Машинное обучение предсказало рост кристаллов в два раза лучше людей

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Китайские физики применили методы машинного обучения для прогнозирования успеха экспериментов по росту монокристаллов на основе выбранных условий. Точность алгоритма достигла 81 процента, в то время как сами ученые, на чьих данных система обучалась, правильно подбирали условия лишь в 36 процентах случаев. Применение такой системы позволит экономить ресурсы и время исследователей, пишут авторы в журнале Chinese Physics Letters.

Монокристаллы — это макроскопические кристаллические тела, структура которых представляет единую непрерывную решетку. Такие вещества обладают особыми свойствами, сильно зависящими от конкретного соединения и вида кристаллической решетки. Некоторые давно нашли применения в технике (в частности, современная электроника во многом зависит от монокристаллов кремния), а другие необходимы для проведения современных научных изысканий во многих областях, таких как нелинейная оптика и физика конденсированного состояния. Например, для исследования квантового эффекта Холла или вейлевских полуметаллов требуются высококачественные кристаллы.

Однако получение крупных монокристаллов, особенно в случае сложных соединений, исключительно трудно, так как процесс их роста зависит от многих факторов, таких как температура, соотношения элементов, потоки веществ и многое другое. Чрезвычайно сложным является процесс получения монокристаллов тернарных соединений, то есть состоящих из трех различных химических элементов. Это связано с частым отсутствием фазовых диаграмм для таких случаев, то есть зависимостей фаз и составов получающихся соединений от параметров.

Физики под руководством Хун Дина (Hong Ding) из Китайской академии наук решили облегчить работу экспериментаторов и создали автоматический способ, который позволят заранее определить, вырастет ли нужный кристалл в заданных условиях. Для этого они рассмотрели рост кристаллов тернарных соединений широко распространенным методом раствор-расплавной кристаллизации и обучили систему машинного обучения на данных реальных экспериментов.

Авторы использовали два набора экспериментальных данных (649 и 115 опытов), причем в них фигурировало 65 различных химических элементов. Данные включали температурные кривые роста, элементный состав и соотношения исходных реагентов, а также условия проведения опытов. Успешный опыт завершался получением монокристалла, в неуспешном формирования нужного соединения не происходило. Для обучения использовалось 75 процентов данных, а на остальных тестировалась работа алгоритмов.

Исследователи применили четыре метода машинного обучения: методы опорных векторов (SVM), дерева решений, случайного леса и градиентного бустинга деревьев решений. Каждый алгоритм был независимо протестирован и по итогам дерево решений использовалось для определения наиболее важных параметров при выращивании данного кристалла, а SVM использовался в качестве предсказателя — он смог достичь результата в 81 процент на тестовой выборке, в то время как ученые выбирали подходящие условия лишь в 36 процентах экспериментов. Авторы отмечают, что использование подобной методики может привести к значительной экономии средств, человеческих ресурсов и времени.

«Мы использовали модель, полученную применением дерева решений к обучающей выборке, для анализа важных факторов роста монокристаллов. На основе этой информации мы применяли SVM для прогнозирования успешности выращивания кристалла в данных лабораторных условиях, — говорит соавтор работы Юй-Цзе Сунь (Yu-Jie Sun). — Точность нашего подхода будет увеличиваться по мере накопления экспериментальных данных для обучающей выборки».

Ранее машинное обучение позволило нарисовать лица людей по голосу, предсказать зарплату, находить протопланетные диски и определять магнитное поле на дальней стороне Солнца. В целом об этом подходе к искуственному интеллекту мы говорили в материале Азбука ИИ: «Машинное обучение».

Тимур Кешелава


Источник: nplus1.ru

Комментарии: