одних создать 3D модели объектов и окружающей среды с необходимой детализацией и реалистичностью, других – обеспечить интерактив и оживить картинку.

Все чаще даже к неигровым проектам привлекают специалистов по звуку и саунд-дизайну, поскольку звуковое сопровождение завершает картину полного погружения в VR.

Что же касается перспективы освоения этой профессии – мировые инвестиции в VR растут и в прошлом году достигли отметки 25 миллиардов долларов. Львиная доля приходится на зарубежные проекты, в основном США, Япония и Китай, но в России есть отличные специалисты в этой отрасли и все они нарасхват.

Сегодня студенты и школьники легко осваивают самые популярные движки, на которых базируется VR, создают собственные проекты. Однако рынок всегда ставит сложные и масштабные задачи, для их решения необходимо обладать не только знаниями, но и богатым опытом. Поэтому у программистов и дизайнеров, создающих качественные модели, всегда будет работа.

Будет ли это доступной опцией для малого бизнеса, снизится ли себестоимость услуги снизиться до уровня «кабинета стоматолога» или «парикмахерской»?

– Доступность услуги для малого бизнеса всегда обусловлена ценой. Если раньше полноценный шлем стоил порядка 60.000 руб, сегодня Oculus Go можно приобрести за 18.000 рублей. Если появятся недорогие массовые сервисы, которые способны генерировать контент и моделировать миры с помощью смартфона, то такой VR быстро распространится в розничном ретейле.

Все мы без исключения в равной степени клиенты и поставщики товаров и услуг. Мы идем к врачу и там становимся пациентами. И продаем в интернете автомобиль и выступаем в роли поставщика товара. Кроме того, мы страдаем жаждой подсмотреть за тем, что недоступно. Вуайеризм прошит у нас в генетическом коде. Именно поэтому узнать заранее, как выглядит ресторан или клуб, куда собираемся сходить, какие ощущения испытаем от салона нового автомобиля – простое человеческое любопытство и потребность в экономии времени заставят обратиться к виртуальной среде.

Товары и услуги можно пощупать и оценить их свойства в VR без потребности в посещении магазина. Все, что вам нужно – иметь шлем виртуальной реальности.


Источник: m.vk.com

Комментарии: