«Психология познавательных процессов»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-11-15 16:15

Психология

«Психология познавательных процессов»: важные и интересные лекции для художников, дизайнеров, психологов

15 лекций психолога Марии Фаликман о процессе мышления, феноменах восприятия, памяти, внимания и воображения

1. Познавательные процессы человека

2. Когнитивная революция в психологии

3. Классификации ощущений и рецепторов

4. Основные феномены восприятия

5. Механизмы восприятия

6. Виды мышления

7. Мышление как решение задач

8. Исследования мышления в когнитивной психологии

9. Процессы и виды памяти

10. Классические исследования организации памяти

11. Модели памяти в когнитивной психологии

12. Виды и свойства внимания

13. Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии

14. Зрительное внимание

15. Виды воображения

Мария Фаликман — доктор психологических наук, руководитель, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.

1. Познавательные процессы человека

Какие непосредственно познавательные процессы выделяют психологи? Как можно определить мышление? Что такое ось психологического времени?

2. Когнитивная революция в психологии

Почему в американской психологии начала XX века стал преобладать бихевиоризм? Какую роль в возрождении интереса к вопросам познания сыграли исследования искусственного интеллекта? Как когнитивная наука изменила психологические исследования?

3. Классификации ощущений и рецепторов

Ощущения в психологии определяют как субъективное отражение отдельных свойств объектов окружающей действительности, например цве?та, или высоты звука, или вкуса. И высказывается даже такая гипотеза, что ощущение как отражение тех свойств объектов, которые напрямую наши потребности не удовлетворяют, но сигналят о чем-то биологически значимом, было первой формой психического. Но на самом деле в психологии и философии идея о том, что ощущение первично для нашего познания, возникала постоянно. В XVII–XVIII веках доминировало такое философское направление, как сенсуализм, где утверждалось, что на ощущениях в нашем познании основано все...

4. Основные феномены восприятия

Восприятие в психологии определяют как активный процесс построения чувственного образа в результате воздействия на органы чувств энергии, излучаемой или отражаемой объектами внешнего мира. В этом определении важно все, потому что на самом деле образы у нас могут возникать и без всяких воздействий, они не будут образами восприятия. Например, образы памяти или образы воображения, которые мы столь же активно строим, но которые могут не предполагать внешних воздействий, или образы сновидений, даже образы галлюцинаций, которые мы считаем абсолютно реальными, но вместе с тем в окружающем мире им ничего не соответствует. Что касается образа восприятия, то очень важно, что, с одной стороны, это всегда результат некоторого воздействия, образ соответствует определенному объекту во внешнем мире, с другой стороны, мы его активно строим...

5. Механизмы восприятия

Механизмы восприятия — это очень большая область, охватывающая огромный круг явлений, который мы пытаемся объяснить, начиная с цветовосприятия и заканчивая установкой в восприятии, то есть готовностью воспринимать одно и то же воздействие то так, то эдак в зависимости от контекста, в котором оно появляется. Мы попробуем ответить только на некоторые вопросы. Как мы выделяем в мире определенные объекты, фигуры на фоне? Каким образом мы воспринимаем мир трехмерным, притом что на сетчатке, в сетчаточном изображении, казалось бы, третьего измерения нет? Благодаря чему мы можем воспринимать движение, благодаря чему воспринимаем мир как неподвижный, когда сами двигаем глазами, крутим головой или перемещаемся? Почему свойства образов воспринимаемых нами объектов не меняются при изменении условий восприятия? Почему мы видим цвет одним и тем же при изменении освещения, размер одним и тем же, когда объект близко и когда он далеко, и сетчаточные изображения различаются во много раз? Наконец, почему мы воспринимаем предметы с определенными значениями, почему мы видим не цветные пятна, а яблоки, лица людей и прочие предметы, значение которых дано нам сразу, изначально?

6. Виды мышления

Мышление занимает верхнюю строчку в ряду познавательных процессов. И если в ощущениях нам даны отдельные свойства объектов окружающего мира, в образах восприятия — целостные объекты, то мышление оказывается нам необходимо тогда, когда этих объектов недостаточно, нужно установить связи, отношения между ними или выделить их существенные свойства. Соответственно, мышление так и определяют как познавательную деятельность, заключающуюся в отражении связей и отношений между объектами окружающей действительности и их существенных свойств...

7. Мышление как решение задач

Исследования мышления в психологии начинаются в конце XIX века в городе Вюрцбурге, соответствующая школа и получила название Вюрцбургская школа психологии мышления. До этого психологи считали, что мышление не отличается от остальных процессов, от восприятия, памяти, что оно подчинено тем же самым законам ассоциации и решение мы находим по ассоциациям в нашем прошлом опыте. Вюрцбуржцы первыми попытались понять специфику мышления, они даже придумали для этого специальный метод на основе принятого тогда в психологии метода интроспекции, или всматривания внутрь себя...

8. Исследования мышления в когнитивной психологии

Изучение мышления в когнитивной психологии началось в логике информационного подхода: по сути дела, мышление, как и другие процессы, трактовалось как процесс переработки информации, ее преобразования в ходе решения задач. И самые первые исследования были связаны с первыми же попытками построения модели искусственного интеллекта. Занимались ими Герберт Саймон и Аллен Ньюэлл, заявившие, собственно говоря, в 1956 году о первой модели мышления, которая доказывала теорему из области формальной логики под названием «Логик-теоретик»...

9. Процессы и виды памяти

Память относится к сквозным психическим процессам, и обычно ей отводится место нашего психологического прошлого, хотя на самом деле, как писал еще Блаженный Августин, «память связывает прошлое с настоящим и позволяет предвидеть будущее». И у памяти, в отличие от других познавательных и сквозных психических процессов, есть определение общенаучное и определение психологическое. В общенаучном смысле память — это способность системы изменяться и сохранять следы изменений. В этом смысле говорят, например, о металлах с памятью, именно в этом смысле говорят о памяти генетической или памяти исторической, которая фиксируется в письменности. Но в психологии изучается, естественно, индивидуальная память, которую обычно описывают через те процессы, входящие в ее состав. Это процессы запечатления информации, ее хранения в течение определенного времени и извлечения с целью повторного использования, потому что если информация никогда не извлекается, то мы не можем сказать, хранится ли она в системе памяти или нет...

10. Классические исследования организации памяти

Психологов прежде всего интересовал один вопрос: как наш опыт в памяти организован, в каком виде он туда записывается и каким образом он оттуда извлекается? Сложилось так, в течение достаточно долгого времени психология находилась под влиянием английской философии, прежде всего направления, которое называлось ассоцианизм. Соответственно, главным механизмом закрепления опыта в памяти, его извлечения считался механизм ассоциации. Ассоциации бывают разными. Наиболее частые виды — это ассоциации по смежности в пространстве или во времени, когда два элемента нашего опыта встречаются одновременно довольно часто, — например, мы видим рядом ларек мясной и ларек хлебный, но потом исчезновение одного из них немедленно заставляет нас задаться вопросом: а где он?...

11. Модели памяти в когнитивной психологии: https://vk.com/video-52526415_456244038

Исследования памяти в когнитивной психологии начинаются в контексте компьютерной метафоры познания, то есть сравнения его с работой компьютера, в архитектуре которого есть система ввода-вывода, центральный процессор и два запоминающих устройства — оперативное и постоянное. Точно так же психологи начали различать в системе памяти две подсистемы: память кратковременную и память долговременную. Первая такая двухкомпонентная модель памяти была предложена Дональдом Норманом и Нэнси Во в 1965 году. Они предположили, что кратковременная память, имея очень небольшой объем и время хранения, требует для поддержания в ней информации постоянного повторения этой информации. И процесс повторения обеспечивает постоянное ее сохранение в системе долговременной памяти, из которой информация уже гипотетически никогда не исчезает...

12. Виды и свойства внимания: https://vk.com/video-52526415_456244037

Почему внимание — один из самых неуловимых познавательных процессов? Какие виды внимания можно выделить по степени активности человека? Какие различают свойства внимания как процесса и как состояния?

13. Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии: https://vk.com/video-52526415_456244036

Исследования внимания как направленности и сосредоточенности нашей психической активности в когнитивной психологии начались, как и все другие исследования, в контексте технической метафоры человеческого познания, в контексте метафоры переработки информации компьютером или передачи информации радиоприемником. А что мы можем сказать про любое техническое устройство?

14. Зрительное внимание: https://vk.com/video-52526415_456244035

Каковы основные функции внимания? Как различные направления в психологии подходят к изучению внимания? И как объясняет механизм работы внимания теория интеграции признаков, предложенная Энн Трейсман?

15. Виды воображения: https://vk.com/video-52526415_456244024

Психолог Мария Фаликман о функции творческого воображения, способах решения задач и проблеме мотивации.

«ПостНаука»


Источник: vk.com

Комментарии: