Лицом к лицу: профессор Карл Юнг / Face to Face: Professor Jung (1959) интервью

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск
Регистрация на сайте

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИРабота разума и сознаниеВнедрение ИИРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

Авторизация



RSS


RSS новости

Новостная лента форума ailab.ru

2018-06-04 23:45

Психология

Аналитическая психология и архетипы Юнга

Кто мы без нашего самосознания? Насколько мы зависим от исторических обстоятельств? В чем заблуждался Фрейд? В чем заключается главная опасность для человечества? Способны ли мы отказаться от идеи «Спасителя»? Почему нельзя игнорировать смерть и как нам стоит относиться к ней?

«Лицом к лицу» — архивная запись интервью с Карлом Густавом Юнгом, величайшим швейцарским психиатром и родоначальником аналитической психологии, в котором ученый рассказывает о своем детстве, дружбе и разрыве с Фрейдом, загадках человеческой психики и проблеме смерти (интервьюер: британский политик и журналист Джон Фримен).

***

Аналитическая психология и архетипы Юнга

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии, в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.

В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись. В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.

В 1921 году Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию.

Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания.

Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное.

Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

«Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, передающим нам информацию посредством сновидений». (Карл Густав Юнг)

Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354–430 гг.). В XI–XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум, способствующие приходить к тому или иному суждению.

«Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, влияют на взаимоотношения индивида с другими людьми и на всю его судьбу».

Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций. В течение сотен лет они формировались и собирались народами в фольклоре, сказках, легендах и мифах. Передавались из уст в уста, оттачивая свои формы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях.

Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Эти элементы являются врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания.

Своеобразность концепции коллективного бессознательного заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначенные ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, они (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не могут быть отнесены к научным положениям.

Науке известен механизм, когда образ и связанные с ним впечатления необратимо фиксируются в мозге животного (импринтинг), оказывая впоследствии влияние на поведение особи и её образ жизни. Процесс запечатления связан с конкретным возрастом либо определёнными условиями.

По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста. Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например сказку) мы несём с собой по жизни, «следуя» ему.

Если говорить о терминах, использующихся в концепции коллективного бессознательного, то одними из основных являются следующие:

Самость – это архетип, характеризующий бессознательную жизненную цель человека, определяющую его индивидуальность.

Персона – это архетип, представляющий собой социальную роль человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли в философии Юнга включает в себя уровень развития в детском возрасте и общественные ожидания, соответствующие этому развитию.

Тень – это архетип, подразумевающий подавленные, вытесненные свойства личности. Тень проявляется в необдуманных высказываниях и поступках, спонтанно принятых решениях.

Анима – архетип, внутреннее представление женщины для мужчины, характеризующее его бессознательную женскую составляющую. Анимус – архетип, внутреннее представление мужчины для женщины, олицетворяющее ее бессознательную мужскую сторону.

Другие архетипы

Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие архетипы могут перекрывать друг друга или сочетаться друг с другом.

Приведем лишь некоторые из архетипов, описанных Юнгом:

отец — авторитет, сила, мощь;

мать — стремление дать утешение;

ребенок — тоска по невинности, возрождение, спасение;

мудрец — знания, мудрость;

герой — защитник, спаситель и т.д.

«Я пытаюсь описать словами нечто, не поддающееся точному определению по самой своей природе». (Карл Густав Юнг)

Мистика в философии Юнга обусловлена его детскими годами. «Юнг с детства находился в обстановке соприкосновения с другими мирами. Его окружала магическая атмосфера дома Прейсверков – родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших… в его воспоминаниях мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья». «Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом».

В работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» он дал обоснование своему подходу к проблеме изучения душевного мира и собственное видение этого вопроса.

«Так называемый "научный взгляд на мир" вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубежденным узким взглядом, в поле которого не попадают все те аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования». (Карл Густав Юнг)

Книги

1.« Психологические типы»

2. «Психология бессознательного»

3. «Проблемы души нашего времени»

4. «Воспоминания, сны, размышления»

5. «Архетип и символ»

6. «Алхимия снов. Четыре Архетипа»

7. «Человек и его символы»

8. «Душа и миф. Шесть архетипов»

9. «Психология переноса. Интерпретация на основе алхимических изображений»

10. «Красная книга»: vk.com/wall-52526415_33003

Аудиокнига «Психологические типы»: vk.com/wall-52526415_32995

Материал подготовлен сообществом



Поддержи проект ai-news рублем. Машины верят в тебя! >>



Комментарии: