Биохакеры — преступники или герои?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Казалось бы, «взломщики» собственного тела и разума преследуют благородные цели, но всё не так однозначно.

Биохакинг как инновационное общественное движение, открытое для всех желающих, в последнее время переживает пик популярности, у него есть свои конференции, СМИ и даже герои (например, Сергей Фаге). Сторонники движения (они называют себя биохакерами) всячески пытаются расширить возможности человеческого тела и разума: оптимизировать сон, питание, тренировки, выйти за пределы возможностей органов чувств или даже стать киборгами. Сюда же относятся и эксперименты на себе для получения новых лекарств.

Так, к примеру, компания Ascendence Biomedical, если судить по ее сайту, в настоящее время пытается уничтожить ВИЧ/СПИД, герпес и наладить «оптимизацию мускулатуры». Звучит футуристично и притягательно, но критики биохакинга (а их немало) беспокоятся о методах — зачастую их можно назвать ненаучными и, следовательно, небезопасными.

Так всё-таки — кто такие биохакеры? Современные колумбы и магелланы, первопроходцы и герои, на свой страх и риск открывающие неизведанные территории, психически нездоровые люди или преступники?

Редактирование ДНК — в каждый дом

Популярный биохакер (и провокатор) Джозайя Зейнер из Окленда считает, что каждый должен разбираться в том, как редактировать собственный геном. С этой целью он опубликовал руководство о том, как применять технологию CRISPR в домашних условиях, и даже внутривенно ввел себе ДНК, чтобы нарастить мышечную массу (эксперты сомневаются в том, что это вообще может сработать) — за этим событием, демонстрировавшимся онлайн, наблюдали почти 150 тысяч зрителей.

Но с точкой зрения Зейнера не согласны власти штата Калифорния. Они, как сообщает Silicon Valley, открыли расследование деятельности биохакера, подозревая, что он нелегально (без лицензии) ведет медицинскую практику.

Калифорнийские власти говорят, что начали расследование по инициативе лица, имя которого они отказываются назвать. Следователи уже запланировали допрос Зейнера в присутствии его адвоката. Согласно калифорнийскому законодательству, преступлениями являются лечебная практика или рекламирование лечения любых заболеваний, включая постановку диагноза, проведение операций или выписывание рецептов без соответствующей лицензии. Нарушителям грозит штраф до 10 тысяч долларов и тюремное заключение сроком до 1 года.

Компания Зейнера (The Odin) продает всем желающим наборы для редактирования ДНК (на основе технологии CRISPR). Научный консультант The Odin — профессор генетики из Гарвардской медицинской школы Джордж Черч. Цель компании Зейнера — популяризировать редактирование генома, в буквальном смысле начиная со школьной скамьи, с уроков биологии.

К примеру, за 299 долларов можно купить набор для редактирования генома древесной лягушки: если впрыснуть в ее спину жидкость из набора, земноводное в течение 4-5 недель увеличится в размерах вдвое. Эксперты считают, что по большей части эти наборы безопасны для здоровья подопытных, но всё же признают, что как бизнес-идея их продажа больше напоминает провокацию. Деятельность Зейнера, по мнению критиков, приближает то опасное время, когда все смогут редактировать свои гены без какого-либо контроля со стороны государства, тем самым создавая угрозу для здоровья человека.

Сам биохакер утверждает, что шокирован новостями о начавшемся расследовании, и говорит, что будет бороться. «Я всегда пытался работать в рамках американского законодательства, я на самом деле хочу помочь людям». Зейнер предвидел, что такой день — когда его обвинят в нелегальной медицинской деятельности — придет, поэтому он, по его словам, никогда не пытался кого-либо лечить или предлагать свои наборы в качестве лекарств. В сердцах он опубликовал твит следующего содержания: «Самое плохое то, что многие умирают. Но не из-за меня, а из-за того, что правительство отказывается предоставлять людям самое современное лечение, а в некоторых случаях — первичное медицинское обслуживание. А тюрьма грозит мне».

Самодельный инсулин

Тем временем поиск лекарств (аналога уже существующих или совершенно новых) — одно из активных направлений биохакинга. Причины могут быть разнообразными: недостаточно лекарств в продаже, завышенные цены, а также противостояние фармацевтической индустрии.

В США в настоящее время полная стоимость разработки нового лекарственного препарата (от лабораторных испытаний до выведения на рынок) оценивается в 2,6 млрд долларов, в среднем на весь процесс уходит около 12 лет. При этом одобрение со стороны контролирующих органов получают менее 1% потенциальных лекарств. Учитывая всю длительность и дороговизну процесса, защиту патента и так далее, вполне понятно, почему люди устают ждать и берут производство в свои руки.

Так, на благо общества работает и коллектив биохакеров Open Insulin Project: они совместными усилиями пытаются создать дешевый аналог инсулина — жизненно важного («как кислород») лекарства для страдающих диабетом. Возможно, они даже будут раздавать его бесплатно. Почему? Немного цифр: диабет — самая дорогая болезнь в США (327 млрд долларов — ежегодные расходы на его лечение, 15 млрд из которых приходится на инсулин). Цена на это лекарство стабильно растет: с 2002 по 2013 он втрое вырос в цене, а с 2012 по 2016 — еще в два раза. Без страховки больной диабетом будет вынужден платить тысячи долларов ежемесячно. В результате всего этого 25% из 7,4 млн американцев, принимающих инсулин, вынуждены экономить на нем — что приводит к фатальным последствиям.

Биохакеры из Open Insulin надеются изменить ситуацию. Один из основателей группы, программист Энтони Ди Франко, лично заинтересован в этом — у него диабет 1 типа. По словам молекулярного биолога Торнтона Томпсона, входящего в Open Insulin, если им удастся создать инсулин в лаборатории за смешные деньги (годовой бюджет — 10 тысяч долларов), они докажут, что его рыночная цена завышена. Цель проекта — создать аналог инсулина, который не нарушал бы существующие патенты, и сделать его доступным для широкой общественности. Как только первая порция инсулина будет создана, Ди Франко выступит первым подопытным. Если всё пройдет благополучно, он обещает переключиться на это лекарство взамен дорогих вариантов.

Изобрести аналог уже известного лекарства — не то же самое, что создать его с нуля. Работа Open Insulin в этом плане облегчается тем, что участники проекта знают механизм его действия. Более того, они считают себя правыми и с точки зрения морали: в 1923 году изобретатели инсулина (Фредерик Бантинг, Чарльз Бест и Джеймс Коллип) продали патент на него Университету Торонто за символическую сумму (каждый получил по доллару). Они верили в то, что столь важное лекарство должно быть доступно всем нуждающимся.

У Open Insulin могут быть проблемы с властями, если они решат заняться дистрибуцией своего инсулина. Тут им придется иметь дело с Управлением США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Впрочем, законы страны не запрещают лечиться произведенным самостоятельно лекарством, поэтому участники проекта думают, что смогут безбоязненно опробовать его на Ди Франко.

Другой вариант (и он представляется им более целесообразным) — выложить в открытый доступ рецепт дешевого инсулина, чтобы им могли воспользоваться больницы и другие организации. Впрочем, Управление США по санитарному надзору в этом случае всё равно должно проверить и одобрить каждый сайт, на котором размещается подобный рецепт. Open Insulin уже ведет переговоры с юристами о том, как можно разрешить ситуацию.

Но есть еще одна проблема. Некоторые эксперты не верят в безопасность нового инсулина. Эксперт по диабету из Вашингтонского университета Ирл Хирш утверждает, что создать инсулин подходящего качества может быть довольно сложно: «Учитывая тот факт, что компании, которые производят инсулин, изо всех сил стараются соответствовать требованиям Управления США по санитарному надзору, маловероятно, что кто-то сделает это в своем гараже, и меня очень беспокоит, что кто-то введет себе это лекарство».

По сути, делает вывод в статье для The Conversation кандидат на присуждение степени доктора философии в области клинических исследований Королевского университета Белфаста Роэн Ананд, попытка биохакеров разработать новые лекарства бросает тень на качественные научные исследования и угрожает безопасности тех, кто решится их опробовать на себе. Без тщательного доклинического лабораторного анализа того или иного препарата очень сложно предугадать, каким образом он поведет себя при взаимодействии с человеческим организмом.

С «самодельной» генной терапией также возникают сложности: биохакеры внедряют новый генетический материал в свою ДНК, в сущности, переписывая правила. Если отредактировать не тот кусочек ДНК (а риск ошибки огромен!), можно даже спровоцировать возникновение опухоли. Выводы, полученные из подобных биохакерских экспериментов, весьма далеки от стандартов доказательной медицины.

Автор: Денис Шлянцев


Источник: portalinet.ru

Комментарии: