Экзистенциально, однако

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Пока дорогой читатель, впервые столкнувшийся с этим понятием, пытается по памяти повторить это страшное слово, мы разберём этимологию данного термина.

Слово экзистенциализм происходит от лат. existentia – существование. Термин обозначает на сегодняшний день одно из самых крупнейших философских течений. Как уже понятно из названия, главным предметом здесь является существование. Само направление наиболее актуальным было накануне первой мировой, но, чтобы понять про какое собственно «существование» идёт речь, мы заглянем в прошлое ещё дальше.

Чуть ранее экзистенциализма возник эссенциализм, от лат. essentia «сущность», который, как вы уже могли понять, противоположен своему потомку, ведь ставит на первое место совсем другое.

Вы наверняка задумывались о судьбе? Вот уготована человеку такая вот судьба, и ничего ты тут не попишешь. То есть люди, которые верят в судьбу, предназначение и тому подобное, считают, что наши действия и поступки уже предписаны и ничего не изменят в нашей жизни.

«Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет».
Уильям Шекспир

Говоря чуть точнее, должна вроде как существовать некая «брошюрка человека», которая и определяет, кто он такой. Говоря ещё более точно, у какого-то объекта есть неизменный набор качеств и свойств, вроде его модели, которая существует до появление самого объекта. Ну а теперь станем совсем философами и скажем: сущность предшествует существованию. Значит в экзистенциализме существование предшествует сущности. Почему?

В 30-е годы экзистенциализм стал реакцией интеллигенции на возраставшую тогда отрешенность людей. Страдания человека, одиночество, его незащищённость, со всем этим знаком каждый из нас, в то время как «прекрасное далёко» остаётся хоть и прекрасным, но всё же далёким.

Именно к этому пришёл основатель экзистенциализма датский психолог, писатель ну и разумеется философ Сёрен Обю? Кье?ркегор. Он раскритиковал современный ему романтизм и утверждал, что никакого истинного счастья в жизни нет. Человек может страдать, человек может не страдать, но счастливым ему не бывать. И лишь осознав это непрерывное мучение личности в мире, её разум может считаться свободным.

Не подумайте, это никак не тупик! Это лишь поиск новых путей реализации человеческой свободы. Человек нашёл страх, нашёл одиночество в этом мире, значит должен найти и выход. Как его находил Кьеркегор? Он считал, что личность в процессе существования должна пройти три стадии:

— Эстетическая. Мы наслаждаемся миром и жизнью в различны её формах, но, пресытившись в какой-то момент и осознав временность этих удовольствий, сознательно переходим к следующей стадии.

— Этическая. Теперь перед нами уже стоит выбор, как жить дальше. Поэтому личность добровольно подчиняет себя определённой морали, возлагает на себя долг и благородные обязательства.

— Религиозная. На этой стадии личность должна осознать перманентность страдания и бренность чуждого ей мира. И по Кьеркегору, лишь служением богу она может освободиться от мучений, ведь само страдание – это плата перед богом за спасение.

Человек создаёт себя сам, в процессе своего существования. Нашу личность формируют наши действия и поступки, которые являются свободными и за которые мы несём ответственность. Вот именно проблемы морального выбора и ответственности составляют суть учения.

Экзистенцией является то подлинное существование, при котором личность отказывается от ложного, отказывается от подавления в себе своего «Я» и осознает ответственность за свою жизнь. Синтез свободы и необходимости не даётся человеку от природы до его существования, его необходимо синтезировать самому, построив свою жизнь определенным образом. Сам философ считал, что достиг той самой цели и указал написать на надгробном камне «Этот Единичный».

По Ясперсу

За Кьеркегором, Карл Ясперс был одним из первых кто поднял проблемы экзистенциализма в 20 веке. Философ утверждал, что человек живёт бессмысленной жизнью, не зная и не желая знать своего «Я». Он разделил бытие мира на три условных уровня:

— Предметное бытие. Мир чувств и явлений. Уровень рассудка, духа и тела.

— Экзистенция. Уровень человеческого «Я». Его истинное лицо, не обусловленное ничем внешним.

— Трансценденция. То, к чему человек стремится всю жизнь, но не достигает. Уровень Бога, недоступный ни опыту, ни мышлению.

В пограничных моментах, когда человек находится между жизнью и смертью, то есть соприкасается с трансцендентностью, его личные качества выходят наружу. С этого момента он начинает осознавать себя и стремится стать собой, стремится к трансцеденции. Приблизится к уровню раскрепощения своей энергии, своего «Я» и пониманию высшего абсолюта помогают «шифры» трансцедентального: секс, свобода, смерть, единство с миром.

Ясперс внёс свой вклад рассмотрением проблем отношения экзистенции и трансценденции. Он видел цель философии в спасении людей от разрушения нравственной и культурной общности человечества. Философия должна была стать новым типом веры, стоявшей выше всех религий и связывающей всех людей.

По Хайдеггеру

Мартин Хайдеггер разделял бытие на «бытие с другими» и «бытие с собой». Первое направлено на обезличивание человека, затмевает его «Я» и делает «как все». Поэтому, за невозможностью не нахождения с другими, целью человека ставит отстаивание своей индивидуальности, что и должно привести его к свободе.

Бытие с собой - это внутреннее переживание человека за своё будущее, что является страхом смерти. Получается, чтобы осознать бытие, ему нужно сначала осознать свою «конечность». А как осознать свою смерть как таковую? Правильно. Доехать до конечной. Вклад Хайдеггера как раз и состоит в рассмотрении проблем отношения бытия и смерти.

По Сартру

Здесь уже утверждается, что «другие» всё же играют роль в осознании нашего «Я», ведь посмотреть на самого себя мы не можем, поэтому и воспринимаем себя через отношение к нам окружающих.

Также Жан Поль Сартр провозглашает свободу абсолютной. Человек свободен, пока он способен чего-то хотеть, то есть он обречён на свободу. Она безотносительна.

Как и предшественники, поднимает проблему ответственности. Всё что происходит с человеком и с миром в целом, лежит полностью на его плечах. Единственное исключение – это само рождение человека, за которое он никакой ответственности не несёт. Его жизнь складывается из моментов и ситуаций, которые никакой упорядоченности и закономерности не несут, а, следовательно, отпадает и необходимость в Боге. Тем самым человек становится единственным источником и критерием нравственности. Поэтому Сартр первенствующей ставит проблему «экзистенциального выбора».

По Камю

Можно сказать, доводит философию неразумности и случайности мира до абсурдности. Жизнь конечна, а значит бессмысленна. По его мнению, смысла нет как в настоящем, так и в будущем, и здесь он приводит два «доказательства»:

— Соприкосновение со смертью приводит человека к осознанию бессмысленности его бытия (все жизненные мелочи вроде карьеры или любви перестают быть важными).

— Соприкосновение с природой подводит человека к беспомощности перед существовавшим миллионы лет до его рождения миром.

По итогу Камю утверждает, что сам смысл жизни находится в самом существовании человека. Нельзя примеряться с абсурдностью мира, с ним стоит бороться. Ведь бунт, как действо осознанное и направленное, вносит в мировой абсурд хоть сколько-нибудь гармонии.

Если вы дочитали до этого момента, значит эта тема оказалась вам действительно интересной. Но вы должны понимать, что всё выше написанное лишь основное в учениях главных представителей экзистенциализма 20 века. На сегодняшний день существует множество книг, эссе и научных статей на тему философии. Но мы подберём для вас книги как и из художественной литературы, так и из научной. Первые подведут вас к вечным вопросам, а вторые помогут вам на них ответить.

Автор: Александр Никитин

 

Источник: m.vk.com

Комментарии: