Продолжаем цикл «Когнитивные ошибки»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-11-15 14:00

Работа разума

«Проклятие знания» – неспособность более информированных людей рассмотреть проблему или явление с точки зрения менее информированных людей.

Если ты что-то хорошо знаешь, ты совершенно не в состоянии понять, почему другие люди ничего не понимают и «тупят».

Пример: в 1990 году выпускница Стэнфордского университета Элизабет Ньютон провела эксперимент. Участникам называли популярную песню и просили выстукивать ее по столу перед слушателями. Перед «концертом» исследователи спрашивали «музыкантов», сколько людей угадает песню. Все участники переоценили число угадавших (в среднем указывали 50 %, хотя в реальности отгадали лишь 2,5 %).

И очень удивлялись, почему такую известную песню никто не угадывает.

Вспомните: не так ли вы себя чувствуете, когда играете в «крокодила», или «корову», или «шарады» – когда надо без слов показывать слова или предложения?

Вы уже и так показали, и эдак, а «эти странные люди» выкрикивают вместо «гравитации» «кенгуру» и веселятся.

А эти занятия с ребенком, когда готовишь его к школе? Ты восемь раз уже объяснил эту элементарную вещь, а дитя – ни в какую. Как об стенку горох. Собственно, все это и есть «проклятие знания» в действии.

Опасность: наиболее неприятно проявление этого когнитивного искажения, конечно же, в обучении. Касается не только школ и вузов, где преподаватели иной раз выступают в роли персонажа старого анекдота, где «сам уже понял, а они все не понимают». Заставляя учащихся зубрить без понимания или не пытаясь объяснить что-то различными способами с примерами, они не только ничему не учат, они еще и отбивают интуитивное стремление человека к критическому мышлению.

Но с аналогичной ситуацией мы встречаемся и на рабочих местах, где старший сотрудник не может грамотно ставить задачи младшим, руководство не может делегировать, увольняющийся персонал не может передавать дела и т. п.

И та же история происходит в межличностном общении, когда люди ссорятся из-за очевидных для одного и не очевидных для другого вещей.

Вывод: всякий раз, когда в голове у вас проносится мысль «это же элементарно», «и козе понятно», «само собой разумеется», берите паузу и вспоминайте: если вы что-то знаете и понимаете, совсем не обязательно, что это же знают и понимают окружающие вас люди. Вы не родились с таблицей умножения в голове.

Вы тоже ее когда-то учили. Ваши навыки и компетенции могут быть не освоены в той же мере вашими коллегами.

Ваше представление о жизни всерьез различается с мировоззрениями знакомых и даже самых близких людей.

Комментарии: