Хотите бороться со старением мозга — учитесь, как дети

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Однажды наш мозг уже не будет работать так, как прежде. Нам будет всё сложнее и сложнее учиться новым навыкам, а с какого-то момента это станет и вовсе невозможным — и ничего тут не поделать. «Как бы не так», — говорят Рейчел Ву (Rachel Wu) из Калифорнийского университета в Риверсайде (University of California, Riverside) и её коллеги из Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) и Рочестерского университета (University of Rochester). Они считают, что ухудшение когнитивных способностей — не столько неизбежная стадия развития, сколько результат привычек и стратегий обучения, которыми мы пользуемся на протяжении жизни. Описание гипотезы опубликовано в журнале Human Development.

Учёные представили новую концептуальную модель под названием «Когнитивная гибкость на протяжении всей жизни посредством обучения и внимания» (Cognitive Agility across the Lifespan via Learning and Attention, CALLA). «Мы утверждаем, что в течение жизни вы переходите от «всестороннего обучения» (когда младенец или ребёнок осваивает сразу множество навыков) к «специализированному» (к тому, чтобы стать экспертом в определённой области), когда начинаете карьеру, и это ведёт к ухудшению когнитивных способностей, — поясняет Ву. — Сначала это касается лишь некоторых незнакомых ситуаций, а в конце концов проявляется и в знакомых ситуациях».

Авторы работы считают: если учёные будут рассматривать когнитивное старение как результат развития, они смогут разработать подходы, которые существенно улучшат жизнь пожилых людей. Исследователи отмечают, что на сохранение познавательных способностей влияют не только генетические и биологические факторы, но и так называемое «интеллектуальное вовлечение», то есть, занятия, требующие умственных усилий и освоения новых навыков. Занимаясь с людьми старшего возраста фотографией, программированием или физическими упражнениями, учёные пытаются стимулировать всесторонне развитие их мозга — так почему же не воспользоваться стратегиями «всестороннего обучения», которые применяют в детстве?

Основываясь на предыдущих работах об интеллектуальном вовлечении и обучении, исследователи сформулировали факторы, которые стимулируют всестороннее развитие в детстве и могут быть применимы в пожилом возрасте:

  1. Обучение на основе новой информации (в противовес обучению на основе имеющихся знаний) и открытость к ней, отсутствие предубеждений;
  2. Индивидуальное обучение по принципу «от простого к сложному» (доступ к учителям и наставникам, которые направляют процесс обучения);
  3. Установка на рост (вера в то, что способности развиваются, если приложить достаточно усилий);
  4. «Снисходительное» окружение (то есть, такое, которое позволяет делать ошибки и терпеть неудачи);
  5. Серьёзная приверженность обучению (обучение не просто как хобби, а как «вопрос выживания», готовность преодолевать сложности);
  6. Обучение сразу нескольким навыкам.

Авторы утверждают, что наше интеллектуальное вовлечение постепенно снижается по мере того, как мы вырастаем, готовимся к труду и обороне и выбираем определённую специализацию. По их мнению, 6 факторов интеллектуального вовлечения могут улучшить работу мозга не только у детей, но и у взрослых. «Мы предполагаем, что применение этих 6 факторов может улучшить когнитивное функционирование у пожилых людей до такой степени, которая превзойдёт известные ныне ограничения», — пишут учёные.

Ву отмечает, что переход от всестороннего обучения к специализации естественен. Как правило, он происходит в тот момент, когда мы начинаем карьеру — в этот-то момент и начинается наше когнитивное старение. По мере освоения профессии, мы всё эффективнее действуем в знакомой обстановке обыденной жизни, но редко попадаем в новые ситуации. «Нам ещё предстоит проверить нашу теорию конкретными исследованиями, но она основана на данных, собранных за пятьдесят лет научных изысканий, — говорит Ву. — Я хочу, чтобы взрослые люди вынесли из этого исследования то, что они МОГУТ освоить множество новых навыков в любом возрасте. Для этого просто нужно время и упорство».


Источник: 22century.ru

Комментарии: