После человека: идеология и пропаганда трансгуманизма в современном мире

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-06-24 19:01

Трансгуманизм

Доклад Русской экспертной школы, 2018. Редактор-составитель – Щипков Василий Александрович, кандидат философских наук, директор Русской экспертной школы, ст. преподаватель кафедры международной журналистики МГИМО МИД России.

О докладе

Настоящий доклад посвящён критике идеологии трансгуманизма, которая декларирует возможность улучшения человеческой природы с помощью современных научных технологий вплоть до создания сверхлюдей (само слово "трансгуманизм" означает "выходящий за границы человеческого"). Идеи трансгуманизма породили в России и за рубежом масштабные общественные дискуссии о допустимых пределах вмешательства в природу и тело человека – дискуссии о биоэтике. Эти дискуссии строятся на двух сюжетах. В рамках первого отстаивается необходимость улучшения качества жизни людей посредством экспериментов с геномом, клетками и органами человека. В рамках второго – говорится о нравственных и религиозных ограничениях для таких экспериментов и звучит призыв не относиться к человеку как к материалу для опытов. Таким образом, на одну чашу весов ставится улучшение качества жизни, на другую – нравственность. Такая постановка вопроса создаёт альтернативу: развитие технологий ставится в зависимость от нравственности, а нравственность – от технологий. Эта дискуссия подразумевает и укрепляет идею о том, что нравственными нормами неизбежно приходится в какой-то мере поступаться и ради дальнейшего технологического развития, которое совершается якобы во благо самого человека, необходимо выходить за границы морально допустимого.

Авторы доклада считают такую постановку проблемы ошибочной.

Улучшение качества человеческой жизни само по себе является благом. Но противопоставлять или ставить во взаимозависимость качество жизни и нравственность – недопустимо. Нравственность является отдельной, неизменной и самодостаточной сферой человеческого бытия, не зависящей от времени, господствующей идеологии и уровня технологического развития. Разговор о нравственности – это разговор о вечном, а вечное не должно ставиться в зависимость от временного.

Доклад не критикует частные технологии трансгуманизма и не пытается определить, где находятся границы "допустимого" при вмешательстве технологий в природу человека, но с позиций традиционной нравственности выступает против той этической концепции, которая заложена в основу идеологии трансгуманизма.

К настоящему времени идеология трансгуманизма запустила ряд теоретических дискуссий и прикладных исследовательских программ в естественных и технических науках. Повестка трансгуманизма включает в себя вопросы о биотехнологиях, искусственном интеллекте, допустимости искусственного отбора, достижении бессмертия – всё применительно к человеку. Трансгуманизм как идеология открывает новую страницу в борьбе за антропологию, за полномочия определять, что есть человек.

Комплекс сюжетов, связанных с трансгуманизмом, активно политизируется и в ближайшем будущем станет ещё одной постоянной смысловой областью для политических и идеологических противостояний как внутри России, так и на международной арене, очередной сферой информационной войны (другими подобными масштабными сферами в политико-информационном противостоянии являются борьба за историческое сознание, борьба за интерпретацию либерального идеологического наследия, конкуренция за право формировать идеологический ландшафт будущего многополярного мира и соперничество разных глобализационных проектов). Одним из наиболее масштабных практических направлений трансгуманизма в настоящее время является движение ЛГБТ, имеющее значительную международную финансовую и политическую поддержку. Действуя полностью в рамках трансгуманистического мировоззрения, это движение кардинально меняет человеческую антропологию, отказываясь от традиционного представления о человеке.

На современном историческом этапе антропология становится одним из важнейших полей идеологических противостояний, и трансгуманизм, являясь наследником и продолжателем секу-лярного гуманистического мировоззрения, претендует на то, чтобы стать одним из основных операторов современных идеологических процессов. Трансгуманизм охватывает ключевые антропологические проблемы современности и придаёт им определённый идеологический вектор, предлагая вести дискуссии о ценностях, нравственности, природе и предназначении человека в своей особой системе этических координат. Трансгуманизм стремится подменить собой антропологию, утвердить "постантропологию", давая новую трактовку понятию "человек" и открывая человеческую природу для любых экспериментов. Поэтому разговор об антропологических вызовах современности необходимо предварять критикой трансгуманизма.

Идеология трансгуманизма – это призыв использовать философские основания трансгуманизма для движения к трансгуманистической утопии. То есть идеология трансгуманизма – это совокупность трансгуманистических философии и утопии. Термин "трансгуманизм" используется в данном докладе именно как синоним идеологии трансгуманизма.

Утопия трансгуманизма – это состояние технологической сингулярности, применённое к сфере антропологии. Предполагается, что в этом состоянии человек (в данном случае более уместно использовать термины трансгуманизма "трансчеловек" или "постчеловек") будет способен свободно модифицировать своё тело до некоего совершенного состояния, получит возможность существовать неограниченно долго, существовать без тела вообще или управлять множеством тел. Утопия трансгуманизма создаёт такой образ будущего, который сможет привлечь общественный интерес к идеологии трансгуманизма. Утопия трансгуманизма – это её фасад и один из главных инструментов её пропаганды.

Философия трансгуманизма в свою очередь представляет собой систему взглядов и концепций, логически обосновывающих методы и средства достижения трансгуманистической утопии. Функция философии трансгуманизма прикладная, она направлена на активное формирование мировоззрения, на формулирование конкретных норм и ценностей, которые затем активно применяются трансгуманистической идеологией.

С точки зрения информационно-пропагандистского воздействия на общество, содержание трансгуманистической утопии вторично, оно имеет лишь опосредованное отношение к сегодняшнему дню. Тогда как философия трансгуманизма уже сейчас деятельно формирует определённый тип человека. Трансгуманизм создаёт сегодня не трансгуманоида ("трансчеловека", "постчеловека", человека, физически отличного от современных людей), а трансгуманиста – человека, приверженного трансгуманистическому мировоззрению. Изучение влияния идеологии трансгуманизма на человека как на члена общества должно предшествовать изучению конкретных технологий изменения человеческой природы. Такой подход используется в настоящем докладе.

Трансгуманист – это максимально материалистичный тип личности, предельно антирелигиозный человек. Задача трансгуманизма состоит в том, чтобы сформировать такую личность. При этом реальное благополучие такой личности не берётся в расчёт. Человек для трансгуманизма является не целью, а объектом информационного воздействия, который должен стать носителем данной идеологии, а в перспективе – объектом экспериментов по трансформации в "трансчеловека".

В идеологии трансгуманизма отсутствует социальный аспект, тем самым она снимает с себя ответственность за устройство того общества, которое стремится сформировать. Поэтому распространение этой идеологии только усугубит социальные проблемы, существующие в современном обществе, прежде всего социальное неравенство.

Главный из посылов трансгуманизма, который уже нашёл практическое воплощение во многих странах мира, – предоставление человеку возможности бесконечного самоопределения, ничем не ограниченного "поиска себя" через изменение элементов своей идентичности, включая биологические. Современное общественное устройство позволяет осуществить социальный аспект самоопределения, выражающийся в замене поведенческих моделей индивидов на не свойственные их естественной (природной) идентичности. В то же время современные медицинские технологии позволяют реализовать этот посыл на уровне частичного или полного изменения человеком своих первичных и вторичных половых признаков, черт лица, цвета кожи, гормонального фона.

Одним из практических направлений продвижения трансгуманизма как идеологии, дающей свободу самоопределения, является постгендеризм. Постгендеризм – это направление трансгуманизма, целью которого является устранение полового различения людей на социокультурном и биологическом уровнях. Главным проводником постгендеризма в современном мире является движение ЛГБТ. Цель этого движения – кардинальное изменение антропологических рамок современности, в результате чего должно произойти размывание представления о том, что такое человек. Мировоззренческий сдвиг, к которому призывает трансгуманизм, имеет непредсказуемые по своей разрушительности последствия.

В конечном счёте, как и любая идеология, трансгуманизм претендует на то, чтобы обрести политическую силу и начать влиять на процесс принятия политических решений, то есть непосредственно на жизнь общества.

Цель доклада:

с позиций традиционной нравственности продемонстрировать историко-культурное происхождение и деструктивный потенциал идеологии трансгуманизма на теоретическом и практическом уровнях.

Данная цель достигается через решение следующих задач доклада:

выявить историко-культурные предпосылки идеологии трансгуманизма; раскрыть содержание философии и утопии трансгуманизма; показать аксиологический базис идеологии трансгуманизма путём сопоставления его с нормами традиционной морали; показать идейную взаимосвязь теории трансгуманизма и практик движения ЛГБТ; выявить направления и методы пропаганды ЛГБТ как одного из практических составляющих трансгуманизма в различных сферах общественно-политической жизни России и зарубежных стран.

Доклад состоит из введения, двух частей, включающих четырнадцать параграфов, заключения и примечаний. Первая часть доклада посвящена выявлению культурных истоков и рассмотрению ценностного, философского и утопического содержания идеологии трансгуманизма, а также её критике. Вторая часть доклада посвящена анализу конкретных современных пропагандистских практик движения ЛГБТ как практического направления трансгуманистической идеологии.

Ознакомиться с докладом можно по ссылке:


Источник: www.russian-expert.ru

Комментарии:

Ян Дененберг, 2018-06-25 14:02:09
Они там упоротые штоле? При чём здесь ЛГБТ? Они реально трансгуманистов с голубыми перепутали.
Игорь Поляков, 2018-06-25 19:50:22
А чего от них ожидать то еще?