Ян плампер - история эмоций

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-06-01 10:23

Психология

Два века назад, в 1819 году немецкий анатом Карл Фридрих Бурдах обнаружил в человеческом мозгу миндалевидное тело, которое он счел «хранилищем» страхов и фобий. Спустя сто лет нейрофизиологи установили, что в этой зоне мозга проходят процессы, которые вызываются источниками угрозы. И уже в наше время пришли к выводу, что именно в мозговой «миндалине» сосредоточена вся эмоциональная жизнь человека. Таким образом, история познания человеком мира разделилась на две неравнозначные части: сначала – 2500 западной философской и богословской мысли, и на смену им пришли исследования человеческой психики, которым чуть больше ста лет. Американский исследователь Ян Плампер написал монографию об истории эмоционального познания мира, взяв за основу теорию о двух моделях изучения окружающих человека событий, одна из которых построена на рациональном знании, вторая – на рефлексиях.

Традиционно эмоции – сфера психологии. Однако занимаются ими физиологи (казалось бы, причем тут миндалина), антропологи (попробуй пойми, что такой song у жителей атолла Ифалик, вроде гнев, но не совсем), лингвисты (понимание эмоций невозможно в отрыве от языка на котором формулируется их осознание), культурологи и даже археологи. В книге много места уделяется нейронаучным моделям эмоций, как наиболее быстро развивающемуся направлению. «Жизнь может постоянно оставлять следы на мозге, но и мозг становится объектом исторической изменчивости. Нам придется признать, что мозг — объект историзации, культурный объект. Мы не можем более видеть в нем оплот неизменяемой природы» - утверждает Ян Плампер.

Книга построена вокруг спора между социально-конструктивистскими и универсалистскими теориями эмоций — спора, который структурировал исследовательскую практику в различных областях изучения чувств на протяжении более ста лет: социальные конструктивисты полагают, что эмоции являются преимущественно результатом научения, культурно специфичны и подвержены историческим изменениям, тогда как универсалисты настаивают на том, что эмоции одинаковы во всех культурах и во все времена. Автор историзирует и проблематизирует эту бинарную оппозицию, указывая на возможности изучения эмоций за пределами конструктивизма и универсализма.

При этом книга очень насыщена ссылками, помимо цитирования и отсылок к книгам и статьям в тексте с обязательными библиографическими данными внизу каждой страницы, автор приводит еще большой список дополнительной литературы для всех желающих, обзор которой не проводился в книге (!!!!! избранная библиография приводится на 40 страницах). Интересующемуся читателю читать-не перечитать.

Комментарии: