Биохимические механизмы развития аутизма и синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Горина Анна Сергеевна, доктор биологических наук, Научно-исследовательский институт биохимии СО РАМН.

Среди нервно-психических заболеваний у детей самым распространенными, сложными с точки зрения диагностики, этиологии, лечения и высокой степени инвалидизации являются такие заболевания, как синдром Асперберга и Каннера и синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ).

У здоровых пациентов в период с 1 года и до 25 лет содержание серотонина, дофамина и норадреналина имеет характерную для каждого моноамина возрастную динамику. У детей с разными патологиями возрастная динамика содержания моноаминергических нейромедиаторов нарушается. Наибольшее число отклонений по нейротрансмиттерам наблюдается в 5-7 лет при СДВГ, в 1 год и 5 лет при синдроме Каннера и в 5-25 при коморбидности СДВГ и Каннера.

В докторской диссертации А.С. Горина обнаружила, что у пациентов с синдромами Каннера, Асперберга и СДВГ, принадлежащих к классификационной категории «Психические расстройства и расстройства поведения», есть общие признаки связанные со снижением содержания метионина и норадреналина в крови.

При СДВГ в крови детей обнаружено повышенное содержание тормозных и снижение возбуждающих нейротрансмиттеров и катехоламинов, что не препятствует проявлению у них расторможенности и агрессии. Для СДВГ характерно «переключение» метаболизма триптофана в сторону образования кинуренина, а не серотонина.

Полигенность патологий при данных заболеваниях отражается в дисфункции нейромедиаторных систем мозга, главным образом глутаматергической, глицинергической, ГАМКергической, серотонинергической, дофаминергической и норадренергической.

Нейротрансмиттеры и их рецепторы принимают участие в формировании таких фундаментальных процессов нервной деятельности, как синаптическая пластичность; длительная потенция, лежащая в основе нейрональной памяти и обучения; регуляция полимодальных сенсорных систем мозга; поддержание судорожного порога; регуляция мышечного тонуса; физиологические механизмы сна, тревоги и агрессии; чувствительность ЦНС к гипоксии и гипогликемии.

Выдвинута гипотеза повреждающего действия дисбаланса аминокислот на развивающейся мозг [Shimmura et al., 2011; Wang et al., 2011; Robel, 2010; Ohtsuki, Terasaki, 2007]. Формирование ЦНС, созревание и развитие структур мозга, высшей нервной и психической деятельности в процессе роста ребенка основано на взаимодействии, а не на дискретности нейромедиаторных систем и нейротрансмиттеров в онтогенезе [Carlson, 2012; Stone et al., 2005]. Моноаминергические нейромедиаторы выполняют ключевую нейротрофическую функцию в развитии и созревании ЦНС, которая опережает их нейротрансмиттерную роль в ЦНС. Дисбаланс в содержании моноаминов влияет на функционирование не только отдельно взятой системы, но и на взаимодействие систем при развитии и созревании ЦНС и формировании гуморальной регуляции [Carlson, 2012; Snyder et al., 2011; Ratajczak, 2011].

Серотонин – критический регулятор основных процессов в развитии нейронов и глии в мозге млекопитающих. Клеточная пролиферация, дифференциация, миграция, апоптоз и синаптогенез нервных клеток, созревание префронтального кортекса, отделов лимбической системы, мозолистого тела и других структур ЦНС регулируются и поддерживаются серотонином [Carlson, 2011; Polleux, Lauder, 2004]. Нейротрансмиттерная роль состоит в регуляции эмоций, настроения, памяти и обучения [Popova, 2005; Sodhi, 2004; Whitaker-Azmitia, 2001; Попова и др., 1978].

Аутизм сопровождается аномалиями в периферической и центральной серотониновых системах [Adamsen et al., 2011]. Уровень серотонинергической активности мозга зависит от процесса обратного захвата серотонина пресинаптическими нейронами, осуществляемого транспортером обратного захвата серотонина (СЕРТ). Высокая эффективность СЕРТ, возникающая при наследовании длинного аллеля гена транспортера серотонина, приводит к подавлению серотонинергической нейротрансмиссии и ассоциируется с повышенной агрессией и гиперактивностью, что актуально для пациентов с коморбидностью СДВГ и синдрома Каннера в виду склонности к антисоциальному поведению [Kistner-Griffin et al., 2011; Margoob, Mushtaq, 2011; Bosia et al., 2010; Longo et al., 2009].

Исследования ассоциации аллелей промотора гена транспортера серотонина с данным заболеванием не проводились. Катехоламины (дофамин, норадреналин и адреналин) выполняют функции нейротрофических факторов, нейромедиаторов и модуляторов нервной и гуморальной регуляции. Дофамин стимулирует внимание, эмоциональное вознаграждение, сенсорные и моторные функции.

Норадреналиновая система контролирует внимание, запоминание, мобилизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности, мотивированное поведение, образное мышление. Нарушения дофаминергической и норадренергической нейротрансмиссии в ЦНС наблюдаются при аутизме и СДВГ [El-Ansary et al., 2011; Johansson et al., 2011; Nagy et al., 2007; Previc, 2007; Кулинский, Колесниченко, 2002].


Источник: www.dslib.net

Комментарии: