Шарлотта Кордé - девушка, развязавшая великий террор

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск
Регистрация на сайте
Сбор средств на аренду сервера для ai-news

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематика

Авторизация



RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru


2018-11-29 16:00

Психология

Авторская группа: Трубка войны.

Председатель суда: Кто внушил Вам столько ненависти?
Шарлотта Корде: Мне не надо было чужой ненависти, мне достаточно было своей.

Мари Анна Шарлотта Корде д'Армон (1768-1793) - французская революционерка, убийца «Друга народа» Жан-Поля Марата.

Нейзвестный художник. Портрет Шарлотты Корде. Версаль, Музей Lambinet

Девочка родилась в 1768 году в маленьком приходе в Нормандии. Предками Шарлотты были великие люди Франции — драматург Пьер Корнель и философ Бернар Фонтенель. Корде принадлежали к древнему дворянскому роду, однако семья жила довольно бедно — отец девочки, третий сын, не мог рассчитывать на родовое наследство.

Детство Шарлотты прошло на ферме родителей. До смерти матери девочка обучалась у местного кюре, убежденного роялиста, а в 1782 была отправлена на воспитание в бенедиктинское аббатство. В монастыре активно занимались ее образованием, воспитанницам дозволялось читать научные и философские книги — так, Шарлотта познакомилась с трудами Руссо, Вольтера, Монтескье и многих других деятелей Просвещения. По словам воспитателей, наблюдающих за ее развитием, «эта девочка беспощадна к самой себе; никогда не жалуется она на страдания, и надо угадать, что она больна, так твердо переносит она самую сильную боль».

Начало Революции застало Шарлотту еще в монастыре, но в результате декрета о «Гражданском устройстве духовенства» 1790 года аббатство было закрыто. Корде мирно жила у своих родственников и много читала, постепенно все больше проникаясь гражданскими идеями о свободе, равенстве и братстве. Ее героями становились люди, готовые ради общего блага вонзить нож в грудь врага, как завещал ее великий прадед Корнель. «Убить моей рукой приказывала честь» — так говорит дон Родриго в его трагедии «Сид». Республиканская литература знакомила ее и с античными борцами за свободу, где в образе главного тираноборца представал Брут.

Но видела ли Шарлотта исполнение своей мечты о добродетели и свободе в обновленной Франции? Она слышала о смерти коменданта Бастилии, о жестоких казнях роялистов в Нормандии, смотрела на толпы санкюлотов, готовых растерзать любого на их пути. Газеты писали о мятежных настроениях в Вандее, которые вот-вот будут подавлены, ходили слухи о воровских делах депутатов Собрания, лидеры Революции постепенно сами становились ее жертвами — Лафайет оказался в тюрьме, Байи сняли с поста мэра и убрали из политики, Мирабо не дожил до обвинений в предательстве и гильотины… Такой ли должна быть справедливая республиканская Франция? Кровопролитие и революционный террор внушали Шарлотте отвращение. На новость о казни короля Людовика XVI девушка отреагировала с искренней грустью и возмущением:

Будущее, подготовленное настоящими событиями, грозит ужасами, которые только можно себе представить. Совершенно очевидно, что самое большое несчастье уже случилось.
Люди, обещавшие нам свободу, убили ее; они всего лишь палачи. Так оплачем же участь нашей бедной Франции!
Герои древности стремились к свободе и независимости, одна лишь страсть обуревала их: все для отечества, и только для отечества! Наверное, французы не достойны ни понять, ни создать истинную Республику.
Шарль Жан Мари Барабару, 1767-1794, французский юрист, член Национального Конвента, жирондист

В июне 1793 года в нормандский Кан, где в то время жила Шарлотта Корде, прибыли изгнанные жирондисты, проигравшие борьбу против Национального Конвента. Вскоре этот город стал главным центром оппозиции. Однажды девушка познакомилась с депутатом-жирондистом Шарлем Барбару. Она попросила у него рекомендацию для поездки в Париж и предложила распространять в столице оппозиционные письма и брошюры.

К 8 июля рекомендации были готовы, и девушка бежала в столицу, предварительно сказав отцу, что уезжает в Англию, и уничтожив все компрометирующие ее бумаги. 11 июля Корде прибыла в Париж. Она была одержима идеей праведного убийства лидера якобинцев, чтобы остановить дальнейшее кровопролитие и раздор между партиями. Но кто должен стать ее жертвой? Робеспьер или Марат? Жирондисты называли Марата рвущимся к диктаторскому креслу Чудовищем, позорящим род человеческий одним своим существованием. Газета «Друг народа» («L'Ami du Peuple») кричала, что для торжества Революции нужно продолжение кровавой жатвы:

Свобода не восторжествует, пока не отрубят преступные головы двухсот тысяч этих злодеев.
Жан-Поль Марат — французский революционер, врач, журналист, один из лидеров якобинцев

В итоге выбор девушки пал именно на Марата. Из столичных новостей Шарлотта узнала, что Чудовище уже месяц не выходит из дома из-за страшной кожной болезни. Целыми днями он лежит в облегчающей боль ванне и работает над своими газетными статьями. 13 июля Корде наконец-то добилась домашней аудиенции у Марата.

Вы прибыли из Кана? Кто из бежавших депутатов нашел там прибежище?

Шарлотта долго разговаривала с Маратом, но дальнейшее содержание диалога осталось неизвестным. Некоторые историки утверждают, что депутат рассказал о своих планах уничтожить роялистов. Некоторые говорят, что именно тогда Корде назвала имена мятежных жирондистов, подведя их под эшафот. И тем более никто не знает, что творилось тогда в ее душе. Но планируемое убийство свершилось — Шарлотта вонзила кинжал в грудь Марата. И вышла в коридор, где добровольно сдалась полицейскому комиссару среди желающей растерзать ее толпы. «Кто справедливо мстит — не может быть наказан», как говорил великий Корнель.

Шарлотта Корде. Картина художника Бодри (1868), создана в период официального культа Корде и осуждения революции при Наполеоне III

Корде пережила свою жертву всего на 4 дня. Ее трижды допрашивали — на квартире Марата, в тюрьме и на дознании Трибунала. 17 июля на суде Уголовного Революционного трибунала Шарлотта была единогласно признана сумасшедшей и виновной в жестоком убийстве.

- Почему вы совершили это убийство?
- Я видела, что гражданская война готова вспыхнуть по всей Франции, и считала Марата главным виновником этой катастрофы.
- Столь жестокий поступок не мог быть совершен женщиной вашего возраста без чьего-либо подстрекательства.
- Я никому не говорила о своем замысле. Я считала, что убиваю не человека, а хищного зверя, пожирающего всех французов.
- Неужели вы думаете, что убили всех Маратов?
- Этот мертв, а другие, может быть, устрашатся.

В тот же день, 17 июля, Шарлотту приговорили к смертной казни. По постановлению суда ее должны были казнить в красной рубашке — в символе наемных убийц и отравителей. «Одежда смерти, в которой идут в бессмертие» — так ее охарактеризовала обреченная. Девушка отказалась от священника и провела последние часы перед смертью позируя художнику Гойеру. Казнь состоялась на площади Революции вечером в половине восьмого, в час, когда Шарлотта убила Марата. Некоторые свидетели казни утверждали, что плотник, помогавший в тот день устанавливать гильотину, подхватил отсеченную голову Шарлотты и нанес ей удар по лицу. В это время из толпы раздался возглас «Смотрите, она величием превосходит Брута». Позднее Адам Люкс, депутат города Майнца, также поплатился за эти слова головой.

Шарлотта Корде в день казни. Гравюра неизвестного художника, сделанная по рисунку Гауэра или миниатюре де Бре 1793 г.

Историк Манфред в книге «Три портрета эпохи Великой Французской революции» писал:

Реакционная историография не одно десятилетие клеветала на Робеспьера, изображая его кровожадным тираном, озлобленным существом, наслаждавшимся жестокостями террора, главным вдохновителем политики кровавых репрессий. Нет более низкой клеветы на Робеспьера, чем эта. Робеспьер был искренним и убежденным гуманистом, выступавшим уже в зрелом возрасте против применения смертной казни вообще. Он встал на путь поддержки революционного террора только тогда, когда тот стал необходимостью, средством замозащиты Республики от контрреволюционного террора внутренних и внешних врагов революции.

Можно по-разному оценивать приведенное выше мнение, находить оправдание якобинскому террору или же считать его кровавым и бессмысленным ужасом. Но один факт остается бесспорным — смерть Марата оказалась выгодной якобинцам. «Друг народа» превратился из пророка Революции в мученика, а Корде была объявлена смертельным орудием Жиронды. Во Франции возник культ Марата — ему посвящали поэмы, в его честь переименовывали улицы, в церквях выставляли его бюсты… А Мадам Гильотина продолжала свою кровавую жатву во славу террора. Пали монархисты, жирондисты, эбертисты… А якобинцы говорили: «Не мы начали эту войну — вы, руками Шарлотты Корде».

Девушка, пошедшая на убийство ради остановки кровопролития, развязала великий террор. Понимала ли она, что фактически воплощает в жизнь идеологию своей жертвы? Скорее всего, нет. Впоследствии, Луи Блан, французский социалист, отметил:

Шарлотта Корде, заявившая на суде, что «убила одного, чтобы спасти сто тысяч», была самой последовательной ученицей Марата: она довела до логического завершения его принцип — принести в жертву немногих ради благополучия всей нации.
Адольф Форестьер (французский художник, 1801-1885). Суд над Шарлоттой Корде

Образ Шарлотты занимал мысли людей весь XIX век. В период Реставрации и Второй Империи она стала национальной героиней. Художники рисовали ее портреты, ей посвящали поэмы и оды, в честь нее назвали головной убор — шарлотту.

В своем стихотворении «Кинжал» А.С. Пушкин сравнил Корде с Эвменидой — древнегреческой богиней мщения:

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.
Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.

Основные источники: Луи-Адольф Тьер «История Французской революции», Елена Морозова «Шарлотта Корде».


Источник: m.vk.com

Комментарии: