Синергетика - это мудрость мягкого управления, управления через советы и рекомендации, фактически управления как самоуправления.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-02-15 05:09

Философия ИИ

Синергетика - это мудрость мягкого управления, управления через советы и рекомендации, фактически управления как самоуправления. Синергетическое знание говорит о том, как подражать природе в разрешении конфликтов, в притирании частей к целому, в развитии от этапа к этапу. Синергетика помогает обнаружить эволюционные, исторические слои мудрости в каждом из нас, она подсказывает, что можно сделать явным то, что не проявлено в нелинейной среде, что этих скрытых возможностей очень много, и путь в будущее не предопределен. Если искать предельно краткую характеристику синергетики как научной парадигмы, то такая характеристика включила бы всего три ключевые идеи: самоорганизация, открытые системы, нелинейность. Синергетика изучает механизмы самоорганизации определенного класса систем (открытых и нелинейных) самой различной природы, начиная с физики и кончая социологией.

Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу (нелинейный анализ, теорию детерминированного хаоса, теорию диссипативных структур, фрактальную геометрию природы, моделирование быстрых процессов blow up), ныне все более гуманитаризируется. Она постепенно становится человекомерной областью знания. Судя по всему, именно эта область знания инициирует глубокие изменения в методологических основаниях современной науки, в философском взгляде на мир, в самом стиле научного мышления.

Синергетика устанавливает мостики между мертвой и живой природой, между целеподобностью поведения природных систем и разумностью человека. В мертвом ведется поиск живого, вернее, аналогов живого, элементов самодостраивания, чего-то подобного интуиции и т.д. А в живом - поиск того, что обще ему с мертвым, что уже присутствует в неживой природе.

В связи с интенсивным развитием синергетики происходит изменение во всей концептуальной сетке мышления, формируется новый нетрадиционный взгляд на мир - синергетическое видение мира. Это переход от категорий бытия к со-бытию, от существования к становлению, от представлений о стабильности и устойчивом развитии к представлениям о нестабильности и метастабильности, оберегаемом и самоподдерживаемом развитии; от образов порядка к образам хаоса, генерирующего новые упорядоченные структуры; от самоподдерживающихся систем к быстрой эволюции через нелинейную положительную обратную связь; от эволюции к коэволюции, взаимосвязанной эволюции сложных систем; от независимости и обособленности к связности, фрактальному самоподобию образований и структур. Разумеется, речь идет не об исчезновении прежних категорий, а о смещении фокуса внимания. В новой синергетической картине мира акцент падает на становление, коэволюцию, когерентность и кооперативность элементов.

Синергетическое мировоззрение несет в себе образ динамического единения хаоса и порядка, оно может быть актуально для принятия решений в условиях нестабильности, нелинейности и открытости будущего. Нелинейная (синергетическая) ситуация - это ситуация игры с реальностью. Погружение в синергетику и намерение ее использовать как "позитивную эвристику" связано с развитием игрового сознания. Синергетически мыслящий человек - это homo ludens, человек играющий. Давая рецепты овладения сложным, синергетика разрушает сам "рецепт", прежний способ рецептообразования. Она все делает гибким, нежестким, открытым, многозначным. Это некий тип физического эксперимента, ментальной или экзистенциальной игры, блуждания по полю многовариантных путей. В этой эволюционной игре ничто не предопределено, кроме самых общих правил. Не субъект дает рецепты и управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация, будь то природная или ситуация общения с другим человеком сама разрешается и в том числе строит самого субъекта. Нелинейное, творческое отношение к миру означает открытие возможности сделать себя творимым, позволить нелинейной ситуации или другому человеку влиять на себя. Строить себя от другого.

Синергетика позволяет снять некие психологические барьеры, страх перед сложными системами. И эта надежда на описание сложного относительно простым образом небезосновательна. Начнем с того, что сложные социоприродные системы, как правило, также являются открытыми и нелинейными. Можно предположить, что сверхсложная, бесконечномерная, хаотизированная на уровне элементов среда (среда, которая ведет себя по-разному в каждом локусе) может описываться, как и всякая открытая нелинейная среда, небольшим числом фундаментальных идей и образов, а затем, возможно, и математических уравнений, определяющих общие тенденции развертывания процессов в ней.

В статье "Философия нестабильности" И.Пригожин характеризует сущность происходящего ныне революционного переворота в науке следующим образом. С его точки зрения, имеет место переход от детерминизма к нестабильности, "нестабильность в некотором отношении заменяет детерминизм". И далее он развивает свою мысль: "В детерминистическом мире природа контролируема, она есть инертный объект, подверженный нашим волевым устремлениям. Если же природа содержит нестабильность как существенный элемент, то мы должны уважать ее, ибо мы не можем предсказать, что может произойти… Сегодня наука не является ни материалистической, ни редукционистской, ни детерминистической".

Неустойчивость далеко не всегда зло, подлежащее устранению, она может выступать условием стабильного и динамического развития. Только системы, далекие от равновесия способны спонтанно организовывать себя и развиваться. В состояниях неустойчивости возникает сложность. Устойчивость и равновесность - это тупики эволюции, а развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность.

Синергетика вводит в научный оборот свой собственный язык, это язык таких понятий, как аттракторы и бифуркации, фрактали и детерминированный хаос. Как сделать данный язык доступным для современного человека? Здесь встает непростая задача - представить синергетические идеи в виде образов культуры, соотнести их с имеющейся концептуальной сеткой. Обширная работа по наведению мостов между синергетикой и широкими пластами культуры только начинается. Наши краткие замечания на этот счет, скорее всего, лишь приоткрывают сферы их возможного пересечения. Рассмотрим несколько важных понятий, которые включает в себя синергетика:

• Бифуркация. На уровне математического описания "бифуркация" означает ветвление решений нелинейного дифференциального уравнения. Физический смысл бифуркации таков: точка бифуркации - это точка ветвления путей эволюции открытой нелинейной системы. Поэтому саму нелинейную систему можно определить как такую, которая "таит" в себе бифуркации. Еще раз подчеркнем в связи с этим, что здесь описываются бифуркации при разной топологии воздействия на одну и ту же открытую нелинейную среду. А подавляющее большинство исследователей лишь меняют константы в уравнениях для среды (системы), в результате чего режимы становятся неустойчивыми и возникают бифуркации.

То, что называется в синергетике бифуркацией, также имеет глубокие аналогии в культуре. Фактически представления о бифуркации содержатся уже в сказаниях и мифах различных народов, - когда добрый молодец стоит, задумавшись, у придорожного камня на развилке дорог и выбор пути определяет его дальнейшую судьбу, то это - наглядный пример бифуркации в жизни человека.

Приведем здесь интересный отрывок из воспоминаний А.И.Герцена, являющийся описанием типичной бифуркации в жизни человека. "Всякий человек, много испытавший, припомнит дни, часы, ряд едва заметных точек, с которых начинается перелом, с которых ветер тянет с другой стороны; эти знамения или предостережения вовсе не случайны, они последствия, начальные воплощения готового вступить в жизнь, обличения тайно бродящего и уже существующего. Мы не замечаем эти психические приметы, смеемся над ними, как над просыпанной солонкой или погасшей свечой, потому что считаем себя несравненно независимее, нежели на деле, и гордо хотим управлять своей жизнью".

Наверное, каждый согласится, что в решающих жизненных ситуациях перед нами открывалось, как правило, несколько дорог и не всегда есть четкое осознание, когда именно совершается решающий поворот. Часто, только обернувшись назад, post factum, человек может сказать, что именно тот день или даже час, разговор или встреча были определяющими.

Так же наглядный образ бифуркаций - мировое древо, оно демонстрирует поле ветвящихся путей эволюции живой природы. В рационализированном виде этот образ широко используется в различных областях современной науки, вспомним хотя бы лингвистику с ее разветвленными схемами происхождения, например, индоевропейских языков из единого источника. Эволюцию биологических видов также нередко представляют в виде эволюционного дерева. Прохождение через точки ветвления - сделанный "выбор" - закрывает другие, альтернативные пути, и открывает новые перспективы, делая тем самым эволюционный процесс необратимым. Эволюционное дерево в биологии, по существу, аналогично диаграмме бифуркаций в синергетике.

А "древа поиска", выводящиеся на дисплеи компьютеров и позволяющие быстро ориентироваться в гипертекстах электронных книг и в сложных системах ссылок Интернета, - не потому ли они столь эмоционально привлекательны, что резонируют с бессознательными архетипическими образами?

• Фрактальные объекты. Фрактальные объекты (или множества) - еще один любопытный феномен, изучаемый в синергетике. Фракталями называют такие объекты, которые обладают свойством самоподобия или, как еще говорят, масштабной инвариантности. Это означает, что малый фрагмент структуры такого объекта подобен другому, более крупному фрагменту или даже структуре в целом. Установлено, что природа довольно часто выражает себя во фрактальных формах, так сказать, пишет фрактальные узоры. Фрактали с наибольшей очевидностью можно усмотреть в формообразованиях живой природы. В качестве одного из биологических примеров фрактального объекта можно привести легкие человека, в которых каждый бронх разветвляется на более мелкие бронхи, а те, в свою очередь, на еще более мелкие, причем каждое разветвление идентично по конфигурации, но отличается от других размером.

Очертания облаков, морских побережий и русел рек, поверхности порошков и других пористых сред, артерии, геометрия деревьев, листьев и лепестков цветов - все это фрактали. Фрактальная геометрия - это изящный и информационно-компактный способ описания сложного. Можно обнаружить укорененность этого свойства вещей в образах культуры. В первую очередь можно сослаться на философские представления о монадности элементов мира. Каждая монада, по Г.Лейбницу, отражает, как в зеркале, тотальные свойства мира в целом. Этот же образ присутствует в принципе восточной мудрости: "Одно во всем и все в одно". С точки зрения современной науки, восточный принцип "одно во всем и все в одном" есть всего лишь продуктивная метафора. Синергетика рационализирует и конкретизирует это высказывание, указывая область его применимости. Она открывает масштабное подобие, как свойство определенного класса объектов, систем и сред, описываемых странными аттракторами. Метафоричность восточного образа подсказывает возможность такой разноуровневой всепроникающей связи в сложных системах. В таких системах разные уровни организации типа человек-общество-социум могут повторять друг друга, а поэтому может открыться возможность определять характер процессов на больших масштабах, зная их ход на малых масштабах, и наоборот.

Приведем замечательные слова Л.Флашена: "Книгу можно открыть на любой странице. Каждая ее страница содержит ее целиком". Здесь выражается своего рода фрактальный или голографический принцип применительно к тексту: его часть сохраняет свойства целого. Каждую страницу текста надлежит писать так, как если бы это была последняя страница. Речь идет о том, что в идеале каждая страница книги должна в свернутом виде содержать весь текст, нести в себе его проблемную напряженность, идейную наполненность, гармонию ритма. Тогда каждая страница предстает как монада, элемент красивой фрактальной структуры книги. Книга есть итог исследовательской работы и в своем роде не менее сложной работы по словесному оформлению результатов исследования. Книга презентирует тот опыт сознания, в котором объединены на равных правах фрагменты прошлого и настоящего, а также проекты будущего.

• Нелинейность. Нелинейность - фундаментальный концептуальный узел новой парадигмы. Можно даже, пожалуй, сказать, что новая парадигма есть парадигма нелинейности. Поэтому представляется важным развернуть в том числе и наиболее общий, мировоззренческий смысл этого понятия.

Нелинейность в математическом смысле означает определенный вид математических уравнений, содержащих искомые величины в степенях, больших единицы, или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Нелинейные уравнения могут иметь несколько (более одного) качественно различных решений. Отсюда вытекает физический смысл нелинейности. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями (нелинейной системы).

В мировоззренческом плане идея нелинейности может быть эксплицирована посредством:

- идеи многовариантности, альтернативности, как часто сейчас говорят, путей эволюции (подчеркнем, что множество путей развертывания процессов характерно даже для одной и той же, неменяющейся, открытой и нелинейной среды);

- идеи выбора из данных альтернатив;

- идеи темпа эволюции (скорости развития процессов в среде);

- идеи необратимости эволюции.

Нелинейность процессов делает принципиально ненадежными и недостаточными весьма распространенные до сих пор прогнозы -экстраполяции от наличного. Ибо развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а сама случайность (такова уж она по природе) обычно не повторяется вновь. Как показывают исследования, картина процесса на первоначальной или промежуточной стадии может быть полностью противоположной его картине на развитой, асимптотической стадии. Скажем, то, что сначала растекалось и гасло, может со временем разгораться и локализоваться у центра. Причем такие бифуркации по времени могут определяться не изменением параметров, а ходом процессов самоструктуризации данной среды.

Итак, подводя итоги, основополагающие элементы синергетического видения мира можно соотнести:

- с монадологией Г.Лейбница, его представлениями о предустановленной гармонии, о когерентности, взаимной согласованности всех частей мира, а также с его идеей преформизма, потенциально заложенного;

- с разработанной А.Уайтхедом философией процесса, его представлениями о процессуальности и когерентности событий в универсуме;

- с идеями П.Валери о хаотической упорядоченности мира, относительной "запрограммированности" нового, сотканной из парадоксов креативности мира и человека в нем.

Здесь указаны лишь некоторые, наиболее близкие нашему видению, корреляции синергетики с традициями философии.

Е.Н.Князева, ведущий научный сотрудник сектора эволюционной эпистемологии Института философии РАН, доктор философских наук

Комментарии: