Статья «Танец с квалиями» из цикла «Современная философия науки»

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск
Регистрация на сайте
Сбор средств на аренду сервера для ai-news

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация




RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru


Подходит к концу очередной недельный антракт в нашем концерте под названием «Современная философия науки». Я вижу в ложе на самом верху зрительного зала некоторые незанятые места. Давайте потихонечку на них пересядем. Оттуда открывается замечательный вид на театр военных действий философского конфликта по поводу территории «сознание». По пути купим еще программку, дабы освежить память о том, что происходило в первых номерах. В самом начале могучим интеллектуальным усилием некоторые мыслители ощутили в своей интроспекции «качественные ощущения». Травка как-то зеленеет, солнышко как-то желтит – а наша физика об этом молчит?! Где источник этих «как-то»?! Давным-давно (еще Галилео, а затем и Локком) эти сырые сенсорные данные были изгнаны с территории науки с позорным ярлыком – вторичные качества. Пришло время заняться переработкой этого вторсырья?! Сейчас ортодоксальная модель, конечно, дама в самом расцвете сил, но налицо явный острый заусенец на ее не в меру упитанном теле – стали возмущаться некоторые неконформисты. Демократическое большинство в ответ разделило свою гигантскую армию на два отряда. Представители первого из них стали тупо отрицать само наличие не прошедших квалификационную стадию квалий. Однако большинству этих непримиримых бойцов пришлось со временем пойти на некоторые уступки и все же признать наличие черной дыры в наших объяснениях на пути к многокрасочному миру психики. Другие же в это время усердно притупляли острие стрел надоедливой критики редукционным напильником. Может быть, наши ощущения идентичны тем или иным состояниям мозга?! Или супервентны на том или ином его функциональном состоянии?! Не было тарана пробить эту броню. Поэтому малочисленные осаждающие в надежде на чудо приняли на вооружение хорошо известную из Библейских сказаний стратегию Сынов Израилевых при взятии Иерихона. Они просто принялись ходить кругами вокруг да около неприступной цитадели материализма, скандируя вместо псалмов популистские лозунги типа «Каково быть летучей мышью?», «Что узнает умная Маша?» или «Мы – не зомби». Но в данном случае сверхъестественные силы преступно проигнорировали все мольбы о помощи. Превосходящие силы противника окопались на командных высотах и стали осыпать наступающих ядрами ядреной риторики. Противостояние быстро перерастало локальные границы. Но даже вступление в борьбу всей китайской нации и населения всей инвертированной Земли (в соответствующих мыслительных экспериментах) никак не изменило общего расклада сил. Борьба тупомодельшиков и остромодельщиков перешла в затяжную стадию. Отчего же паршивая парадигма никак не сдвигалась с мертвой точки?!

Для ответа на этот сугубо философский вопрос я желаю ввести в лексикон БГБ-шного языка понятие семантического расстояния между ментальными моделями. Пусть на некий момент мы обладаем множеством знаний (или того, что принимается нами за знания) А. Какие усилия надо приложить, чтобы добавить к нему модель Б? Очевидно, что ответ, прежде всего, зависит от того, насколько Б усидит на одной трубе с А – т.е. от их когерентности друг с другом. Хорошо, когда они соседи по лестничной клетке и их разделяет всего одна модельная ступенька. А коли между ними бездонная когнитивная пропасть? Коли жизнь и процветание Б означает духовную смерть львиной части поголовья А за их логической несовместимостью? Тогда вышеупомянутое демократическое большинство А отбросит Б прочь от кормушки. Оно упадет и пропадет в пыльных фолиантах историков. К счастью, даже для таких планов «Б» существуют шансы зацепиться за энергетическую трубу, но для этого им строго необходимо произвести дополнительные энергоемкие инвестиции с целью повышения обоснованности. Вышеописанная война модельных миров наглядно демонстрирует то, что для смены режима недостаточно заниматься критикой правительства. Требуется еще предложить некую конструктивную альтернативу. Успешные сдвиги парадигм в истории происходили именно таким путем. О том, что Земля все-таки вертится, осмеливались заявлять не только древне-античные пифагорейцы и Аристарх Самосский. На ту же тему спекулировали в средние века Николаи Орезмский и Кузанский – не вызвав ни малейшего волнения в рядах Аристотелевской профессуры категории А. Только Николай третий, Коперник, смог довести модель до уровня обоснованности теории Птолемея. И только благодаря этому героическому (и таинственному) интеллектуальному достижению столь экзотической гипотезе удалось выжить во враждебном окружении. И только спустя два поколения нашлись люди, которые благосклонно отнеслись к странной модели и стали развивать ее дальше, что в результате привело к массовому вымиранию модельного А-семейства. Так неужели не найдется героев в наше время, которые смогли бы хотя бы через зияющую семантическую пропасть атаковать физически мощного и доселе непобедимого Голиафа физикализма? Сегодня у нас в гостях Дэвид Чалмерс, философ разума из далекой Австралии. Какими аргументами зарядил он пращу своего интеллекта? Удалось ли ему обосновать полезность и необходимость модели квалий?

Дэвид, на первый взгляд, убежден в том, что на мякине редукции многократно расстрелянную душу не проведешь: «Те, кто хочет объяснить феномен [сознания] должны принять ту или иную форму дуализма. Можно выразиться так: материалистический торт покупай, а на сознание рот не разевай». Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что те или иные ощущаемые нами феномены сознания прочно коррелируют с теми или иными событиями в физическом мире. Как тогда изловить эту золотую рыбку-пси в пучине нейронных сетей? Дэвид отправился на закупки искомой удочки неожиданным и нестандартным путем - в фирменный магазин квалиофобов (скептиков и ненавистников квалий) функционалистов. Напомню, что эта философская модель активно пользуется следующей аналогией - мозг относится к разуму так, как компьютер к программам. Из этой посылки моментально вырастает следующий тезис – множественной аппаратной реализации нашего интеллекта. Его можно, например, запросто организовать не только на людских извилинах, но и на железе роботов. Отсюда несколько неприятным следствием является то, что сознание может обрести и китайская нация, орудующая флажками или радиоприемниками, и даже соответствующим образом организованный набор пивных банок или рулонов туалетной бумаги. Во многом, поэтому большевики-квалиофилы (реалисты квалий) решительно не приемлют функционализм. Аргументы «от отсутствия квалий» и «от инверсии квалий», которые мы изучали в предыдущих статьях, вели огонь на поражение именно этой модели разума.

Дэвиду, сделавшему свой первый моральный выбор, пришлось откреститься от этих неразумных соратников по подпольной революционной борьбе. Хуже того, он предложил свои новые мыслительные эксперименты, которые, по его мнению, решительно опровергли результаты тех, которые предварительно были проведены Недом Блоком. В первом из них он предложил медленно удушить сознание у нас в голове. Давайте менять нейроны на полностью функционально аналогичные им кремниевые чипы, один за другим, дюжину за тысячей, миллион за миллиардом. Что тогда будет происходить с квалиями?! Либо они исчезнут внезапно, либо будут угасать постепенно. Скоропостижная кончина кажется ему малоправдоподобным сценарием. Это ведь не инсульт, а запланированная операция, все равно как по пересадке новой версии программного продукта. Как тогда такое может быть – сначала была целая куча квалий, а потом резко стала уже не-куча?! В природе разве такое случается?! Много чувств должно переходить в мало плавно, с чувством и расстановкой. Ну, а коль скоро эта первая бестолковая опция отвергнута, то где-то в середине процесса мы должны получить наполовину сознательное существо. Но и это невозможно! Предположить, что изначальное создание видело ярко-зеленую траву и ослепительно-желтое светило, а наполовину прооперированное — бледно-жухлую поросль и украденно-туманное солнце?! Это возможно разве что логически, но не в нашем высокотехнологическом мире, где запросто меняют человеческие мозги на материнские платы – победно заключил он.

И не удовлетворился на достигнутом, а закрепил успех новым с-ума-сшибательным мыслительным экспериментом. Зачем он ему понадобился? Дело в том, что помимо отсутствующих квалий победить требуется и инвертированные. Если пошагово менять красные особи на зеленые, то в середине процесса мы получим искаженные квалии, на возможности которых и настаивал космический ментальный опыт Блока. Что же тогда делать?! Только на нашей сцене - горячий танец с квалиями исполняет гастролер из жаркой Австралии. С шашкой наголо на идейного врага! В его распоряжении уникальная в своем роде установка по цветомузыке на сером веществе воображаемого пациента. Шапку прочь перед замыслом – его нейронный мозг полностью дублирован полупроводниковым, причем переключение интеллекта с естественного на искусственный производится по легкому мановению руки. При этом первая интегральная макросхема реализует нормальные квалии, а вторая – искорёженные. Как взмахнет Дэвид правым рукавом, то все цвета функционируют в пределах правового поля. Как левой, так все разом начинают работать налево. И вот в таком режиме и в бешеном темпе. Вопрос – вовсе не «сколько лет ежику?». И не «как долго продержится испытуемый?». А в том – заметит он происходящее с ним или нет. Трудно ведь представить себе, что тот будет как ни в чем не бывало наслаждаться происходящим свето-представлением?! Значит, сея reductio ad absurdum доказывает невозможность существования инвертированных квалий и возможность функционалистской редукции сознания?! Значит, и разум, реализованный хоть на роботах, хоть на миллиардах китайцев, хоть на туалетной бумаге, обретет сознание, ощутит красоту, сможет любить и ненавидеть?!

Может показаться, что наш сегодняшний бенефициант - типичный квалиофоб? Нет, в отличие от своих материалистических коллег он не желает ставить знак равенства между теми или иными вычислительными состояниями системы и теми или иными состояниями сознания. В его трактовке последнее нередуцируемо к первому. Давайте не будем пытаться свести настырные квалии к каким-то физически базовым понятиям, а вместо этого примем их за фундаментальные кирпичики мироздания – призывает он. Что же тогда получится?! Миры Дэвида Чалмерса – в Блоге Георгия Борского.


Источник: m.vk.com

Комментарии: