Современная энциклопедия психологических концепций как упорядочить самые важные теории?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-05-24 14:20

Психология

Современная энциклопедия психологических концепций как упорядочить самые важные теории?

Да, эта задача оказалась по силам Р. Хоку, на основе собственного преподавательского опыта составившему своеобразную энциклопедию психологического знания, собрав в ней наиболее важные достижения психологической науки – те, которые заставили изменить подходы к человеку и остаются актуальными и в современной науке. Какие критерии использовались автором для вычленения наиболее ценных идей и открытий? Прежде всего, содержание. Разделы пособия представлены в следующих вариациях: Биология и человеческое поведение; Восприятие и осознание; Научение и обусловливание; Интеллект, познание, память; Развитие человека; Эмоции и мотивация; Личность; Психопатология; Психотерапия; Социальная психология. Второе – индекс цитируемости. Третье – значимость с точки зрения дальнейшего развития психологической науки. Автор не просто описывает суть экспериментов и открытий, их результаты, но и оценивает значимость, характер влияния на современные подходы к человеческой психике, дает ссылки на новые материалы, касающиеся развития теоретической базы психологии.

Биологическая сторона поведения человека

В этот раздел включены данные об экспериментах Сперри и Гэззенига, подтвердившие, что мозг человека и животных имеет два полушария, и каждое отличается своей спецификой восприятия и анализа информации, получаемой извне. При разделении мозга на две половины вполне возможно удвоение потенциала обработки данных. В работах Розенцвейга, Беннетта и Даймонда доказано, что активная стимуляция обусловливает более активное развитие мозга крыс и его биохимических процессов. Впоследствии этот тезис был подтвержден исследованиями мозга людей, умерших естественным путем. Лонгитюдное исследование с монозиготными близнецами Бошарда и Ликкена проиллюстрировало, что интеллектуальные, многие психические свойства обусловлены спецификой генома человека. Изобретение Гибсона и Уолкома визуального обрыва и сегодня активно востребовано в изучении специфики человеческого поведения, восприятия, эмоций и психического здоровья, в том числе и в отношении детей с аутизмом, чтобы предотвратить их физическое травмирование от неспособности оценить высоту и глубину препятствий.

Специфика восприятия и осознания

Работа антрополога Тербалла стала классикой в психологии потому, что на примере человека, живущего вне цивилизации, было продемонстрировано: объем восприятия во многом обусловлен общекультурными факторами и собственным опытом, однако и генетическая предрасположенность здесь тоже играет свою роль. Дискуссии о врожденных и приобретенных способностях человека и животных еще далеки от своего завершения.

Еще одним достижением в психологической науке стало выявление связей быстрых движений глаз и сновидений. В. Дементу удалось приоткрыть флер таинственности этой темы и показать физическую основу зарождения сновидений – электрические импульсы мозга в период сна. Сновидения – это потребность человеческой психики, как было показано В. Дементом: если исключить фазу быстрого сна, то продолжительность сновидений в последующие сеансы сна пропорционально увеличивается. Хобсон и Мак-Карли придерживаются мнения, что сновидения – итог, но не начало REM-сна.

К числу интригующих психологов тем относится также тема гипноза. Как выявил Спанос, секрет гипноза – в готовности человека ему поддаться. В самом начале гипноза человек получает инструкции для исполнения, а потом начинается внушение – представление гипнотического состояния как актуального для человека. И человек просто принимает эту реальность. То есть, подверженный гипнозу просто более мотивирован, в сопоставлении с другими.

Научение и обусловливание

Невозможно исключить из сферы психологии опыты И. Павлова, доказавшие наличие как безусловных, так и условных рефлексов. Это открыло буквально новую эру в педагогике и психологии, потому что стало понятно, что человек и многие животные действительно очень обучаемы.

Так, Уотсон продолжил эту линию, исследовав обусловленность возникновения эмоции страха, а Скиннер разработал теорию оперантного обусловливания, позволяющего регулировать человеческое поведение.

Альберт Бандура занимался аспектами социального научения и пришел к выводам о высокой значимости наблюдаемого опыта: специфическое поведение может формироваться через простое наблюдение и подражание, и при этом не обязательно наличие подкрепления. При этом был затронут важный гендерный аспект: мальчики от природы более склонны проявлять агрессию, в сравнении с девочками.

Роберт Розенталь вошел в историю психологии как автор теории «ожидания учителей» относительно учеников: эти ожидания исполняются (речь об учениках младшей и средней школы).

С. Аш занимался формированием впечатления на основе заданных характеристик. Толмен ввел в научный обиход понятие так называемых когнитивных карт – образов-схем, навигационных моделей, которым следуют люди в реальном мире и даже в интернете (как показали современные наработки).

Искажениями памяти занялась Элизабет Лофтус, и на основе ее выводов об условности памяти, неустойчивости воспоминаний и их изменчивости, была сформирована этика опроса свидетелей преступлений.

Исследование обезьян, предпринятое Гарри Харлоу, показало всю значимость детских привязанностей относительно дальнейшей психологической адаптации. Жан Пиаже создал базовую схему когнитивного развития человека, много и подробно наблюдая за своими и чужими детьми. Роберт Зайонц доказал, что на формирование интеллекта большое влияние оказывает очередность рождения, а Эллен Ланже и Джудит Роден проиллюстрировали, что все мы в любом возрасте и социальном положении остро нуждаемся в ощущении контроля своей жизни, действий и судьбы. Роттер классифицировал людей по признаку имеющих внутренний локус контроля и внешний. Внутренний локус контроля, по убеждению ученого, позволяет эффективнее получать уроки в процессе жизни, вырабатывая конструктивные модели поведения, быть более активными, достигать своих целей чаще, проявлять устойчивость к манипуляциям и прочим негативным воздействиям извне.

Личностное развитие, умение контролировать эмоции

Мастерс и Джонсон показали, что сексуальное человеческое поведение обусловлено эмоциональной сферой, и оно выступает, в том числе, в роли мощного мотиватора. Пол Экман внес ценный вклад не только в психологию, но и в антропологию, доказав наличие универсальных эмоций, которые свойственны всем без исключения людям на земле, разработал методику выявления истинных эмоций по мимическим морщинам и выражению лица.

Теория Колберга о стадиальности морального развития тоже отнесена Роджером Хоком к числу величайших открытий, и справедливо.

Фридман и Розенман доказали, что поведение человека влияет на развитие серьезных болезней, и это дало шанс проводить профилактику сердечных заболеваний, стимулировало развитие такого раздела психологии, как психология здоровья.

Триандис изучал индивидуалистические и коллективистские общества, выявляя основополагающие принципы, на которых они развиваются и функционируют.

Психопатология

Притвориться психически больным и обмануть врачей и персонал психиатрической клиники? Да, именно это было проделано Розенхеном и его коллегами. Оказалось, что отличить здоровых от больных практически невозможно. Это простое открытие стало громом среди ясного неба в психиатрии. Глава, посвященная психопатологии, справедливо дополнена обзором теории Анны Фрейд о защитных механизмах. Феномен научения беспомощности – открытие Селигмана, которое подтверждено множество раз после переживания людьми серьезных травматических событий, от изнасилования до потери близких во время войны или катаклизмов. Оно стало классикой в изучении депрессии и ее проявлений. Ученому по фамилии Калхун на примере крыс удалось показать, что скученность провоцирует различные девиации, а это многое объясняет в проблемах мегаполисов.

Классические подходы к психотерапии

Да, их необычайное множество. Но первые исследования с использованием статистических методов выявили, что все научные методы терапии эффективны. При подверженности фобии лучше всего использовать систематическую десенсибилизацию, открытую Джозефом Вольпе. Кроме того, Хок рассматривает тест чернильных пятен Роршаха и Тематический Апперцептивный Тест как качественные методы, помогающие учитывать травмы, явные и скрытые проблемы в психике.

Социальная психология

В данном разделе много внимания уделено исследованиям конформности и тому, как это влияет на поведение, а также «эффекту очевидца», согласно которому действует закон: чем больше очевидцев нарушения, тем менее вероятна помощь, потому что каждый транслирует ответственность за ее оказание другому. В этом же русле работал и Стэнли Милграм, изучавший феномен абсолютного следования авторитету.

Почему все это важно?

Систематизация классического знания – это не только для студентов. Это и для любого человека, интересующегося своей жизнью, ищущего способы повышения ее качества: в этом смысле труд Хока имеет и большую практическую ценность. Читайте, получайте удовольствие от размышлений и сопоставлений дискуссионных точек зрения. Применяйте это знание на своей практике. Так вы приобретете осознанность – то, что поможет вам преобразовать привычные паттерны и расширить сознание.

Литература: Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.libfox.ru/432743-rodzher-r-hok-40-issledo... дата доступа: 02.05.2018.

Автор: Павловская Гражина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Источник: psychosearch.ru

Комментарии: