Общая характеристика арт-дискурса

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В настоящее время в рамках когнитивного направления в отечественной лингвистике все большую популярность приобретает термин "дискурс", в трактовке которого у ученых нет единого мнения.

В лингвистике под дискурсом принято понимать "связный текст в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурным, психологическими и др.) факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемую как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)" [3, c. 136].

В современном мире сознание человека, его мышление и миропонимание формируются под влиянием дискурсов, которые окружают его в повседневной жизни. Дискурс имеет отношение ко всем сферам деятельности индивида и может быть представлен любыми высказываниями в письменной или устной форме, такими как: научные публикации и учебные материалы, лекции, очерки в периодических изданиях и выступления по каналам СМИ журналистов, политиков и деятелей культуры, деловая переписка, медицинские рекомендации; словом, всем, что предназначено для целенаправленного воздействия одних людей на других [21]. Дискурс - целостное речевое произведение.

В вопросе о том, что первично, текст или дискурс акцент делается на динамической стороне дискурса, а также на первичности дискурса, что по отношению к тексту является одним из ключевых аспектов в трактовке дискурса в теории коммуникации: дискурс здесь понимается как коммуникативное действие, в ходе которого продуцируются и артикулируются тексты [21]. По словам Н.Н. Зябловой, "сторонники теории о том, что текст первичен, ссылаются на то, что дискурс актуализирует язык (как абстрактную знаковую систему) и тексты (как абстрактные ментальные конструкты)" [21, c. 223].

И все же текст и дискурс взаимозависимы. Любой дискурс также является текстом. Но не каждый текст - это дискурс. Так, например, книга, находящаяся на полке, будет текстом, пока не попадет в руки читателя (адресата) [21].

Рассуждая о разнице между дискурсом и текстом, Т.А. ван Дейк утверждает, что дискурс - это актуально произнесенный текст (parole - речь), а "текст" - это абстрактная грамматическая структура произнесенного (langue - язык) [43]. Итак, дискурс - это понятие, касающееся речи, актуального речевого действия, тогда как "текст" - это понятие, касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности.

Д.М. Хасанова утверждает в своей работе, что современные исследователи подчеркивают, "текст как языковой материал не всегда представляет собой связную речь, т.е. дискурс" [41, c. 7]. Стремясь дифференцировать понятие "дискурс" и понятие "текст", теория дискурса всегда подчеркивала деятельностный, динамический аспект языка: понятие "дискурс" отличается от текста тем, что оно представляет язык как процесс, учитывающий воздействие экстралингвистических факторов в акте коммуникации, и как результат, представленный в виде фиксированного текста [41].

Одним из видов дискурса считается арт-дискурс или иначе дискурс об искусстве и касающийся искусства. Этот термин новый, он еще не получил четкого определения и широкого распространения. Среди немногих определений в энциклопедическом словаре под редакцией А.А. Бодалева существует такое: "Дискурс современного актуального искусства представляет собой форму объективации содержания сознания, реализуемую художественными (изобразительными) средствами (языком искусства) в русле постмодернистской социально-культурологической концепции, расширяющей рамки искусства и размывающей границы между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью" [30 с. 15]. В данном определении внимание в большей степени уделяется дискурсу самого объекта искусства.

Существует и второе понимание термина, которое представляет для нас больший интерес в соответствии с темой нашего исследования.

Продуктивным представляется рассматривать арт-дискурс как разновидность публицистического дискурса, в основе которого "авторское мнение, авторская позиция" [11]. В современном медиапространстве существует несколько наиболее популярных жанровых разновидностей арт-дискурса (интервью, дискуссия, ток-шоу и др.), обзор которых дает возможность выявить определенную их общую особенность: среди наиболее частотных оказываются те, в центре внимания которых личность актера, режиссера, художника, поэта, музыканта и пр. [11].

С целью более точного определения понятия "арт-дискурс" необходимо изучение концептуальной картины мира, характерной для его автора. Особый интерес представляет жанр портретного интервью с творческой личностью, в котором представлены картина мира автора произведения искусства (в широком смысле) и картина мира обобщенного зрителя (слушателя, читателя), транслируемая журналистом [12].

Отражение подобных идей мы можем обнаружить и у других исследователей. У.А.Жаркова утверждает: "Когда произведения искусства становятся предметом произведений вербальных, совокупность, взаимодействие и функционирование последних становится особым видом дискурса - искусствоведческим" [17, c. 49]. Термин "искусствоведческий" представляет собой аллюзию к названию науки об искусстве, но, безусловно, следует признать, что научные тексты из указанной предметной области формируют лишь одно из микрополей искусствоведческого дискурса, сосуществующее с текстами разной прагматической природы - рекламными, публицистическими, биографическими и т. д. И, тем не менее, название типа дискурса как нельзя более точно отражает его сущность - какой бы ни был текст, как правило, его автор стремится "ведать искусством", понять и объяснить его смысл, предложить свою версию позиции художника и в этом смысле отождествить себя с ним, ведь даже споря с творцом произведения искусства, автор текста часто "говорит" за художника, приписывая ему те или иные интенции [17].

Следует отметить, что существуют различные подходы к рассмотрению природы искусствоведческого текста и искусствоведческого дискурса в рамках теории арт-дискурса.

Искусствоведческий текст - это текст, созданный специалистами (искусствоведами, критиками искусства), который передает зрителю и читателю вербально опосредованное, условно-эквивалентное содержание художественного произведения [16]. Кроме того, искусствоведческий текст (письменная вербальная интерпретация произведений изобразительного искусства, выполненная профессионально) можно определить как вербально декодированное визуальное эстетическое сообщение, лингвистически обработанный результат процесса рецепции [31]. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что искусствоведческий текст - это особая вербальная форма интерпретации произведений искусства, выполненная специалистом.

Е.А. Елина делает акцент на интерпретативную составляющую текстов по искусству: "… невербальный вид художественного творчества постигается субъектом посредством включения механизма рецепции, оценивается, переводится в вербальный код и тем самым интерпретируется" [15, c.5]. В работах А. П. Булатовой искусствоведческий дискурс определяется как "вербализованный опыт мышления относительно области объектов, бытующих как произведения искусства, организованный в рамках стратегий восприятия, авторитета, оценочности и других искусствоведческих стратегий" [6, c. 44]. Размышляя об особенностях искусствоведческого дискурса, О.В. Коваль отмечает его ярко выраженный семиотический характер, говоря о том, что данная дискурсивная область "оперирует знаками единичного и всеобщего, сообщая, между тем, нечто и о языке и о том, о чем при его помощи можно рассказать" [24, c. 40]. Однако, по словам вышеуказанного автора, рассматриваемый тип дискурса имеет двойственную природу, поскольку перенос знака, символа, изображения на вербальный уровень, реализация которого происходит за счет средств того или иного языка - весьма сложный и неоднозначный процесс. В результате этого искусствоведческий дискурс "как бы "зависает" между чистой визуальной ощутимостью пластической формы, и языковой дискурсией по ее поводу… это всегда балансирование между планом изображенного и планом изображения" [24, c. 41].

Как показывают приведенные определения, многие дискурсологи сходятся на том, что искусствоведческий дискурс неизменно связан с интерпретацией, толкованием, при этом "…процесс экспликации смысла текста (его основной мысли) зачастую носит субъективный характер".

Можно сказать, что искусствоведческий дискурс есть целенаправленная коммуникативная деятельность, связанная с интерпретацией произведения (или произведений) искусства, осуществляемая ее участниками в форме устной и письменной речи, в соответствии с принятыми в обществе правилами, нормами, стандартами [29]. Из определения следует, что указанный тип дискурса представляет собой полноценную коммуникацию, имеющую свою специфику и неповторимость. Необходимо разграничить две модели взаимоотношений участников данного типа коммуникации, поскольку дискурс искусствоведа может быть реализован как невербально, так и вербально - назовем это невербальный искусствоведческий дискурс (I тип) и вербальный искусствоведческий дискурс (II тип). Наличие вышеуказанных типов позволяет нам говорить о двойственной, вербальной и невербальной, природе рассматриваемого явления. В отношении искусствоведческого дискурса I типа вполне применима традиционная коммуникативная модель, предложенная Р.О. Якобсоном, "в соответствии с которой процесс общения реализуют: а) адресант - отправитель информации (в контексте искусства - создатель произведений искусства); б) адресат - получатель данной информации (зритель, критик); в) контекст - означаемое; г) тема и форма сообщения - материал передачи информации; д) код - свод фиксированных правил, осуществляющих передачу сообщения; е) канал связи; ж) контакт" [42, c. 198].

Создатель произведения искусства отправляет информацию, зашифрованную посредством образов, символов и др. адресату в лице зрителя/ критика. Темой и формой обозначенного типа коммуникации служит непосредственно произведение искусства, вернее, вид его материализации (полотно, поэма, пьеса, скульптура, фильм и др.), передаваемый при помощи символов, образов, знаков.

В последующем зритель/ критик, пытаясь понять посыл автора произведения искусства, интерпретирует его, "домысливая" то, что намеревался выразить мастер. На данном этапе критик осуществляет коммуникацию на вербальном уровне, реализуемую при помощи текстовых сообщений, в которых представлена субъективная оценка проблемы и авторитет искусствоведа в его стремлении "ведать" искусством. Это уже модель вербального искусствоведческого дискурса II типа [29].

Согласно вышесказанному можно сделать вывод, что арт-дискурс - понятие достаточно многогранное, чтобы включать в себя многие аспекты. Прежде всего, это связный текст интерпретации объекта искусства в совокупности с экстралингвистическими факторами. Кроме того, арт-дискурс является коммуникативной деятельностью, где должен присутствовать отправитель и получатель информации. Важной частью данного вида дискурса является интерпретация получателем информации, согласно собственной, а также национальной картине мира. Эта характеристика позволяет рассмотреть арт-дискурс в контексте лингвокультурологии.

.Зяблова, Н. Н. Дискурс и его отличие от текста [Текст] / Н. Н. Зяблова // Молодой ученый. 2012. №4. С. 223 - 225.

.Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. / В. И. Карасик // Волгоград, 2002.

  • 23. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н.Караулов // М., 1987.
  • 24. Коваль, О.В. К методологии изучения лингвосемиотической и

культурной специфики концептосферы "искусства / искусствознания". / О.В. Коваль // Харьков. Вып. 1, 2, 3. 2008. С. 40 - 43.

  • 25. Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. / В.В. Красных / М., 2002.
  • 26. Макарова, О.А. Концептуально-метафорическое наполнение культурологического дискурса [Текст] / О. А. Макарова // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 4.С. 180 - 185.

Источник: m.vk.com

Комментарии: