Системный анализ: основы системного анализа, учебники и их авторы

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Системный анализ (основы системного анализа) представляется в виде комплекса средств и способов, которые необходимы в разработке и конструировании многоуровневых объектов, методов выработки, аргументации и принятия решений по вопросам конструирования, а также для управления социальными, техническими, экономическими и смежными (человеко-машинными) системами. Историческая заметка Существует смежное определение – системный подход, но данное понятие является собирательным. Возникновение системного анализа (основ системного анализа) произошло в 60-е годы прошлого столетия благодаря развитию системотехники. По методическим характеристикам и в теории, основа системного анализа состоит из общей теории систем и системного подхода.

Системный анализ (СА) специалисты используют в исследованиях искусственных систем, но основная роль в процессе досталась человеку. Использование такого подхода в разрешении управленческих вопросов влечет за собой стихийность выбора в условиях неоднозначности, наличие которой связано с имеющимися смежными факторами, что нельзя оценить с количественной точки зрения. Процесс СА направлен на поиск альтернативных вариантов решения вопроса и вычисление масштабов неопределенности, в результате чего сопоставляются варианты по соответствующим необходимым критериям для достижения эффективности.

Целостная система Согласно теоретическим основам системного анализа, любая сложность в управлении должна рассматриваться, как нечто комплексное с взаимодействующими компонентами. Чтобы определиться, каким образом решать вопросы, относящиеся к рассматриваемой системе, необходимо выделить главную и второстепенные цели. Построение обобщенной модели, которая отображает взаимные связи с реальной ситуацией – основная процедура СА. Имея прототип, процесс переходит в сравнительную стадию анализа потенциальных ресурсных затрат. СА не существует без прикладных математических методов, которые широко применяются в деятельности управления. Технической основой процесса являются информационные системы и компьютерная техника. Методы следующих дисциплин играют ведущую роль в СА: моделирование с помощью имитации; системная динамика; эвристическое программирование; теория игр; программно-целевое управление. Высокий результат достигается при использовании неформализованных и формализованных методов исследования.

Процесс преобразования системного анализа Предпосылки к последующему новому шагу в развитии основ теории систем и системного анализа появились ближе к середине прошлого века, это случилось благодаря развитию науки и технологий, где главное место стали занимать вопросы функционирования и организации многокомпонентных объектов.

Во второй половине 20 века схожие по своей проблематике задачи перешли на социальный уровень. На определенных стадиях развития теоретических и практических знаний, системные теории стали отображаться, как самостоятельные методологические дисциплины, которые оказались полезны в решении инженерно-технических и управленческих задач. Все это привело к формированию СА. Кибернетика, теория принятия решений, имитационное моделирование, исследование операций, экспертный анализ, структурно-лингвистическое макетирование и ситуационное управление со временем объединились в одном термине «системные исследования». Как самостоятельное направление системный анализ (основы системного анализа) зародился в Соединенных Штатах, это был вынужденный шаг в решении прикладных задач бизнеса (определение потребностей в обновлении оборудования, увеличении количества сотрудников, прогнозирование спроса продукции). Постепенно такой подход проник в сферу управленческой деятельности государственного аппарата, где происходили преобразования в техническом оснащении вооруженных сил, реализации гос. проектов, освоении космоса.

Задачи системного анализа Данная дисциплина сформировалась при необходимости проектировать и анализировать крупномасштабные системы, которые управляются при ограниченности ресурсов и неполноты имеющихся данных. Большие системы – это пространственные структуры высокой степени сложности, где даже подсистемы по своему типу относят к комплексным категориям.

Логические основы системного анализа базируются на решении следующих задач: Разрешение проблемной ситуации. Для этого изучается объект вопроса, выявляются причины, прорабатываются варианты решения. Сложность выбора правильного решения, которая связана с определением альтернативы прогрессирующей системы. Исследование процессов целеобразования, разработка средств работы с целями. Организация управления в иерархических системах. Выявление подобных проблем, схожих по целям. Объединение формальных и неформальных методов анализа и синтеза. Конструирование имитационных систем различной сложности. Исследование комплекса взаимодействий анализируемых объектов с внешней средой. Использование вычислительной техники В 60-70 годы XX века появилось много подходов системного анализа, которые стало возможным реализовать на практике благодаря внедрению вычислительных машин. Использование техники позволило решать сложные задачи и перейти от изучения теории к практическому ее применению. Широкое повсеместное использование системного анализа взаимосвязано с популяризацией программно-целевого метода управления, когда, прежде чем решить возникшую проблему, составляют специальную программу, выбирают необходимых специалистов, выделяют материальные ресурсы.

Вследствие динамического технологического развития стали появляться школы системного анализа, где стали практиковать использование стратегического планирования и управления предприятиями, а также управление проектами технических комплексов. В 1972 году в австрийском Лаксенбурге открылся Международный институт прикладного системного анализа. Рабочий процесс налаживался благодаря участию 12 стран. На сегодняшний день учреждение работает в сфере применения методологической основы системного анализа над решением глобальных проблем международного масштаба.

Советская школа Активное развитие СА приходится на 60 годы прошлого столетия. А. А. Богданов стал предшественником советской школы, именно он предложил концепцию тектологии – всеобщей организационной науки, взаимосвязанной с теорией систем Берталанфи, который считал, что развитие всех объектов происходит организованно, в зависимости от различий свойств целого и его комплектующих элементов. Вследствие такого анализа можно было выявить отличные параметры понятия сложной системы – аналогичные предположения и выводы стали появляться в научных заметках, учебники основ системного анализа стали издаваться в качестве учебных пособий. Богданов стал углубляться в изучение статистического состояния структур, исследование динамического поведения объектов, учет целей организации, делая акцент на важной роли открытых систем, моделирования и математического анализа. Все его идеи нашли продолжение в работах Шмальгаузена И. И. и Беклемишева В. Н. Но именно Черняк Ю. И., Голубков Е. П. и Валуев С. А. разработали первые советские методики СА, а в 1973 году провели семинар «Системный анализ в проектировании и управлении».

Зарубежные и советские преподаватели стали выпускать учебники основ системного анализа и как отдельной дисциплины, и как составной части схожих. Первыми подобными изданиями считаются:

1.«Становление и сущность системного подхода» (1973), за авторством Блауберг . В. и Юдина Э. Г.

2.«Системотехника: Введение в проектирование больших систем» (1962), Гуд Г. Х. и Макол Р. З.

3.«Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем)» (1976), Дружинин В. В. и Конторов Д. С.

4.«Анализ сложных систем» (1969), Квейд Э.

5.«Теория иерархических многоуровневых систем» (1973), Месарович М., Мако Д., Такахара М.

6.«Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем» (1969), Оптнер С.

7.«Введение в системный анализ» (1989), Перегудов Ф. И. и Тарасенко Ф. П. 8.«Адаптация сложных систем» (1981), Растригин Л. А. «Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ» (1974), Садовский В. Н. 9.«Исследования по общей теории систем» (1969), Садовский В. Н. и Юдин Э. Г. 10.«Системный анализ и структуры управления» (1975) под ред. В. Г. Шорина. 11.«Системный подход и общая теория систем» (1978), Уемов А. И.

Стремление к единству

Сейчас основы теории системного анализа используют во всех областях. Синтез знания возникает в результате комплектации и кооперации его структурных вариаций. Единство и синтез являются ступенями в развитии науки. Типы целостности научного знания представляют собой:

1.Возникновение кибернетики, общей теории систем, семиотики и других тождественных дисциплин, происходит синтез новых познаний.

2.Стремление к методологическому единству, когда происходит продолжение специальной науки в процессе перенесения ее теоретического обоснования на другие объекты исследования (методологическая экспансия).

3.Возникновение фундаментальных понятий в сфере естественного языка, включающиеся впоследствии в систему философских категорий (концептуальная форма единства науки).

4.Разработка и использование единой философской методологии, что является первопричиной для формирования высшего синтеза на более узких уровнях исследования идей.

Системность всего мира представляет собой иерархию организованных и взаимодействующих систем. На практике происходит сопоставление и согласование системностей мира и человеческого мышления. Изучение основ системного анализа и управления рекомендуется начинать с ознакомления опорных сигналов, которые представляет В. Ф. Шаталов (сформировал перечень на основе выражений профессоров и преподавателей), потому что современная система высшего образования формируется по линейному принципу, в отличие от окружающего мира, у которого системная природа. Благодаря таким «сигналам», представляющим собой определения и тезисы с закодированным содержанием дисциплины, составленным специалистами по системному анализу, можно представить новую информацию в наиболее удобном виде для изучения и понимания.

Фундаментальные выражения профессора Учебное пособие «Основы системного анализа» В. Н. Спицнаделя рассказывает про историю развития процесса, а также углубляет познания читающего в логических, методологических и практических основах использования СА в науке, образовании, технике и экономике. «Системный подход является одним из важнейших интеллектуальных свойств человека» - считает профессор, предлагая данное выражение в качестве опорного сигнала для новичков в системном анализе. Понимание необходимости взаимодействия между элементами системы для достижения желаемого результата Спицнадель демонстрирует через одно изречение, которое некогда произнес английский офицер во Вторую мировую войну: «Эти парни не возьмутся даже за паяльник, пока не проанализируют стратегию военных действий на всем Тихоокеанском театре». Таким образом, в данном выражении можно проследить единство задач местного и мирового значения.

В «Основах системного анализа» Спицнадель говорит о том, что подход, если он научный, уже является системным. «Вся человеческая практика имеет системную природу. Необходимо согласование мышления и системности». Он опровергает тот факт, что образование является линейным (несистемным), он утверждает, что мышление обеспечивается образованием, из чего следует, что и оно должно быть системным. Важность и преимущество применения СА профессор видит в принятии оптимальных решений. Таможенное дело СА применяется в различных сферах деятельности. Российский физик-теоретик Макрусев В. В. много рассуждал на данную тематику, рассматривая дисциплину под разносторонней призмой (таможенная деятельность, когнитивная динамика, глобальные информационно-вычислительные системы, менеджмент). За свою жизнедеятельность им было издано достаточно много учебных пособий. Учебник Макрусев В. В. «Основы системного анализа и управления в таможенном деле» написал для рассмотрения интегративной модели управления, применения системного анализа и эволюционных методов исследования данной сферы деятельности. Такое пособие обладает важной информацией о сущности дисциплины, рассматривает ее сегменты и характеристики, анализирует первичные классификации и основные свойства системы. Учебник предназначен для специалистов и магистров, а также для всех, кто интересуется системным анализом.

Основы системного анализа в таможенном деле более подробно рассматриваются в других пособиях, заметках и публикациях доктора физико-математических наук: Инновационные направления развития системы координирования государственных таможенных услуг. Системные разработки и регулирование деятельности внешней экономики и таможни по аналогичной модели. Планирование в теории и разработка конечных целей СА в таможенном деле. Трансформация института таможенного администрирования в структуру таможенных услуг: задача и особенности ее решения. Развитие таможенного института как системы таможенных услуг. Системный анализ в таможенном деле. Многие учебные пособия были написаны совместно с коллегами (Волков В. Ф., Евсеева П. В., Дианова В. Ю., Тимофеев В. Т., Андреев А. Ф. и другие). Научная и учебная литература Основы системного анализа в таможенном деле изложены Макрусевым В. В. в одноименном пособии, где он рассматривает вопросы данной дисциплины, предоставляет комплексный подход к проработке организационных, социальных и экономических систем. Здесь впервые появляется термин «таможенная система», выявляются и анализируются современные проблемы таможенной системы, определяются варианты информационного контроллинга и находятся управленческие решения возникающих проблем. В учебнике рассматриваются программные и информационные средства аналитической работы представителей таможенных органов, а также показывается эффективность методологических инструментариев экспертно-аналитической деятельности.

Учебник «Основы системного анализа» (Макрусев В. В.) полезен для учащихся вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», «Системный анализ, управление и обработка информации», и для руководящего состава аналитического подразделений РТУ и подразделений. Информация может быть необходимой для должностных лиц таможенных органов. Здесь можно найти ответы на вопросы целеобразования, методологии и методики системного анализа. Высшее профессиональное образование Существует ряд пособий по системному анализу, где учащийся высшего учебного заведения сможет найти необходимую ему информацию. Таким учебником является «Основы систем и системного анализа» Качала В. В., который рекомендован для студентов, обучающихся специальностям «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Информационные системы и технологии», а также другим учащимся и аспирантам экономических факультетов. Пособие состоит из предисловия, введения, контрольных вопросов и заданий, двух частей («основы теории систем» и «основы системного анализа»), 17 глав и глоссария. Каждая глава имеет подпункты, где более подробно описывается каждый вопрос. В конце главы имеется резюме и раздел с вопросами и заданиями.

Книга рекомендуется к прочтению, если есть вопросы по следующему предмету обсуждения: Цели и целеполагание. Объект, модель и система. Свойства и их измерения. Конструктивные и функциональные свойства системы. Общесистемные закономерности. Классификация систем. Системы в управлении и организации. Методология и моделирование в системном анализе. Математические модели. Экспертные и структурно-функциональные методы решения проблем. Методы структуризации. Системный подход к прогнозированию. Примеры методик системного анализа. Данные основы систем и системного анализа помогают решать глобальные вопросы управленческого характера на предприятии, в образовании, таможенном деле и других деятельностях. Учебное пособие Ф. И. Перегудова и Ф. П. Тарасенко Специалисты любого профиля часто задаются вопросом о быстром решении реальной проблемы при отсутствии необходимого образования в другой сфере, предполагая в связи с этим появление дополнительных проблем. Немаловажными задачами остаются снижение уровня сложности возникшей ситуации, правильная организация исследования рассматриваемой системы и проектирования новой. Современный прикладной анализ может помочь решить выше перечисленные проблемы. Данная дисциплина интересна практически всем специалистам, так как многие элементы имеют схожую природу, основные понятия и методы решения. Учебник «Основы системного анализа» Перегудова и Тарасенко рассматривает: Возникновение и развитие системных представлений. Модели и моделирование. Системы и модели систем. Искусственные и естественные системы. Информационные аспекты изучения систем. Роль измерений в создании моделей систем. Выбор (принятие решения). Декомпозицию и агрегирование как процедуры СА. Неформализуемые этапы СА.

Каждая глава анализирует вопрос с нескольких точек зрения, подробно рассказывая о специфике данной дисциплины. В конце книги имеются вопросы для самопроверки, где читатель может сознательно проконтролировать полученные знания. В начале учебного пособия Тарасенко и Перегудов основы системного анализа представляют как результат научно-технической революции, которая поспособствовала появлению термина «сложные системы». С годами методы и подходы решения возникающих проблем развивались и обобщались, формируя технологию преодоления количественных и качественных сложностей. Прикладные и теоретические дисциплины образовали «системное движение», соответственно, должна была возникнуть прикладная наука, которая соединит системную практику с абстрактными теориями. Таким «мостом» стал системный анализ, который на сегодняшний день стал самостоятельной дисциплиной и привлекает широкий спектр средств и возможностей для решения поставленных задач. Такая прикладная диалектика придает большое значение методологическим аспектам любого системного исследования. Писатели уверены, что, прочтя данную книгу, нельзя стать специалистом и полностью изучить основы системного подхода и системного анализа. Профессионализм приобретается лишь на практике. Самая сложная и одновременно интересная часть системного анализа – поиск и решение проблем из реальной жизни, отделение важного от незначительного. Принципы системного анализа Универсальных способов проведения СА не существует, часто разрабатываются однотипные методы или тождественные, которые могут применяться при схожей проблематике. Общим считается определение закономерностей функционирования системы, формирование альтернативных алгоритмов и выбор наиболее подходящего варианта решения задачи. Перечень принципов СА – это обобщение практики работы со сложными системами. У каждого автора имеются отличные в некоторых элементах принципы, например, Макрусев в «Основах системного анализа» описывает свой вариант таких понятий, но общая концепция у них одна. Базовые принципы: Конечной цели (выделяет приоритет главной задачи, достижение которой предполагает подчинение всех элементов системы). Выполняется по следующему плану: формулировка цели; понимание основного назначения цели исследуемой системы; оценка изменений относительно результативности по достижению конечной цели. Измерения. Эффективность работы системы может быть определена только относительно целей и задач суперсистемы. Эквифинальности. Требуемый результат может быть достигнут различными путями, вне зависимости от времени и начальных условий. Единства. Система рассматривается как целое, состоящее из множества взаимосвязанных элементов. Связности. Рассматривается и выявляется зависимость системы от внешней среды, а также ее связи с собственными подсистемами. Модульного построения. Исследование системы как совокупности модулей (группы элементов). Разбиение системы на взаимодействующие модули зависит от цели исследования и может иметь информационную, функциональную и алгоритмическую основу. Вместо определения «модуль» могут выступать термины «подсистема» или «блок». Иерархии. Этот принцип, свойственный всем сложным системам, упрощает ее разработку и упорядочивает ее части. В линейных организационных структурах используется центральное управление, в нелинейных – любая степень децентрализации. Функциональности. Анализ производится с приоритетом функции над структурой. Любая структура связана с функцией системы и ее составляющих. С появлением новых потенциальных функций пересматривается структура. Преподаватели на уроке основ системного анализа рассматривают отдельно структуры, функции и процессы, последние сводятся к анализу основных потоков в системе: энергии, информации, материальные потоки, смена состояний. Имеют место параллелизм в работе органов управления, попытки улучшить работу организации путем изменения структуры системы. Развития. Учет изменяемости системы, ее адаптации и способностей к расширению. В основе лежит стремление к усовершенствованию. Централизации и децентрализации. Различия в увеличении времени адаптации системы: то, что в централизованных системах происходит за короткое время, в децентрализованной реализуется медленно. Неопределенности. Анализ случайностей в системе. Сложные открытые системы не подчиняются законам вероятности. При получении нечеткой и стохастической входной информации результаты исследований будут носить вероятностный характер и решения могут приводить к неоднозначным последствиям. Все вышеперечисленные принципы системного анализа (основ системного анализа) обладают высокой степенью общности. Для их практического использования необходимо наполнить их конкретным содержанием, применимым к предмету исследования.

Издания XXI века В современности системный анализ преобразовался и расширил свои возможности. Данную дисциплину можно применять в любой сфере деятельности. Системный анализ теперь изучается в качестве учебного пособия и преподается в вузах и других учебных заведениях. Учебники, которые могут быть полезными всем, кто увлекается системным анализом: 1.«Системный анализ», Антонов А. В. (2004)

2.«Системный анализ в управлении», Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А., под. ред. А. А. Емельянова (2002).

3.«Из истории развития системного анализа в нашей стране», Волкова В. Н. (2001).

4.«Общая теория систем (системы и системный анализ)», Гайдес М. А. (2005). 5.«Теории систем и основы системного анализа», Качала В. В. (2007). 6.«Горизонты системного анализа», Льноградский Л. А. (2000).

7.«Системный анализ в логистике», Миротин Л. Б. и Ташбаев Ы. Э. (2002). 8.«Системному аналитику... О проектировании программных продуктов», Радзишевский А. (2015).

9.«Системный анализ: краткий курс лекций» под ред. В. П. Прохорова (2006). 10.«Системный анализ и принятие решений» (словарь-справочник, учебное пособие для вузов) под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова (2004).


Источник: vk.cc

Комментарии: