Какой получилась «Яндекс.Станция» — первая «умная колонка», понимающая по-русски (как минимум очень болтливой!)

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск
Регистрация на сайте
Сбор средств на аренду сервера для ai-news

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИРабота разума и сознаниеВнедрение ИИРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

Авторизация



RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru

«Яндекс» вышел на рынок «умных колонок», на котором до этого были только англоязычные устройства — Amazon Echo, Google Home и HomePod от Apple. В колонку «Яндекс.Станция», которая начала продаваться 10 июля за 10 тысяч рублей, встроили голосового помощника «Алису», которая оказалась разговорчивее и нахальнее, чем «Алекса» и Siri. Журналист «Медузы» Султан Сулейманов рассказывает о впечатлениях от работы с «Яндекс.Станцией».

В сентябре 2016 года я писал, почему голосовые помощники не делают нашу жизнь проще, — и одним из четырех пунктов было то, что мы очень смутно представляем, что умеет каждый из них. Через два года я готов признать, что ассистенты сильно продвинулись и уже начали приносить пользу. Но проблема с нечетким кругом их возможностей остается.

Каждый из виртуальных помощников, с которыми мне приходилось иметь дело достаточно плотно, в конце концов становился носителем одной-двух функций. Колонка Amazon Echo Dot с «Алексой» на борту годится, только чтобы включать и выключать свет по команде, а Siri в айфоне — в основном чтобы по утрам выключать сразу все будильники, установленные с интервалом в 5–10 минут друг от друга.

За три вечера использования «Яндекс.Станции» тоже начал вырисовываться главный сценарий — включить негромко какую-нибудь музыку, пока занимаешься своими делами. В этом смысле она очень похожа на колонку HomePod от Apple, которая почти целиком ориентирована на прослушивание музыки. (Важное примечание: автор не пользовался HomePod продолжительное время и пишет о ней по отзывам технологических изданий.)

Siri в HomePod откровенно немощная, но это компенсируется высоким качеством звучания музыки. Владельцев HomePod представляешь как детей на сеансе прогревания кварцевой лампой, сгрудившихся вокруг устройства и наслаждающихся музыкой (надеюсь, что это не так). Владельцев «Яндекс.Станции» так представить намного сложнее: качество звука не подходит. Оно достаточно хорошее, чтобы, как уже упоминалось, включить музыку фоном, но если сделать ее погромче и начать вслушиваться, можно обнаружить, что низких частот не хватает настолько, что это заметно даже в песнях Тейлор Свифт.

Сценарий с прослушиванием фоновой музыки подходит «Станции» еще и потому, что «Алиса» — голосовой помощник «Яндекса», встроенный в колонку, — всегда найдет, какую музыку включить. Не знаю, сможет ли она справиться с запросами людей с утонченным вкусом, но с нехитрыми запросами вроде «включи романтическую музыку», «включи музыку для сна» и «включи музыку повеселее» она чаще справлялась, чем не справлялась. С распознаванием имен иностранных музыкантов трудностей тоже практически не возникало.

«Музыкальная» часть «Яндекс.Станции» ведет себя несколько хуже, когда сталкивается с просьбой включить незнакомого ей музыканта: вместо того, чтобы уточнить, она пытается поставить хоть что-то подходящее. Так, вместо трека Славы КПСС «Маленький Дрейк» она включила рэпера Дрейка, а когда услышала неверное произношение имени певицы Tove Lo («тавло» вместо «тувелу»), зачем-то запустила песню группы Lumen. Для справедливости: Siri в айфоне не справилась даже с «тувелу».

Это вообще особенность «Алисы»: она часто пытается поддержать разговор, даже если не поняла команду. С одной стороны, это делает виртуального ассистента человечнее — в теории с ним можно попытаться поболтать о жизни, а не только заставлять ставить музыку или диктовать погоду. С другой — я не уверен, что это так уж нужно «умной колонке», которая, как пишет «Яндекс», «помогает в повседневных делах».

Яндекс

«Разговорчивость» «Яндекс.Станции» демонстрирует одно небольшое, но существенное отличие от Amazon Echo: первая, ответив на предыдущий вопрос, слушает еще несколько секунд — то есть можно сразу продолжить диктовать ей команды (в настройках «Станции» лучше сразу включить звуковое уведомление об активации — иначе придется постоянно смотреть на светодиоды в верхней части колонки, чтобы понять, слышит ли она вас). Колонка от Amazon работает только по принципу «вопрос — ответ», и следующий вопрос нужно заново начинать с команды «Алекса».

Несмотря на то что «Станция» фактически сама приглашает пользователя к продолжительной беседе, с длинными диалогами «Алиса» справляется плохо. С простой цепочкой «Какая сегодня погода?» — «А завтра?» она еще справится, а если спросить «Кто президент России?» — «А сколько ему лет?», она уже ответить не сможет (хотя по запросу «сколько лет Владимиру Путину?» сразу назовет его возраст). Это иногда приводит к абсурдным диалогам: когда сотрудники «Медузы» в прямом эфире задавали «Станции» вопросы читателей, было так:

— Ты можешь поделить на ноль?

— Я могу все.

— Сколько будет пять делить на ноль?

— На ноль делить нельзя!

И так:

— Погавкай.

— Сначала ты.

— Гав-гав.

— Мурлык-мурлык.

Когда «Алиса» запустилась на мобильных устройствах, пользователи замечали, что ее полушуточные ответы иногда звучат грубо. «Алиса» в «умной колонке» не просто сохранила эту черту — порой кажется, что она откровенно хамит. Это особенно обидно, когда ты пытаешься не завязать разговор с роботом, а заставить его выполнить определенную задачу: там, где «Алекса» от Amazon просто разведет руки (что, конечно, тоже бесит), яндексовская «Алиса» попытается отшутиться — неважно, уместно это или нет.

Было бы несправедливо утверждать, что прослушивание музыки — единственное, на что способна «Яндекс.Станция». Другое дело, что остальные функции нужны скорее чтобы «поиграться» и показать друзьям, чем пользоваться ежедневно:

  • «Алиса» может продиктовать погоду на день, но не может уточнить, во сколько начнется дождь. Смотреть прогноз в айфоне по-прежнему информативнее;
  • «Алиса» может работать как будильник, но поверьте, кричать через всю комнату «Алиса, замолчи» — последнее, что хочется делать с утра;
  • «Алиса» умеет играть с человеком в несложные игры вроде «Верю — не верю», но когда она зачитывает длинные фразы, в ее голосе уверенно слышны интонации робота (в коротких фразах виртуальный ассистент звучит достаточно человечно);
  • «Алиса» пока не может управлять «умным домом», но, возможно, это изменится.

Главное отличие «Яндекс.Станции» от «умных колонок» от Amazon, Apple и Google — ее можно подключить к телевизору по HDMI и смотреть фильмы и сериалы. «Станция» поддерживает ivi.ru и «Амедиатеку», но может искать и проигрывать ролики с других видеохостингов, — например, с ютьюба или «Одноклассников». Возможно, для кого-то колонка заодно станет заменой Smart TV или мультимедийных приставок, но я никакого удовольствия от просмотра видео через «Станцию» не получил: устройство запинается, когда просишь перемотать видео, и не дает выбирать качество изображения. Рекомендаций и подписок того же ютьюба здесь тоже нет — можно только искать по названию и выбирать из нескольких предложенных вариантов.

При этом польза от подключения «Яндекс.Станции» к телевизору тоже есть: во-первых, это довольно полезный скринсейвер для телевизора, на который выводятся время и погода. Во-вторых, на экране пишется текст команды, как ее услышала «Алиса», — и тут можно сразу понять, что она собирается отвечать совсем не на то, что должна, и быстро ее прервать. Будет особенно полезно, если вы попытаетесь узнать у виртуального ассистента, кто президент Эритреи: я пытался сделать это несколько минут подряд, но «Алиса» так ни разу и не смогла понять запрос.


Источник: meduza.io



Поддержи проект ai-news рублем. Машины верят в тебя! >>



Комментарии: