Философия постмодернизма: Жиль Делез, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жак Лакан, Жан Бодрийяр (лекции, выступления, фильмы)

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-07-30 04:57

Философия ИИ

1. Лекция-выступление Жиля Делеза «Что такое акт творения?» (1987)

2. Ноам Хомский и Мишель Фуко: Дебаты о природе человека (1971)

3. Док. фильм «Жак Лакан говорит» (1972)

4. Док. фильм «Деррида» (2002)

5. Фрагмент лекции Андрея Великанова «Жан Бодрийяр. Гиперреальность. Симулякр. Симуляция»

6. Лекция Александра Маркова «Жак Деррида: эстетический проект и его философская рецепция»

7. Жак Деррида: фильм-размышление «Заметки о слепцах» (1991)

8. Лекция Виктора Мазина «Психоаналитическая критика: Жак Лакан и эстетика возвышенной Вещи»

9. Кирилл Мартынов: «Мишель Фуко как политическии? философ»

10. Лекция Артемия Магуна «Спор о безумии. Жак Деррида против Мишеля Фуко»

1. Лекция-выступление Жиля Делеза «Что такое акт творения?» (1987)

Чем занимается философия? Что есть творчество в философии, науке, искусстве? Каковы условия возникновения чего-то нового? Что значит «иметь идею» в философии и искусстве? Как в искусстве решается проблема пространства и времени? Как между собой соотносятся творчество и коммуникация? Какую роль играет произведение искусства в обществе контроля?

17 мая 1987 года Жиль Делез по приглашению кинокритика Жана Нарбони выступил перед студентами Французской национальной киношколы «Ля Феми» (La Femis) с лекцей «Что такое акт творения?». Уже после смерти Делеза расшифровка этого выступления вошла в сборник текстов философа «Ж. Делез. Два режима безумия». Делез говорит о философии, науке, искусстве как творческих дисциплинах. О философии как нерефлексии; о том, что такое идея в какой-любо области; о пространстве-времени как пределе для творческих дисциплин. О творчестве и коммуникации: искусство и философия не есть ни созерцание, ни коммуникация; о произведении искусства как сопротивлении. Содержание лекции обобщает тезисы из таких работ автора как «Кино» и «Что такое философия?».

2. Ноам Хомский и Мишель Фуко: Дебаты о природе человека (1971)

Полная версия потрясающих дебатов о философии и политике, записанных для нидерландского телевидения. В 1971 году французский философ и историк Мишель Фуко и американский лингвист Ноам Хомский встретились в телестудии для того, чтобы обсудить один из фундаментальных вопросов философии — существует ли такое явление, как человеческая природа? Хомский до сих пор помнит ту беседу. «Он поразил меня совершенной аморальностью», — говорит Хомский. «Я никогда не сталкивался с тем, кто был бы настолько аморальным». «Я хочу сказать, что он был мне симпатичен как личность. Но я едва ли мог его понять. Он словно принадлежал какому-то другому виду».

3. Док. фильм Франсуазы Вольф «Жак Лакан говорит» (1972)

Лакан во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов. Описать его творчество — значит попытаться объять необъятное. К многогранности его исследований, а также к туманности самих выводов (в силу неразработанности данной темы на то время), стоит добавить и отсутствие полноценных письменных трудов. Жак Лакан предпочитал излагать свои идеи не на бумаге, а устно, на семинарах, материалы которых стали публиковаться только в конце его жизни.

Фильм Франсуаза Вольф состоит из двух частей. В первой представлена документальная запись лекции, прочитанной известным психоналитиком в 1972 году. Зафиксированная на плёнку встреча со студентами интересна не только размышлениями Лакана о языке, смерти или коммуникации, но и реакцией аудитории, которая ответила на речь Лакана жестом прямого политического высказывания. Вторая часть представляет собою интервью с Жаком Лаканом — спокойное по форме и двусмысленное по содержанию.

4. Док. фильм Кирби Дика «Деррида» (2002)

Знаменитый французский философ Жак Деррида предстает перед зрителем не только как автор философских текстов, но и как преподаватель, прохожий, друг. Особый эстетический объект, который в духе всей философии французского мыслителя подвергается деконструкции по ходу развёртывания фильма.

5. Фрагмент лекции Андрея Великанова «Жан Бодрийяр. Гиперреальность. Симулякр. Симуляция»

«Жан Бодрийяр. Гиперреальность. Симулякр. Симуляция. Имплозия масс. Пустой знак». 29-я лекция курса «Философия искусства». Лектор Андрей Великанов. В этом фрагменте — о Бодрийяре-фотографе.

6. Лекция Александра Маркова «Жак Деррида: эстетический проект и его философская рецепция»

Пути влияния идей Жака Деррида на эстетику. «Голос и феномен»: радикальная критика представлений о выразительности, практический аспект интеллектуальных операций и их эстетизация. Проблематика возвышенного в теории имени Деррида: имя и явление, политический и экономический аспекты знака. Эстетика социального и установление границ социального опыта как границ возвышенного. Проблема изображения как фрагмента и историзация опыта трансцендентального. Эстетический подход к возможному и деконструкция как замена причинно-следственных связей на картографию границ переживаний и действий. Теория искусства: статус искусства как проекции артистического поступка, в отличие от статуса «социального», просто аккумулирующего готовые поступки. Теория «следа» Деррида и попытка новой классификации искусств. Попытки прочесть Жака Деррида в теоретико-познавательном или в риторическом ключе, неудача этих попыток применительно к эстетической мысли автора.

7. Жак Деррида: фильм-размышление «Заметки о слепцах» (1991)

В 1990-м году Лувр предложил французскому философу Жаку Деррида создать визуально-философский продукт по материалам экспозиции музея. Философом был выбран образ слепца в живописи. В фильме Деррида размышляет по поводу рисунков луврской экспозиции Parti-pri. Режиссер запечатлевает рождающуюся мысль и с помощью различных репрезентативных средств позволяет нам увидеть те сближения, которые Деррида устанавливает между жестом художника и жестами слепца. Работа Жака Деррида — не просто серия остроумных парадоксов, но новая/иная генеалогия рисунка, видения, репрезентации и даже самой генеалогии.

8. Лекция Виктора Мазина «Психоаналитическая критика: Жак Лакан и эстетика возвышенной Вещи»

Виктор Мазин – психоаналитик, критик, главный редактор журнала «Кабинет», автор множества книг и статей по проблемам психоанализа, деконструкции и художественной критики, основатель Музея сновидений Фрейда. На лекции Мазина речь пойдет о взаимодополняющих отношениях этического и эстетического режимов, о выведении объекта на грань Вещи, о теории визуального поля и проникновении Лакана на территорию современного искусства и критики.

9. Кирилл Мартынов: «Мишель Фуко как политическии? философ»

Философ Кирилл Мартынов об истории безумия, появлении дисциплинарного общества и «паноптиконе».

Знаменитого французского философа Мишеля Фуко достаточно трудно классифицировать как политического философа в строгом смысле слова. Сам он никогда таким образом не представлялся. Если смотреть на список его трудов, теоретических работ о политике у него, на первый взгляд, нет. Но если мы посмотрим на основные понятия, с которыми работал Фуко в течение своей карьеры, то увидим, что на первом месте стоит власть. Фуко в этом отношении был своего рода революционером, который пытался переформулировать понятие власти таким образом, чтобы пересмотреть и те правила игры, которые существовали в стандартной политической философии...

10. Лекция Артемия Магуна «Спор о безумии. Жак Деррида против Мишеля Фуко»

После Второй мировой войны философская жизнь и вместе с ней наиболее интересные философские споры перемещаются на довольно длительное время во Францию. Французская ситуация того времени характеризовалась пересечением самых разных направлений. Во-первых, это влияние Хайдеггера: несмотря на его нацизм, во Франции его ценили и переводили, правда, рассматривали в меньшей степени как героя экзистенции, а в большей степени как крупнейшего систематического метафизика, феноменолога. Во-вторых, это психоанализ, который пережил новое рождение через рецепцию во Франции, прежде всего кру?гом Лакана. И в-третьих, это структурализм, то есть учение о языковой семиотической детерминации общественных, культурных процессов...

Комментарии: