Делаем своего первого чат-бота

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Уровень: начинающий

Мате­ри­ал рас­счи­тан на тех, кто в жиз­ни не напи­сал ни строч­ки кода. Если вы уже в кур­се основ про­грам­ми­ро­ва­ния, про­чи­тай­те луч­ше о чистых функ­ци­ях.

Мно­гие слы­ша­ли про чат-ботов и робо­тов для обще­ния: им пишешь, они отве­ча­ют, полу­ча­ет­ся диа­лог с маши­ной. Чат-бот может рас­ска­зать анек­дот, поис­кать за вас в интер­не­те, забро­ни­ро­вать сто­лик в ресто­ране и что угод­но ещё, чему его обу­чат созда­те­ли.

Ино­гда такое обще­ние выгля­дит как обще­ние с чело­ве­ком. Может даже пока­зать­ся, что там рабо­та­ет искус­ствен­ный интел­лект — и ино­гда так дей­стви­тель­но быва­ет. Но часто всё про­ще: это алго­ритм, кото­рый уме­ет рас­по­зна­вать неко­то­рые ваши сло­ва и давать отве­ты по зара­нее заго­тов­лен­ным шаб­ло­нам. Чем алго­ритм более раз­ветв­лён­ный, тем есте­ствен­нее и полез­нее бот.

Давай­те сде­ла­ем соб­ствен­но­го чат-бота с очень про­стым алго­рит­мом. Поз­же вы смо­же­те услож­нить его, как захо­ти­те. Но сна­ча­ла — самая база для тех, кто нико­гда не писал код.

На чём будем решать

Обыч­но, что­бы создать какую-то про­грам­му, нуж­но выпол­нить несколь­ко дей­ствий: напри­мер, ска­чать программу-обработчик язы­ка, заве­сти про­ект, напи­сать заду­ман­ную про­грам­му, ском­пи­ли­ро­вать. И толь­ко потом ей мож­но поль­зо­вать­ся. Но мы пой­дём по более про­сто­му пути: напи­шем про­грам­му, рабо­та­ю­щую пря­мо в бра­у­зе­ре, через кото­рый вы чита­е­те эту ста­тью. Сде­лать это мож­но лишь на ком­пью­те­ре, на теле­фоне при­дёт­ся поль­зо­вать­ся ботом.

Мы будем решать зада­чу на язы­ке JavaScript — это язык про­грам­ми­ро­ва­ния, кото­рый встро­ен в ваш бра­у­зер и на кото­ром напи­сать код мож­но пря­мо сей­час, ниче­го не уста­нав­ли­вая.

Что­бы сде­лать что-то на JavaScript, нуж­но открыть кон­соль. Почти во всех совре­мен­ных бра­у­зе­рах это дела­ет­ся соче­та­ни­ем кла­виш Shift + Ctrl + J или Cmd + Alt + J. Спра­ва или сни­зу появит­ся допол­ни­тель­ное окно, в кото­ром уже будет что-то про­ис­хо­дить:

Чат-бот будет создан через консоль

Если у вас не откры­лась кон­соль, зай­ди­те в верх­нее меню и поищи­те сло­во «Кон­соль». Обыч­но этот пункт пря­чет­ся в раз­де­ле «Инстру­мен­ты раз­ра­бот­чи­ка».

Когда вы откры­ва­е­те кон­соль, она сра­зу гото­ва выпол­нять ваши коман­ды. Если в неё вста­вить про­грам­му, напи­сан­ную на JavaScript, и нажать Enter, ваш бра­у­зер её реа­ли­зу­ет. Если в коде есть ошиб­ки, кон­соль сама под­све­тит их. Мож­но отправ­лять в неё про­грам­му кус­ка­ми или даже построч­но: бра­у­зер будет пом­нить всё, что про­ис­хо­ди­ло в вашей про­грам­ме, пока вы не пере­за­гру­зи­те стра­ни­цу.

Первая строка

В кон­со­ли мож­но не толь­ко писать код, но и выво­дить туда резуль­та­ты. Давай­те для нача­ла сде­ла­ем самую про­стую про­грам­му, кото­рая отоб­ра­зит в кон­со­ли сло­во «При­вет!». Для это­го исполь­зу­ем коман­ду console.log('Привет!');

Вста­вим её в кон­соль и нажмём Enter:

Чат-бот: пишем первую строку кода

Поздрав­ля­ем, вы толь­ко что напи­са­ли свою первую про­грам­му для ком­пью­те­ра! Она очень про­стая: ком­пью­тер все­го лишь гово­рит «При­вет!». Но оце­ни­те момент: это вы его научи­ли так гово­рить. Попро­буй­те научить его и дру­гим сло­вам.

Если напи­сать несколь­ко команд, полу­чим сооб­ще­ние из несколь­ких строк:

       

language: JavaScript

console.log('Привет!');

console.log('Я — ваш компьютер.');

Вот мы и нача­ли созда­вать сво­е­го чат-бота, кото­рый нас уже попри­вет­ство­вал в кон­со­ли. Теперь сде­ла­ем так, что­бы мы тоже мог­ли ему что-нибудь отве­тить. Для это­го нам пона­до­бят­ся пере­мен­ные.

Переменные

Пере­мен­ная — это ячей­ка в памя­ти ком­пью­те­ра, где мож­но что-то хра­нить и менять. Дело в том, что ком­пью­те­ру для вычис­ле­ний нуж­но ска­зать: «Вот тут дан­ные у нас менять­ся не будут, а вот тут будут, выде­ли память». И систе­ма выде­лит доста­точ­но памя­ти, что­бы хра­нить всё, что будет лежать внут­ри пере­мен­ной. В послед­нюю мож­но запи­сать новое зна­че­ние, а мож­но узнать, что уже лежит внут­ри неё.

Что­бы дать понять ком­пью­те­ру, что у нас сей­час будет пере­мен­ная, нуж­но ска­зать ему сло­во var, после кото­ро­го впи­сать назва­ние пере­мен­ной — так нам про­ще к ней обра­щать­ся. Напри­мер, сле­ду­ю­щая стро­ка создаст пере­мен­ную name и поло­жит в неё сло­во «Код»:

       

language: JavaScript

var name = 'Код';

Назва­ние тут может быть прак­ти­че­ски любым, глав­ное, что­бы оно начи­на­лось с бук­вы. По-русски пере­мен­ные назы­вать нель­зя, толь­ко бук­ва­ми латин­ско­го алфа­ви­та. Мож­но было бы исполь­зо­вать вари­ант imya или zovut, но про­грам­ми­сты счи­та­ют, что чем про­ще назва­ние пере­мен­ной, тем луч­ше.

Теперь посмот­рим содер­жи­мое эле­мен­та. Сле­ду­ю­щая коман­да выве­дет то, что сей­час запи­са­но в пере­мен­ной name:

       

language: JavaScript

console.log(name);

Мож­но посмот­реть, какое сего­дня чис­ло. Это внут­рен­няя систем­ная пере­мен­ная. Стро­го гово­ря, это не совсем пере­мен­ная, но для нача­ла давай­те счи­тать так:

       

language: JavaScript

console.log(Date());

Но это мы всё смот­рим во внут­рен­но­сти ком­пью­те­ра. А нам нуж­но спро­сить что-то у поль­зо­ва­те­ля. Что­бы мы мог­ли вве­сти новые дан­ные в нашу про­грам­му, исполь­зу­ем коман­ду prompt()

       

language: JavaScript

var name = prompt('Как вас зовут?');

Вставь­те в кон­соль коман­ду var name = prompt('Как вас зовут?'); и посмот­ри­те, что про­изой­дёт. Ком­пью­тер выве­дет окно и будет ждать, пока вы вне­сё­те туда своё имя. Интер­фейс выгля­дит кра­си­во: давай­те в диа­ло­ге общать­ся с ком­пью­те­ром не через кон­соль, а через такие появ­ля­ю­щи­е­ся окош­ки. Для это­го напи­шем новые коман­ды:

       

language: JavaScript

alert('Привет! Я — ваш компьютер.');

var name = prompt('Как вас зовут?');

Пусть ком­пью­тер про­явит веж­ли­вость и ска­жет, что ему при­ят­но с нами позна­ко­мить­ся. Что­бы он смог обра­тить­ся к нам по име­ни, исполь­зу­ем пере­мен­ную name — в ней как раз хра­нит­ся то, что мы отве­ти­ли ком­пью­те­ру:

       

language: JavaScript

alert('Привет, ' + name + ', приятно познакомиться!');

Что­бы выве­сти осмыс­лен­ную фра­зу, мы взя­ли нача­ло 'При­вет, ', затем с помо­щью плю­си­ка соеди­ни­ли со зна­че­ни­ем пере­мен­ной name, кото­рая хра­нит наше имя, а потом ещё одним плю­си­ком доба­ви­ли к фра­зе кон­цов­ку. Что­бы ком­пью­тер знал, что мы хотим выве­сти на экран текст, а не чис­ла, исполь­зу­ют­ся кавыч­ки. Ком­пью­тер вос­при­ни­ма­ет как текст то, что внут­ри кавы­чек. И выво­дит точ­но в том виде, в кото­ром напи­са­но.

Расчёт дня рождения

Давай­те соеди­ним все наши коман­ды в одну про­грам­му и допи­шем несколь­ко новых фраз:

       

language: JavaScript

alert('Привет! Я — ваш компьютер.');

var name = prompt('Как вас зовут?');

alert('Отлично, ' + name + ', приятно познакомиться!');

var hobby = prompt('Скажите, ' + name + ', а какое у вас хобби?');

alert('Действительно, ' + hobby + ' — интересное занятие! А я больше всего люблю вычисления и алгоритмы.');

var d = prompt(name + ', у меня для вас сюрприз! Напишите свой день рождения в формате месяц-день (например, 05-23)');

//Началась магия, где мы берём текущую дату и сравниваем с тем, что вы ввели.

//Кстати, это — комментарий, он не влияет на ход программы. :)

var current_date = new Date();

var my_date = new Date( (d + '-' + (current_date.getFullYear()+1)) );

var dayZ = Math.abs( (( Date.parse(my_date) - Date.parse(current_date))/(1000*3600*24)) % 365);

var result = dayZ.toFixed(0);

//Магия закончилась, в переменной result у нас теперь хранится количество дней.

alert('Знаете, сколько дней осталось до вашего дня рождения? ' + result + '!');

alert('Спасибо за общение, ' + name + ', ещё увидимся!');

Обра­ти­те вни­ма­ние: у нас появил­ся новый вопрос и новая пере­мен­ная hobby, в кото­рой хра­нит­ся инфор­ма­ция об увле­че­нии. А ещё — ком­мен­та­рии, кото­рых мож­но добав­лять сколь­ко угод­но. JavaScript не обра­ща­ет вни­ма­ния на то, что напи­са­но после двух косых черт:

       

language: JavaScript

//это комментарий

Теперь у вас есть всё, что нуж­но, что­бы напи­сать свою вер­сию чат-бота для обще­ния. Если про­дол­жи­те решать наши задач­ки, то смо­же­те научить ком­пью­тер по-разному реа­ги­ро­вать на ваши отве­ты и даже вести осмыс­лен­ный диа­лог.

Что ещё посмотреть

Вот кое-что, что может вам при­го­дить­ся при созда­нии пер­во­го чат-бота.

performance.now() — эта коман­да воз­вра­ща­ет вре­мя в мил­ли­се­кун­дах с момен­та откры­тия теку­щей стра­ни­цы. Мож­но поде­лить на 1 000, и вы узна­е­те, сколь­ко секунд вы сиди­те на какой-то стра­ни­це. Если поде­лить на 60 000 — сколь­ко минут.

setTimeout() — поз­во­ля­ет выпол­нить любой код через опре­де­лён­ное вре­мя. Напри­мер, вы може­те задать вопрос и предо­ста­вить ров­но мину­ту на раз­мыш­ле­ние, после чего появит­ся окно для отве­та.

setInterval() — то же самое, что и преды­ду­щее, но выпол­не­ние кода повто­ря­ет­ся с рав­но­мер­ным интер­ва­лом, напри­мер раз в 5 минут. Если вы хоти­те научить чат-бота, что­бы он раз в час напо­ми­нал попить воды, эта коман­да — то, что нуж­но.

Как поль­зо­вать­ся эти­ми шту­ка­ми, мы рас­ска­жем в одной из буду­щих ста­тей, но вы все­гда може­те само­сто­я­тель­но поис­кать в интер­не­те, как они рабо­та­ют. Поль­зу­ясь эти­ми тре­мя воз­мож­но­стя­ми JavaScript, полу­чит­ся создать непло­хо­го бота, кото­рый будет сле­дить за вашей про­дук­тив­но­стью и интер­ва­ла­ми рабо­ты. Под­пи­сы­вай­тесь на «Код», что­бы не про­пу­стить новые раз­бо­ры.


Источник: thecode.media

Комментарии: