ВЫСШИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-09-06 19:50

Психология

Вытеснение (репрессия) — наиболее распространенный высший механизм психологической защиты, описанный одним из первых. Заключается в активном устранении какого-либо содержания (мысли, чувства, потребности, фантазии и т.п.) из сознания и удержания его на дистанции. Обычно проявляется в виде неосознанного, иногда неожиданного забывания или игнорирования.

Ребенок справляется с нормальными, с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими импульсами и желаниями путем «отсылания» их в огромный резервуар психики, а именно - в бессознательное. Например, малышу сложно осознать и психически переработать свои агрессивные чувства в адрес одного из родителей, ревность или зависть к брату или сестре, поэтому ему приходится посылать «бандероли» со своими неприемлемыми импульсами или фантазиями. Механизм репрессии обеспечивает минимизацию отрицательных или запретных переживаний и нивелирование их последствий на уровне сознательного восприятия.

Ярким примером действия репрессии может служить так называемая посттравматическая амнезия. Человек, переживший серьезное потрясение (война, нападение, издевательства, изнасилование и т.п.) может вытеснить из активной памяти события, связанные с непереносимыми переживаниями. Поскольку вытесненное содержание продолжает существовать на бессознательном уровне, и психика постоянно стремится к его переработке и «разрядке», разрешению конфликта, вокруг него построенного, требуется недюжинная сила, чтобы удерживать этот материал в том месте, куда его «заперли».

Человек затрачивает огромное количество психофизической энергии на эти процессы, истощаются ресурсы организма, которые необходимы на другие задачи и цели. Таким образом может сформироваться синдром хронической усталости. Также могут появиться различные невротические симптомы - например, фобии, - которые ассоциативно связываются с вытесненным содержанием. Если прослеживать ассоциативные связи с вытесненным конфликтом в случае клаустрофобии, то можно обнаружить работу смещения - как будто «более безопасно» бояться замкнутых пространств, т.е., символически, поглощения, чем проявить запрещенную агрессию, необходимую для обозначения собственных границ в отношениях с родителями, но вызывающую глубокое чувство вины.

Однако вытеснение (репрессия) - незаменимая защита человека в адаптации к реальности в стрессовых ситуациях. С ужасом можно представить, что было бы с человеком, если бы он при любых стрессовых ситуациях выпадал из социальной жизни, переставал ходить на работу, ухаживать за детьми или просто регулярно мыться. Вытеснение помогает нам отвлекаться от своих внутренних переживаний и продолжать оставаться «на плаву» в социальной жизни, возможно, лишь с незначительными допустимыми отклонениями.

Вспоминается на сей счет недавно произошедший в моей собственной жизни случай. Утром, как обычно, я села в автобус, который должен был вовремя довезти меня до следующего пункта по пути на работу. На перекрестке в наш автобус врезалось на огромной скорости такси. Я ударилась головой, все гаджеты вылетели из моих рук, и я упала. Немного придя в себя, я подобрала свои вещи и как пуля влетела в следующий автобус, боясь опоздать на прием к своим клиентам. Проведя несколько сессий, я вдруг осознала, что сработал механизм репрессии (подавления), который помог мне на время вытеснить пережитый в связи с аварией ужас и выполнить свои профессиональные обязанности. При этом я более чем уверена, что если бы я отменила сессии, клиенты поддержали бы меня в такой форс-мажорной ситуации.

Репрессия, как и многие защитные механизмы, надежно служит на благо психики человека, но может создавать и проблемы. Если этот механизм используется чаще остальных, то человек может пропускать много позитивных моментов в жизни. Он по инерции вытесняет определенные содержания из сознания, в страхе испытать неприятные эмоции, ассоциативно связанные с внутренними конфликтами или негативным опытом. Например, можно упорно вытеснять из сознания приближающуюся дату сорокалетия из-за страхов перед надвигающейся старостью. И в итоге на самом деле остаться без прекрасного вечера в кругу друзей и близких, не успев подготовиться вовремя, и тем самым дополнительно подкрепить тревожно-депрессивные переживания.

Регрессия — защитный механизм психики, проявляющийся в конфликтных для человека ситуациях, в виде «соскальзывания» на более примитивные формы поведения, которые некогда давали гарантию защиты и безопасности.

В основе этого механизма лежит непреложная истина, что маленького ребенка обычно люди склонны больше жалеть, защищать и меньше от него ожидать, в отличие от взрослого. Если у человека сохраняются детские воспоминания о минутах спокойствия, удовлетворения и безопасности рядом с родителями, то, скорее всего, он бессознательно будет использовать механизм регрессии при ощущении тревоги, страха или растерянности. Нередко, когда взрослый человек переходит на жалобный тон, делает круглые, испуганные глаза, начинает теребить край одежды или наматывать волосы на палец, это вызывает неоднозначную реакцию у окружающих - кого-то это может и раздражать, но обычно обязательно находится «спасатель», готовый пожалеть и подхватить «более слабенького».

Регрессия также может срабатывать вне прямого контакта с окружающими. Человеком бессознательно выбирается некая внутренняя стратегия, проявляющаяся в определенном поведении, которое выражает беззащитность, слабость, желание снять ответственность и в той или иной степени ассоциативно связано с детскими реакциями. Вспомним свое детство - наверное, у многих из нас были попытки симуляции болезни? Согласитесь, как приятно было не пойти в школу (особенно в дождь и слякоть) и остаться в постели с любимой книжкой, окруженным заботой и вниманием, рядом с магнитофоном или телевизором.

Но некоторые пошли дальше нагрева ртутного градусника путем трения его об подушку. Они бессознательно начинали «переводить» психический конфликт, напряжение на телесный уровень, уходя в реальную болезнь, для привлечения внимания взрослых или борьбы с сильным напряжением (в семье, в саду, в школе). Их поведение выражало послание близким и миру: «Я больной, я не смогу справиться, защитите меня, решите за меня!». Если человек злоупотребляет использованием защитного механизма регрессии, это может приводить к хроническим заболеваниям или ипохондрии, к тотальной безынициативности/безуспешности в связи с хронической инфантильностью.

В возрастной психологии описаны виды регрессии в норме, проявляющиеся у детей в возрасте от 2,5 до 7 лет:

• Ребенок в ситуации, вызывающей стресс, не может прибегнуть к навыкам, которые находятся в фазе формирования или овладения (ученик, скорее всего растеряется и не сможет прочитать без запинок только что выученное стихотворение, если его попросят выйти с ним на сцену в актовом зале перед всей школой, не предупредив заранее);

• Ребенок не может сдержать себя, проявить взрослую сдержанность во время сильного стресса (у него, скорее всего, случится истерика при сильном эмоциональном потрясении);

• Ребенок, овладевший определенными навыками раньше положенного, периодически будет регрессировать на более ранние поведенческие формы (малыш, начавший ходить раньше, чем ползать, периодически будет с двух ножек спускаться на четвереньки);

• Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования возможен в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, рождение нового ребёнка). У детей может временно пропадать или упрощаться до более ранних форм речь, ребенок может начать сосать палец, отказываться ходить на горшок или просить соску/бутылочку.

Психоэмоциональное развитие ребенка протекает волнообразно, с определенной амплитудой колебания развития одних новообразований и закономерным замедлением или регрессом других. С возрастом многие колебательные процессы нивелируются, а некоторые остаются подверженными скачкам взад-вперед на протяжении всей жизни. Взрослые, по большей части, в состоянии отсрочить удовлетворение большинства своих потребностей, но иногда могут реагировать неожиданно примитивно или инфантильно, чаще всего при стрессах, как физических, так и эмоциональных.

Автор: Агата Липченко


Источник: www.facebook.com

Комментарии: