Одной из фундаментальных проблем материализма является "трудная проблема сознания".

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Трудная проблема сознания задается вопросом, почему человек, как физическая материальная субстанция способен испытывать субъективный опыт (квалия), то есть сознание собственного "Я", чувствовать боль и радость, эмоции, чувства голода и жады, страх, слух, зрение. Согласно материализма, во вселенной существует только материя (атомы, электроны, кварки и тд), энергия, пространство и время. Но как эта материя приобретает сознание, в теизме, называемое "душа". Почему, в принципе, есть сознание?

Так же в философии разума существует "легкая проблема сознания"? На самом деле, она не столь легкая, но нет никаких фундаментальных причин, почему б она не могла быть решена в ближайшие десятилетия, в отличии от "трудной". Легкая проблема сознания занимается определением участков мозга, в которых происходят нейронные импульсы при том или ином субъективном опыте. Например, при поедании яблока или при видении красного цвета помимо ощущений вкусового насыщения в мозге происходят специфические неронные импульсы. Возможно, ученые, проводя сканирование мозга, вскоре определят, что нам грустно, что мы едим банан и даже, возможно, что нам он нравится, узнав об этом по специфическим импульсам в коре головного мозга. Однако, это только решит легкую проблему сознания, не дав понять, почему , в принципе, скопление атомов в определенной последовательности и количестве даёт некий субъективный опыт в виде вкусовых ощущение и всего остального.

Химическая активность в головном мозге является лишь физическим отражением наших мыслей. Этим занимаются нейробиологи. Однако, это не трудная проблема сознания. Трудная проблема сознания не решаема в рамках материалистического мировозрения.

Фундаментальные вопросы:

- почему мы, как материальные объекты обладаем феноменом сознания;

- что именно испытывает человек или животное при той или иной сознательной активности. (Ну например, легкая проблема сознания, которой занимаются нейробиологи может дать понять, какие участки мозга дают импульс при моем употреблении яблока. Однако, каково для меня есть яблоко, какой персональный опыт и почему он у меня есть- это вне легкой проблемы сознания).

- сколько надо добавить материи (а мозг- это ничто иное как материальная субстанция) и добавить электрических импульсов этой физической материи, чтобы робот или компьютер обзавелись сознанием? Ответ: нисколько.

По этой же причине, роботы никогда не будут сознанительными и не будут "понимать" того, что делают, так как "понимание"- это часть субъективного опыта, отсутствующего у машин. Роботы- это просто набор вычислительных алгоритмов, пускай даже, очень большого количества.

О трудной проблеме сознания впервые заговорили философы Дэвид Чалмерс и Томас Нагель, дав ей определение и, заявив, что практически не видят ей решение.

Огромное количество философов и ученных материалистов признают, что трудная проблема сознания не решаема в рамках редуктивного физикализма, поэтому предлагают изменить мировозрение в сторону панспсихизма (убеждение о том, что разного рода сознание существует на фундаментальном уровне во вселенной и оно присутствует у всего материального, начиная от кварка и атома, заканчивая футбольным мячом, фонарным столбом и солнцем). О панпсихизме и насколько эти эксцентричные идеи приобретают популярность в академическом сообществе, мы поговорим позднее.

Подытожив, можно сказать о том, что философия материализма не дает инструментов для познания сознания. Материалистическая вселенная не предполагает наблюдателя. Если составные части материальных объектов (кварки, электроны, атомы) не обладают сознанием, квалия, чувствами, персональным опытом, то соединение этих материальных элементов в некую организованную структуру ничего, в своей основе, не меняет. Если материализм и физикализм- истина, то во вселенной не должно быть материальных объектов, обладающих сознанием.

Комментарии: