ШКОЛЬНЫЙ МОББИНГ И БУЛЛИНГ Почему об этом нужно знать? У многих из нас есть внуки.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-03-20 18:01

Психология

ШКОЛЬНЫЙ МОББИНГ И БУЛЛИНГ

Почему об этом нужно знать? У многих из нас есть внуки. Понимая ситуацию, причины появления тех или иных отрицательных явлений в их жизни, мы сможем вовремя помочь внукам избежать нежелательных последствий.

Статья Могилева А.В. дана с некоторыми сокращениями.

В последнее время в публикациях и вообще разговорах о школе появились новые слова: моббинг и буллинг. Эти заимствованные из английского языка термины означают различные формы психологического насилия, открытой агрессии, травли, независимо от пола, возраста и социального положения с целью подавления индивидуальности, которые могут происходить коллективно (тогда это моббинг от mob - толпа), или со стороны другого конкретного человека (это буллинг от bully - хулиган). Эти термины возникли в 1985-1990 годах, хотя публикации о таких явлениях начались в Великобритании еще в 1905 году. Существует буллинг и моббинг и в детских учреждениях, и у взрослых (на рабочем месте).

А какая ситуация в России? Применительно к российской школе понятия буллинга и моббинга стали применяться совсем недавно. Исследования 2010 года говорят о том, что 22 % мальчиков и 21 % девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели снижаются и составляют соответственно 13 и 12%. Если брать в целом школьный возраст, то вряд ли найдется ребенок, который совершенно не подвергался моббингу и буллингу. Занижение статистики по буллингу и моббингу говорит о терпимом отношении к ним со стороны взрослых, учителей, администраций, общества: дескать, это же дети, у них все так несерьезно! Иногда взрослые высказывают мысль, что ребенок не должен воспитываться в тепличных условиях частной школы, а должен пройти суровую «жизненную закалку» в обычной государственной школе. Уровень этих явлений может зависеть от региона и локального местоположения школы, от настроений в обществе. Можно ожидать достаточно редких проявлений буллинга в «благополучной» школе в каком-нибудь академгородке или многоэтажном районе-новостройке, и повального буллинга в школе депрессивной городской окраины или в школе, куда ходят дети из старого «частного сектора».

Влияние.

Моббинг и буллинг — общественно опасные явления. В ряде известных случаев буллинг и моббинг является причиной детского и подросткового суицида. Есть случаи, когда жертва буллинга или моббинга (или сам субъект буллинга) приходит в школу с ножом или ружьем и «мстит» своим обидчикам. Однако вместо устранения причин таких происшествий, администрация и власти занимаются усилением охраны, что, в действительности, приводит к обратному эффекту. Моббинг и буллинг в школах, дедовщина в армии замалчиваются, и только наиболее громкие, криминальные случаи становятся достоянием общественности. Но криминальные проявления буллинга и моббинга - это, так сказать, надводная часть айсберга. В основной массе случаев моббинг и буллинг не заканчиваются явным криминалом, но приводят к нежеланию учиться, ходить в школу, к стойкой депрессии. Это относится к жертве. Однако и для инициаторов моббинга и субъектов буллинга все это не проходит бесследно. Их агрессия будет проявляться позже в совсем других условиях и по совсем другим поводам.

Причины.

Без понимания причин моббинга и буллинга в решении этой проблемы не продвинуться. Остановимся на некоторых.

Первое, что следует отметить, это то, что жертвой моббинга и буллинга становятся дети, так или иначе проявляющие свою индивидуальность. Это могут быть как дети с особенностями физического и психического здоровья, так и «ботаники», дети с опережающим интеллектуальным развитием и способностями, ярко выраженными познавательными интересами. Необходимо всегда помнить, что целью буллинга и моббинга является именно подавление индивидуальности.

Второе: наивные трактовки причин буллинга и моббинга просто как стремления установить социальную иерархию в детских коллективах неверны и являются скрытым оправданием и одобрением буллинга и моббинга. Установление иерархии в коллективе — вполне естественная и нормальная вещь, однако это не может служить оправданием методам, которыми это делается. А делается это угрозами физического насилия, нанесением побоев, психологическим давлением и унижением.

Третье: практически любая ссора детей, их драка — не случайна. Это лишь один из эпизодов буллинга и моббинга, когда психологчиское давление переходит в физическое насилие.

Четвертое — родители, как правило, поддерживают своих детей как субьектов буллинга и моббинга, объясняя им, что «надо добиваться своего», «быть сильными» и т.д.

Буллинг и моббинг — не просто побочные эффекты социализации у детей (и взрослых), это проявления бессознательного (подсознательного) или даже инстинктивного порядка. Психологические механизмы, приводящие к этим явлениям, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был охотником-кочевником. Для выживания кочующего сообщества людей в трудных палеолитических условиях требовалась жесткая иерархия, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям группы. Таким образом, моббинг и буллинг — свидетельство низкого уровня развития общества, отсутствия культуры у гонителей. Противопоставить психологическому (и физическому) насилию можно лишь с позиций гуманизма, общей гуманизации общества, с чем в наши дни обстоит дело не лучшим образом.

И еще.

К обычному буллингу и моббингу в наши дни добавился еще и кибербуллинг и кибермоббинг — психологическое давление на авторов блогов, статей, других материалов в интернете. По отношению к авторам процветает откровенное хамство со стороны комментаторов, психологические давления и нападки из серии «автор дурак», «ему все проплачено». Ситуация ухудшается еще и в результате анонимности, виртуальности участников гонений на авторов. Они убеждены в собственной правоте и безнаказанности и часто ведут себя так, как не позволили бы себя вести в режиме обычного общения. Такие «записные критики» незаметно превращаются в обезличенных ботов, активность которых заметно снижает ценность и потенциал творчества в интернете, оперативного распространение идей и свободу обмена мнениями, которые он несет с собой, авторству в целом, которое обесценивается и лишается смысла. Противопостоять кибербуллерам и кибермобберам — задача позитивного интернет-сообщества, разумных и культурных посетителей сайтов и блогов. Но для этого они должны объединиться и вести себя активне.

Могилев Александр Владимирович

Комментарии: