Дело не в звуках

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Многие считают, что для восприятия музыки достаточно ее услышать. На самом деле, все обстоит иначе. Люди не просто слышат музыку. На восприятии той или иной композиции отражаются наши культурные ожидания, память, потребность в движении. О том, как происходит «познание» музыкальной композиции, читайте в переводе материала от Aeon.

Легко думать о музыкальной композиции как о последовательности звуков, создающих некий ритмичный поток. Но все же феномен акустики состоит в том, что то, как мы реагируем на музыку, зависит от того, как она звучит. Источник власти мелодии над нами кроется в самих нотах. Анализируя ноты и нашу реакцию на них, можно выяснить, как влияет на людей музыка. Как на нас действует магия композиции Леонарда Коэна «Аллилуйя»? Все очень просто: «It goes like this, the fourth, the fifth. The minor fall, the major lift…» (Один аккорд, другой аккорд. Упал минор, взлетел мажор…).

Тем не менее, представления о музыке как о наборе звуков и нот, делают ее понимание достижимым лишь для узкого круга людей. Прежде всего, стоит помнить, что петь по нотам и читать их могут далеко не все. Восприятие ноты в качестве входящего в мозг сигнала, а звука – как выходящего сигнала, трансформирует музыку в своего рода умственную задачу.

Почему же нечто, полностью логически объяснимое, способно порождать во многих из нас столь сильные эмоции и вызывать воспоминания?

Последние несколько десятилетий работы в области когнитивных наук в акустике показывают, что способность человека чувствовать музыку тесно связана с работой мозга. Наше усвоение музыки переплетается с другими системами восприятия.

Мы в большей степени воспринимаем музыку не как совокупность нот, а как мелодию, тем или иным образом влияющую на наше состояние. Фотография: Unsplash, Valentino Funghi, CC0 Public Domain

Когда человек слушает музыку, в его голове вовсе не загорается лампочка «музыкальный центр». Вместо этого активируется широко распространенная нейронная сеть, отвечающая за зрение, контроль движений, эмоций, речь, память и планирование различных действий. Прослушивание музыки требует широкого спектра способностей, что свидетельствует о том, насколько ее восприятие переплетено с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Таким образом, то, как мы чувствуем музыку, зависит от того, что мы видим, слышим, чего ожидаем и какие чувства испытываем в данный момент.

Если закрыть глаза и дать волю своему воображению, можно представить очень выразительное музыкальное шоу. Например, вы можете вообразить певца, пританцовывающего под свою песню и поднимающего в воздух гитару. Как только вы начнете представлять это, в голове тут же появятся звуки, которые может воспроизводить этот певец. На самом деле, представить какое-либо исполнение песни без звуков самой песни практически невозможно.

Или же вы можете посмотреть видео выступлений двух пианистов без звука. Один из них будет сидеть и без эмоций медленно передвигать пальцами по клавишам, другой же будет играть быстро, привставая на стуле. Вероятно, вы представите медленную, монотонную мелодию в исполнении первого пианиста и более экспрессивную в исполнении второго.

Возможно ли, что визуальная информация действительно влияет на восприятие музыкального звука? Многочисленные исследования пытались дать ответ на этот вопрос. Психолог Брэдли Вайнс из университета Макгилл в Канаде записал со своими коллегами видеоспектакли, которые были очень выразительно исполнены актерами, а также выступления, где снимающиеся исполняли свои роли с каменными лицами. Затем исследователи представили эти записи участникам эксперимента. Либо записи показывались без звука, либо участники просто слушали спектакль.

В итоге те люди, которые смотрели просто видео, чаще всего неправильно представляли его звуковую составляющую. Те, кто просто слушал спектакль, часто оказывались правы касательно зрительной составляющей.

Наши предпочтения в музыке складываются в некий багаж, «музыкальный опыт», который все больше и больше расширяется с годами. Фотография: Unsplash, Mitchel Lensink, CC0 Public Domain

Музыкальный опыт – это нечто большее, чем просто аудиовизуальный сигнал. Возможно, вы слушаете некую группу, которую вам просто посоветовали друзья или же вы делаете одолжение своим родителям, прослушивая ту или иную песню «из их молодости». Возможно, вы были на концерте в шикарном зале с ослепительной аудиторией или же забрели в какое-либо захудалое местечко, куда все люди пришли явно не насладиться музыкой и вообще держатся как можно дальше от сцены. Все эти ситуации порождают некую предвзятость в нашем дальнейшем выборе музыки.

Джошуа Белл – известный скрипач, который играет в самых больших концертных залах мира. Люди регулярно платят более 100 долларов за билет, чтобы услышать его выступление. Постановка концерта влияет на впечатление зрителя. Например, огромный зал с прекрасной акустикой, высокими потолками и тишиной среди тысяч зрителей действительно производит впечатление на человека. В 2007 году репортер из Washington Post провел социальный эксперимент. Он задался вопросом: «Что произойдет, если этот всемирно известный скрипач выступит инкогнито в метрогорода? Действительно ли изысканность его звука привлечет толпы утренних зевак, направляющихся по своим делам?»

В результате данного эксперимента за 35 минут исполнения композиций Баха перед играющим остановились всего 7 человек. В сумме Белл собрал 32 доллара, и после его выступления не было никаких аплодисментов – лишь бесконечный поток людей, продвигавшихся к вагонам метро…

Такое поведение людей можно объяснить ежедневной нагрузкой, из-за которой многие просто не обращают внимания на «незначительные» окружающие их вещи. Также можно предположить, что выдающаяся игра Белла на скрипке вовсе не заключена в звуках, которые он производит.

Музыкант – жертва обстановки, которая создает обрамляющий эффект той или иной композиции. Атмосфера способна произвести больший эффект на воспринимающего нежели звуки, пусть даже и самые чистые. Фотография: Unsplash, Manuel N?geli, CC0 Public Domain

Другие исследования также указывают на важную роль самовнушения в восприятии музыки. В 2016 году в университете Арканзаса проводился следующий эксперимент: студентам был предложен музыкальный отрывок из одного произведения. Отрывок был сыгран одним человеком, но участникам объявили, что это две записи, сыгранные разными музыкантами. Было сказано, что первый музыкант – студент консерватории, а второй – всемирно известный профессиональный пианист. Прослушивая одну и ту же запись дважды, большая часть участников соглашалась, что «пианист-профессионал» играл намного лучше «студента консерватории».

Правильно подобранная музыка может закружить в танце любого. Даже на классических концертах зрителей часто одолевает желание притопнуть или же постучать пальцами в такт композиции. Нейровизуализация показывает, что прослушивание музыки активирует нашу моторную систему. Это переплетение музыки и движения является широко распространенным явлением. В свою очередь, и то, как мы двигаемся под музыку, влияет на ее восприятие.

Лингвистическая составляющая песен также способна повлиять на их восприятие. В таких языках, как английский, тон не влияет на значение того или иного слова. Независимо от того, каким голосом будет произнесено оно, «мотоцикл» будет представляться нам как средство передвижения с мотором и колесами. Но нельзя забывать о существовании таких языков, где от тона зависит и значение слова. Например, если китайцы произнесут «ma» высоким и ровным тоном, то оно будет означать слово «мама». Если произнести это же слово нисходяще-восходящим тоном, то оно будет означать «лошадь». Неудивительно, что такая звуковая среда способна коренным образом повлиять на восприятие музыки. Носители тональных языков иначе реагируют на песни, где тон не является важной составляющей. В песнях они с большей точностью способны повторить интонацию певца.

Культура влияет не только на то, какой слышится музыка, но и на то, какой смысл она несет.

Музыка выступает как глубокое, смешанное явление. Путь от звука к его восприятию проходит через наши воспоминания, воображаемые образы, наши движения. Наши эмоции на песню Коэна «Аллилуйя» вовсе не целиком зависят от звуков мелодии. Современные впечатления от этой песни, как правило, складываются благодаря кавер-версиям, а также использованию этой песни в анимационном фильме «Шрек». Звуки могут натолкнуть вас на образ милого зеленого огра, или вы вспомните Джуда Лоу из «Молодого папы». Возможно, они пробудят в вас чувства, которые вы испытали на концерте или когда слушали эту песню вместе с любимым человеком.

Несмотря на то, что музыка считается формой абстрактного искусства, сродни миру чисел, она воспринимается в зависимости от того, как мы двигаемся, говорим, мыслим. Ее потрясающая способность влиять на людей своими звуками основывается на фундаментальных связях нашего слуха с другими способами восприятия мира.

Перевод и адаптация: Лия Аникина, редакция Include

Оригинал материала: Aeon

Фотографии: из указанных источников

Фотография на обложке: Unsplash, Spencer Imbrock, CC0 Public Domain

Читайте также: Книга, в которой…, Бэнкси надо выйти


Источник: m.vk.com

Комментарии: