Речевое развитие младшего школьника

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-04-14 13:49

Психология

Речевое развитие младшего школьника

Сегодня мы поговорим о тех параметрах речевого развития детей младшего школьного возраста, которые должен уметь отметить психолог в процессе наблюдения. Речь — один из наиболее сложных и многогранных психических процессов.

Первое, на что следует обратить внимание, — это речевая активность: она может быть в целом адекватной как ситуации (например, урока или перемены), так и возрасту. При этом, несомненно, следует учитывать нормативный уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности.
Речевая активность может быть сниженной при достаточно развитой речи. В этом случае невысокая речевая активность будет характеризовать личностные особенности ребенка («молчун»).
Невысокая речевая активность также может как бы «маскировать» проблемы речевого развития. Такой ребенок, при необходимости вербального ответа будет демонстрировать различные признаки недостаточной сформированности вербального компонента высших психических функций (ВПФ) (степень этого недоразвития должен определять уже логопед). Этот ребенок может не знать многие обиходные слова, чаще употреблять существительные и глаголы, реже — прилагательные, ошибаться при использовании простых предлогов.
У таких детей часто наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, выраженные трудности словообразования (редкое использование словообразования).

Можно отметить, что у такого ребенка сохраняются недостатки звукопроизнесения и нарушение слоговой структуры, трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Понятно, что признаки речевого недоразвития могут демонстрировать и дети с достаточной речевой активностью, а иногда и дети с чрезмерной речевой активностью (в тяжелых случаях речевой поток практически неостановим).
Ребенок с чрезмерной речевой активностью будет помимо речевой расторможенности демонстрировать и иные признаки регуляторной незрелости — неусидчивость, двигательную расторможенность, отвлекаемость и т.п.
При этом важно учитывать, что при выполнении сложных заданий ребенок 6,5–7,5 лет еще имеет право на проговаривание вслух в процессе работы, например, программы своих действий.
Необходимо подчеркнуть, что выраженность речевой активности может изменяться в зависимости от наступления утомления у ребенка, то есть будет зависеть от операциональных характеристик деятельности.
Следует заметить, что сочетание несформированности вербального компонента ВПФ и регуляторной несформированности чаще всего характеризует детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза (в соответствии с классификацией К.С. Лебединской).

В своих заметках психолог безусловно должен отметить несформированность (нарушение) звукопроизносительной стороны речи, но ни в коем случае не ставить ребенку логопедический диагноз!
Психолог должен обратить внимание на объем словарного запаса и степень развернутости речевых высказываний. Часто дети предпочитают говорить простыми, короткими фразами, а использование более сложных речевых конструкций — сложносочиненных и сложноподчиненных предложений — представляет для них значительные трудности. При этом формальных признаков речевого недоразвития может не быть, хотя будут наблюдаться проблемы формирования сравнительных степеней прилагательных, словообразования в целом (что особенно заметно при наблюдении на уроках русского языка), понимания сложных речевых конструкций, в том числе пространственно-временных и причинно-следственных.

Недостаточность словарного запаса у таких детей может «компенсироваться» употреблением в речи слов, близких по смыслу, реже — по звучанию (так называемые парафазии). В данном случае можно предполагать недостаточную сформированность высших уровней пространственных представлений, что является не столько логопедической, сколько психологической проблемой.
В процессе наблюдения можно заметить и трудности начала самостоятельного высказывания, то есть инициации речевого высказывания, что будет являться отражением трудностей динамической стороны речи. Часто подобные проблемы испытывают дети с заиканием (логофобия у заикающегося ребенка).
Понятно, что наличие у ребенка запинок в речи, нарушение речевого дыхания, а тем более заикание обязательно отмечаются психологом даже в том случае, когда заикание очевидно и самому педагогу, и другим детям.
Возможность разговора в режиме диалога со сверстниками или со взрослым является еще одним важным параметром, характеризующим особенности речи ребенка (в том числе коммуникативной ее стороны). Как правило, трудности такого рода бывают связаны с нарушением динамики речевого высказывания, то есть с динамическими характеристиками речи. Однако нередко причиной трудностей разговора в режиме диалога является (снова!) незрелость регуляторных функций. Ведь любой диалог, даже невербальный, требует сосредоточения на партнере по общению, соблюдения очередности, а в конечном итоге — ожидания. Ожидание и соблюдение очередности представляют трудность для импульсивных, регуляторно незрелых детей.

Эмоциональная сторона высказываний также является достаточно важной характеристикой речевого развития. Отсутствие коммуникативной направленности, наличие эхолалической речи или просто эхолалий (стереотипных повторений одних и тех же «кусков») будут свидетельствовать об аффективном неблагополучии ребенка, о нарушении базальной уровневой аффективной регуляции (Никольская О.С.).

Такие интонационные особенности речи, как монотонность, малая модулированность голоса, в особенности если голос при этом слишком низкий (или высокий), гнусавый (с носовым оттенком) чаще всего являются косвенными показателями нарушений (снижения остроты) слуха ребенка. Это обязательно должно быть отмечено специалистом. Ребенок, имеющий подобные проблемы, нуждается в консультации профильного специалиста, как минимум — логопеда, а скорее всего — отоларинголога или сурдолога.
Интонационные особенности могут встречаться и у детей с нормальным слухом, имеющих дефекты строения речевого аппарата, например при ринолалии.

В последнее время в образовательных учреждениях все чаще появляются дети, чей родной язык — не русский. Совершенно очевидно, что такие дети окажутся в числе проблемных в первую очередь по речи. Хотя мы прекрасно понимаем трудности этих детей, решение проблем подобного типа, с нашей точки зрения, скорее является задачей социальной, нежели психолого-педагогической.

Авторка: Наталья Семаго


Источник: m.vk.com

Комментарии: