Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерл

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль (нем. Edmund Gustav Albrecht Husserl; 8 апреля 1859, Просниц, Моравия (Австрия) — 27 апреля 1938, Фрайбург-в-Брайсгау) — немецкий философ, основатель феноменологии, профессор Университета Фрайбурга, учитель Мартина Хайдеггера.

Занимаясь исследованием сознания, Гуссерль вводит принцип эпох? (само слово было заимствовано им из античной скептической школы), который также известен как «вынесение мира за скобки». Он заключается в том, что, когда мы рассматриваем явления сознания, мы должны отказаться от попытки связать их с какими-то объектами внешнего мира, уйти от естественных суждений о смысле воспринимаемого. Когда я вижу перед собой картину на стене, я должен воспринимать её феноменологически не как картину, присутствующую в мире, то есть что-то относящееся к кантианской вещи-в-себе, а именно как субъективное явление, которое возникает в моём восприятии.

С одной стороны, эта установка позволяет отстраниться от влияния биологии и нейрофизиологии при исследовании феноменов сознания. В этом нет ничего удивительного, так как философской феноменологии Гуссерль придавал не функции психологии, а функции научного основания, поскольку всякая научная деятельность производится через сознание. Знания о функционировании нервной системы тогда перестают быть актуальными, так как хотя мы обычно полагаем, что они объясняют нам наше сознание, но и сами они добываются нами через сознательные акты, а значит должны быть отрефлексированы именно через исследование сознания.

С другой стороны, Гуссерлю удаётся через это определение откреститься от солипсизма. Он говорит, что эпохе — это именно исследовательская методологическая установка, не претендующая на статус действительного описания бытия. То есть феноменолог становится подобен математику, который изучает абстрактные структуры сами по себе, отстраняясь от того, как эти структуры прикладываются на практике. Математическое знание не может быть опровергнуто эмпирически: какое бы практическое опровержение ни привели, оно может опровергнуть только правомерность применения математических моделей к данному опыту, но не саму математическую модель. Также и с феноменологией: она исследует сознание как идеальное, которое не обязано вполне описывать мир в его материальности.

Комментарии: