ПАРА ФРАЗ ОБ АЛАЛИИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-10-04 01:34

Психология

Раз уж уточненные и сведенные по пунктам позиции по аутизму понравились вам, уважаемые подписчики, ту же работу сделаем по алалии.

Итак, по пунктам:

1. Алалия это не любое «недоразвитие речи». И «выйти из алалии в ОНР» нельзя.

2. Собственно слово «алалия» это диагноз ЛОГОПЕДА на основании данных речевого обследования и неврологической объективной (МРТ) диагностики. Психиатры и неврологи могут в хвост и в гриву пользовать медицинский диагноз F80 по МКБ-10, но писать слово «алалия» права не имеют.

3. Сама алалия представляет собой нарушение развития ЯЗЫКА. Не речи. Это означает нарушение различения или фонем, при сохранном общем и неречевом (музыка, предметные шумы) слухе. Или нарушение кодирования высказывания. При этом речь в своей коммуникативной функции должна быть сохранна. Понимание в развернутом контексте (картинки, предметы, люди) – тоже. По определению, алалия еще и требует сохранного невербального интеллекта.

4. На МРТ должны быть четкие и ясные повреждения зоны Брока, зоны Вернике или, согласно позиции Т.Г. Визель (отвечающей современным американским данным) пучков волокон между ними. Всё остальное – что угодно, только НЕ алалия.

5. Раз мы говорим о нарушении языкового, а не речевого развития, то алалия проявится НЕ РАНЕЕ 3 лет. В срок выхода на уровень фразы. До того, на уровне лепетных псевдо- и фонетически искаженных слов, равно и на уровне протопредложений «дайпить» развитие идет в нормальном или около того темпе. Гуления и лепета это само собой тоже касается.

6. Если ребенок отставал по речи СРАЗУ, то это НЕ алалия. Именовать можно по-разному, это предмет дискуссий, но точно речь не об алалии.

7. Чтобы сочетались алалия и дизартрия мозг должен быть нездоров снизу доверху. Чаще всего при этом речь не о локальных повреждениях, а о диффузных типа «ушиб всей бабки». При этом без задержки развития не только вербального, но и наглядного интеллекта не обойдется. А это уже будет НЕ алалия. Потому что будет нарушено развитие И речи, И языка, И «чувственной базы» этих самых речи и языка. Называть можно по-разному, но это НЕ алалия.

8. Если нарушено проведение импульса в слуховом тракте после уха, но до коры – опять же, это НЕ алалия. Алалия подразумевает сравнительно здоровые стволовые структуры мозга, на которые можно «опираться» в коррекции. Нарушения проведения в здоровых структурах не бывает.

9. Речевая диспраксия, о которой любят рассуждать американцы (часто этот диагноз используют как подмену «моторной алалии»), требует нарушения «праксиса» (логично, да?). Праксис это НЕ «любая моторика». Это ПРЕДМЕТНАЯ моторика. То есть ориентированная на выполнение хоть рукой, хоть языком предметного действия. Например, произнесения именно речевых звуков. Если есть парезы и помимо речевых движений нарушены и все прочие движения тоже – это дизартрия.

10. Слуховая агнозия (а этим подменяют часто «сенсорную алалию») требует нарушения ПРЕДМЕТНОГО слуха. А не слуха вообще. То есть будет неспособность различить шум того же паровоза и соотнести его с картинкой. Ориентировочный рефлекс на звук будет в полном объеме и вовремя. Различение по интонации мамы от других теть – тоже.

11. Слуховая агнозия, речевая диспраксия, алалия сенсорная и моторная, дизартрия с безречием (анартрия), нарушения развития комплексного характера – ВСЕ они требуют особых методов коррекции. Едиными могут быть только методы на развитие «чувственной базы» (движений и образов). Собственно коррекция будет РАЗНАЯ.

12. Из чего следует, что у М.И. Лынской, у меня с коллегами в «Изюминке» и у других специалистов есть «общая» часть методов, на чувственную базу речи и «вхождение» ребенка в коррекционную работу, есть «специальная», отвечающая конкретному речевому диагнозу.

13. Разные диагнозы подразумевают и разную неврологию с РАЗНЫМ лечением. Если какой-то препарат или метод терапии назначают всем безречевым детям, чтоб «пошла речь» - это точно не про хороших грамотных специалистов.

14. Если ребенку ставят моторную алалию или диспраксию, то НИКАКОГО логопедического массажа, электрофореза на корень языка и прочего быть НЕ может. Работа должна вестись с освоением грамматического строя речи. А просто шевелить языком ребенок может и так. Должен мочь (см. выше про суть моторной алалии и диспраксии). При сенсорной алалии и слуховой агнозии БЕСПОЛЕЗНО «ставить звуки». Работа идет по освоению фонемы как «звучащей буквы» (а сперва – «слова» и «фразы»).

15. Если ребёнку диагностируют «расстройство аутистического спектра и сенсомоторную алалию» в едином куске, то на 99% вероятности у него – нарушение функций структур ствола головного мозга. Беременность не без проблем, роды сложные, еще какие-то неврологические "отягощения". Для понимания. Беременность с повышенным давлением, диабетом и гормональным сохранением – не «легкая». Медикаментозная, механическая (выдавливание, вакуум) и проколом плодного пузыря стимуляция – это НЕ «естественные, без всяких проблем» роды.

Короче: «настоящей» алалии посреди разного безречия очень и очень мало. А диагностируют её налево и направо. Ищите тех специалистов, которые смогут объяснить – что, как и почему «сплоховало» в голове у ребёнка. Конкретно.

Вот эти люди и смогут разработать адекватный реабилитационный маршрут. И почти наверняка там НЕ будет разрекламированных процедур «десять сеансов и он говорит».

Комментарии: