Творческая природа познания

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск
Регистрация на сайте
Сбор средств на аренду сервера для ai-news

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация




RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru


2019-04-15 03:01

Философия ИИ

Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Рассматривая типы актов сознания, Кант особым образом выделил воображение. Человек склонен не только к пассивному восприятию и мышлению, когда он лишь обрабатывает возникающие перед ним предметы, но также способен создавать нечто совершенно новое. Воображение нельзя выразить только через мышление понятий или рассудочное представление вещей.

Рассматривая роль воображения в познании субъекта, Кант совершает так называемый "коперниканский переворот в философии": человек не просто меняет себя, чтобы познавать мир, но и мир (а точнее его представление) вынужден меняться под влиянием воображения человека. Научная деятельность базируется на творческих актах, которые и есть акты воображения. Человек не открывает законы природы — он творчески их создаёт. Это подтверждается тем фактом, что очень многие научные теории и открытия первоначально были созданы различными учёными и в совершенно разных формулировках, но позднее, в рамках унификации и стандартизации науки, часто распространение получает какая-то одна. Так, например, исторически было признано, что методы обращения с бесконечно малыми величинами Ньютона и Лейбница оказались эквивалентны, хотя сами формы и записи и рассуждений их были различны. Точно также в XX веке абстрактные конструкции, которые в итоге стали теоретической основой архитектуры современных вычислительных устройств, эвристически считаются абсолютно эквивалентными: Машина Тьюринга, рекурсивные функции Гёделя и лямбда-выражения Чёрча.

Это же относится и к главному открытию Николая Коперника: наука не открыла, что Земля вращается вокруг Солнца, можно сказать, что Солнце стало центром солнечной системы только тогда, когда люди об этом заявили. Движение и пространство относительны, и в них нельзя выделить какого-то абсолюта, поэтому в строгом смысле нет никакой возможности объективно установить некий "центр" Вселенной или хотя бы Солнечной системы. Однако именно в творческом познании мы обнаруживаем потребность упорядочивать знания о мире тем или иным образом, и в определённый момент гелиоцентрические представления стали в большей степени качественно упорядочивать все прочие связанные знания человека.

Это может выглядеть отчасти абсурдно, так как, разумеется, свойства объективного мира не могут зависеть от того, как на них смотрит человек, а взаимоотношения космических тел имеют ровно ту же природу, что и до возникновения науки и даже до возникновения человека. Но все наши понятия о природных взаимоотношениях (например, что значит быть центром системы, иметь сферическую форму или вращаться) существуют в первую очередь как часть человеческого сознания, и потому внутри него представление мира может переворачиваться. Хотя в определённых случаях можно сказать, что эти перевороты обусловлены ростом объёма и качества нашего знания, но также можно сказать, что ряд вариаций знания о мире и его частях оказываются абсолютно равнозначны.

Комментарии: