Не для корочки. Студенты о том, как это — самому выбирать, какие предметы хочешь изучать в университете |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-08-09 16:45
В американских фильмах и сериалах про студентов часто можно услышать, как герой или героиня взяли себе курс, например астрофизики или русского языка, выбрали историю или неорганическую химию. Для нас это звучит необычно. Как это — выбрать курс? Есть учебная программа, там уже всё расписано — что нужно изучить, когда и в каком объёме. Но сейчас некоторые российские вузы тоже начинают переходить на новую модель, когда часть курсов обязательна, а часть студент может выбирать самостоятельно. Один из первых —Тюменский государственный университет. Здесь студент с самого начала строит свою индивидуальную образовательную траекторию, помимо обязательных предметов выбирая себе элективы. Всего в вузе больше 400 курсов на выбор — от генетики до когнитивистики и современного искусства. За счёт них можно углубиться в свою специальность или собрать для себя индивидуальный набор навыков и знаний, с которым будет проще найти себя в профессии и заниматься тем, что нравится и востребовано на рынке, а не учиться просто для диплома. Medialeaks поговорил с тремя студентами ТюмГУ о том, как устроено такое обучение. Екатерина, филолог Когда я поступала на первый курс, ТюмГУ уже перешёл на новую систему обучения по индивидуальной образовательной траектории. Сначала всё это звучало непривычно и непонятно, но сейчас мне очень нравится. Класса с 8-го я уже понимала, чем хочу заниматься. Мне был интересен язык, литература, я сама что-то пробовала писать, поэтому поступила на филологию. Но если ещё год назад я думала, что после выпуска найду в Тюмени издательство и буду работать редактором-корректором, то сейчас планирую поступить в магистратуру и остаться преподавателем на кафедре русского языка. Наша учёба отличается от других вузов тем, что часть предметов у нас обязательная, а часть — по выбору. Они называются элективы. В первом семестре, правда, большого выбора не было. В качестве первого электива у нас была только математика разного уровня — обычная, для гуманитариев и высшая математика. То есть по факту мы выбирали только преподавателя, а не предмет. Но это тоже хорошо, потому что если знаешь определённого преподавателя, ходил на его курсы, то уже можешь представить себе обучение. Я взяла математику для гуманитариев. Второй электив у всех тоже был одинаковый — английский язык. Группы отличались только по уровню — простой и продвинутый. А вот со второго семестра началось интересное! Я выбрала электив «Онлайн и офлайн-издания». Это было издательское дело, но учитывая публикации в соцсетях, интернет-издания. Мы в том числе изучали основы программирования. Это было интересно, потому что мы понимали, что сможем в дальнейшем этим заниматься и применить знания на практике. Мне, конечно, нравится возможность выбора. У нас очень много интересных, иногда даже провокационных элективов. Например, «Кинотекст», «Пол и гендер», «Технологии интерпретации текстов», «Мифы народов мира», «Искусство споров». Не знаю ни одного университета, где было бы такое. С другой стороны, по другим предметам у нас много практики и проектной работы. Например, во втором семестре у нас появилась философия. Нежно люблю этот предмет! У нас была чудесная преподавательница, она постоянно устраивала интерактив. Например, брала тему или вопрос, иллюстрировала её серией из сериала или фильма. Затем предлагала принять одну из сторон и защищать её. Это было очень полезно, потому что даже когда ты абсолютно не приемлешь точку зрения, которая тебе выпала, ты всё равно находишь аргументы, какие-то детали, которые не замечал раньше. Ещё у нас был очень интересный проект — объединение дисциплин «Россия и мир» и «Цифровая культура». Мы выбирали темы, объединялись в группы и выполняли задания. У нас была тема «Несуществующее государство». Мы должны были придумать его, прописать символы, политику, экономику, историю и оформить всё это в цифровом варианте, то есть сделать сайт. Какие-то знания давали на лекциях, но многое пришлось искать самим. Я думаю, что обучение в формате проектной работы эффективнее, чем одни лекции. Когда сам ищешь знания, запоминаешь лучше, чем когда зубришь. Кроме того, во время такой работы отлично прокачиваются soft-skills (неспециализированные, но важные для карьеры навыки. — Прим. Medialeaks). Проект, который мы делали в группе, был колоссальным испытанием в плане знакомства с людьми, необходимостью найти к ним подход. Это было очень тяжело, потому что нам изначально объяснили, что в команду может попасть до 7 человек, а нас в итоге было 11. Не все занимались, не все пытались внести вклад, кто-то откровенно увиливал. Был даже человек, который поставил нам низкие баллы, когда в конце мы друг друга оценивали. После такого «умение работать в команде» — не просто строчка в резюме. Алина, учитель истории и английского языка Одно из основных отличий нашего вуза в том, что у нас нет учебных групп. Обычно в университетах есть определённые коллективы и чёткое расписание, а мы все перемешаны. Я ходила на лекции с физиками, химиками, информатиками, педагогам начальных классов. Сначала было непривычно, но сейчас мы уже с кем-то познакомились, и я думаю, в этом плюс индивидуальной образовательной траектории. Она развивает коммуникативные навыки, мы все общаемся между собой. В остальном учебный процесс мало отличается от обычного — те же пары, две сессии в год. По итогам экзаменов высчитывается средний балл. Те, кто набрал больше, получают право первыми выбирать элективы, которые нравятся. У нас есть самостоятельная работа, для которой нужно учиться добывать знания самим, не на парах. Например, мы делились на команды и создавали сайт. На парах частично рассказывали, как это сделать, но полностью информацию о дизайне и подборе информации мы узнавали сами. Сейчас я учусь на педагога истории и английского языка, но в магистратуру планирую поступить на медиакоммуникации и стать продюсером. Дело в том, что у меня сразу не было возможности начать образование с медиа. Но поскольку помимо обязательных курсов мы можем выбирать элективы, я двигаюсь в направлении будущей профессии, беру подходящие предметы. Один из них связан с медиакоммуникациями в цифровом мире — как раз то, чем я хочу заниматься. В следующих семестрах я планирую брать курсы, связанные с журналистикой и фотографией. Я думаю, что индивидуальная образовательная траектория помогает определиться с тем, что человек хочет, выбрать профессию. Если студент не уверен, что специальность ему подходит, он может взять элективы, например физику, химию, историю — что ему нравится. Он будет изучать это в течение семестра и потом решит, подходит ему это или нет. И на парах можно пообщаться с теми, кто уже учится по этому профилю, расспросить, чем они занимаются. И в целом индивидуальная образовательная траектория помогает расширить кругозор, не ограничиваться своими обязательными предметами. Виктор, филолог Как бы просто ни прозвучало, но главным преимуществом учёбы в ТюмГУ для меня является возможность выбора. Перед тем как приступить к дисциплине, всегда можно ознакомиться с её программой, понять, что именно будет изучаться — в обычном вузе такое недоступно. Кроме того, очень здорово, что ИОТ учитывает определённые личные устремления студентов. В элективных группах, как правило, собираются люди, объединённые узкими общими интересам, что позволяет найти себе новых друзей и единомышленников. Очень удобно, что из-за обилия элективов группы в них собираются маленькие — у преподавателя есть время уделить время каждому студенту. Моя страсть — русский язык и российская культура. Собственно, я учусь на специальности «филология русского языка». Вообще я являюсь этническим корейцем, но родился на территории Республики Узбекистан в городе Ташкенте. Выучил язык в лицее, где нам преподавали на русском языке. Поступление в российский вуз было одной из моих жизненных целей. Для этого я активно изучал историю России. По среднему специальному образованию я китаевед, то есть лингвист китайского языка. В будущем, я надеюсь, из меня получится хороший специалист именно в сфере преподавания лингвистики, то есть я хотел бы преподавать русский язык как иностранный в Китае или на территории моей исторической родины — Южной Кореи. Поэтому один из моих любимых элективов — «Латинский язык». Он для тех, кто увлекается общим языкознанием. Ведь латинский — основа для многих языков, и, изучая этот фундамент, учить какие-то определённые языки намного легче. Ещё один филологический электив — «Современный русский язык» — позволяет углубиться в зарождение русского языка, его основы, что, безусловно, тоже полезно для меня. Но это, так сказать, профильные элективы, а из непрофильных я ознакомился с элективом блока «Цифровая культура», «Фото- и видеоискусство». Там мы не только изучаем мир фото, видео, киноиндустрии в теории, но и овладеваем инструментами для работы с фото и видео, например Adobe Photoshop, Premiere, то есть учимся профессионально редактировать фотографии и монтировать видео. Со следующего года наш университет полностью переходит на индивидуальную образовательную траекторию, и это большой прогрессивный шаг. Объясню почему. Мне кажется, основная проблема высшего образования вообще в том, что нам дают какую-то базу знаний, но не рассказывают о том, как применить её в работе. Многие студенты не представляют, куда применить полученные теоретические знания. Однако ИОТ предлагает много прикладных элективов: например, я занимаюсь изучением программ 3ds Max, пакета Adobe, CorelDRAW. Я думаю, навык работы в них значительно повышает мои карьерные перспективы. Для меня главное в учёбе — это практика. Источник: medialeaks.ru Комментарии: |
|