Тезаурус: Теория познания в социологии

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск
Регистрация на сайте
Сбор средств на аренду сервера для ai-news

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация




RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru


2019-01-08 22:15

Философия ИИ

Словарь основных понятий курса по социологической эпистемологии Виктора Вахштайна

В рамках курса по социологической теории познания кандидат социологических наук Виктор Вахштайн описал основные понятия, знакомство с которыми необходимо для понимания главных проблем и вопросов эпистемологии.

tes1

Принцип верификации – одна из аксиом логического позитивизма первой половины ХХ века, согласно которой, высказывания, не прошедшие эмпирической проверки (а точнее – не сводимые к предложениям, допускающим эмпирическую проверку), не могут быть научными. Тогда, например, высказывание «Современное российское общество находится в процессе всесторонней трансформации» является не научным, а метафизическим. Однако и само предложение «Научное знание должно строиться на принципе верификации» не является научным, поскольку не допускает верификации.

tes2

Принцип фальсификации был выдвинут главным критиком логических позитивистов и Венского кружка К. Поппером. Согласно этому принципу к научным следует отнести не верифицируемые, а, напротив, фальсифицируемые утверждения. Для Поппера предложения «Развитие производительных сил неизбежно приводит к изменению производственных отношений» и «Бессознательные воспоминания порождают истерические симптомы» являются яркими примерами нефальсифицируемых – и, следовательно, ненаучных – высказываний. Впрочем, и сам принцип фальсификации тогда тоже следует отнести к нефальсифицируемым высказываниям.

tes3

Корреспондентная теория истины – одна из самых живучих аксиом эмпиризма ХХ века: допущение, согласно которому некоторое утверждение является истинным, если существует определенное «объективное положение дел», «факт», «фрагмент действительности», которому оно соответствует. Наследники нововременного эмпиризма пытались спасти идею «корреспонденции» так же мужественно и отчаянно, как их оппоненты (наследники кантовского априоризма) – идею априорных форм знания. Однако атака на этот бастион эмпиризма велась куда более жестоко, последовательно и, отчасти, из собственного эмпиристского лагеря.

tes4

Когерентная теория истины – альтернативная корреспондентной теории истины эпистемическая модель, согласно которой некоторое утверждение является истинным не тогда, когда ему что-то соответствует во «внешнем мире», а если является элементом определенного внутренне согласованного и непротиворечивого множества утверждений. Эта, на первый взгляд, удобная и миролюбивая концепция оказалась между двух огней. Для последовательных эмпиристов позитивистского толка тезис о когерентности как о критерии истинности – явное предательство и «понижение ставок», поскольку предполагает отказ от требования однозначного соответствия высказывания его референту (факту). Для лингвистических же априористов оно недостаточно последовательно, поскольку язык, стоящий между исследователем и миром, не сводится к совокупности утверждений.

tes5

В эпистемологии антропологический аргумент – это ответ на вопрос «Где же находятся эти априорные формы знания о мире, если не в самом мире и не в разуме познающего субъекта?» словами: «Они находятся в природе человека, вечной и неизменной». Тупиковая линия защиты кантовского априоризма.

tes6

Психологический аргумент в эпистемологии – это ответ на вопрос «Где же находятся эти априорные формы знания о мире?» словами: «Они находятся в психике познающего субъекта». Развитая сначала в результате усиления антропологического аргумента (Я. Фриз), эта идея затем стала достоянием философов-психологистов (Ф. Бенеке), проложив дорогу интервенции экспериментальной психологии в область теории познания. Завершается капитуляцией априоризма перед эмпиризмом: если трансцендентальное психично, значит, априорные формы знания должны быть познаваемы психологическими средствами. Так возникают «Психология математики», «Психология логики», «Психология философии» и «Психология истории».

В ХХ столетии П.А.Э. развивается, к примеру, в генетической эпистемологии Ж. Пиаже.

tes7

В эпистемологии социологический аргумент – это ответ на вопрос «Где же находятся эти априорные формы знания о мире, если не в самом мире и не в разуме познающего субъекта?» словами: «Они находятся в социальных отношениях, в формах совместного существования людей». Развитый Дюркгеймом, этот аргумент приводит к небывалой интервенции социологии в поле эпистемологии. Дюркгейм пытается избежать полной капитуляции априоризма перед эмпиризмом. Нет, говорит он, трансцендентальные формы не выводимы из опыта субъекта – они являются его предпосылкой, тут Кант прав. Но только если речь об индивидуальном субъекте! Как только мы поднимаемся от индивидуального субъекта к коллективному (сообществу), то проблема исчезает – формы знания о мире действительно берутся из бытия коллектива. Тезис «Трансцендентальное – социально!» не может считаться в полном смысле слова априористским, поскольку настаивает на эмпирическом (пусть и коллективно-эмпирическом) происхождении форм знания.

 


Источник: postnauka.ru

Комментарии: