Психические расстройства и творчество

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-02-26 17:45

Психология

Своеобразие мышления больных шизофренией, позволяющее рассматривать предметы и явления с самых разных сторон, сопоставлять несопоставимое, способность отойти от шаблонов породили интригующую и привлекающую всеобщее внимание проблему «гениальности и помешательства». Эта проблема возникла не на пустом месте: имеется много фактов, подтверждающих наличие особых способностей и склонностей лиц шизоидного круга и даже больных шизофренией, позволяющих достигать значительных успехов в отдельных областях творчества.

Такие способности у больных шизофренией издавна отмечали психиатры. Так, Е. Блейлер связывал наличие этих склонностей с аутизмом, считая, что «аутизм представляет собой благодатную почву для упражнения мыслительных способностей». По его мнению, аутистическая направленность больных, ограничивающая внешние влияния и порождающая их независимость от мнения других, помогает проводить им идеи, которые здоровым представляются немыслимыми. Он даже полагал, что небольшая степень аутизма должна быть с пользой привнесена в жизнь: не исключено, что «совсем легкая шизофрения» благоприятствует продуктивности в области искусства. Склонность к новому, необычный ход мышления, свобода от традиций должны способствовать творчеству, если эти качества не декомпенсированы грубой патологией.

Позднее X. Аспергер, характеризуя детей с аутистической психопатией, говорил об их особой «прозорливости», которая впоследствии может стать предпосылкой научных успехов. Он подчеркивал спонтанное проявление интеллекта у этих детей, не обусловленное обучением, и одностороннее проявление способностей, порождающих особую активность. Эти дети с раннего детства кажутся предназначенными для определенной профессии, чаще всего математической.

Все эти основания нередко приводили к неправильному выводу относительно обязательной связи творчества с патологией: примером может служить цикл «исследований», проведенных в нашей стране в 20-е годы и публиковавшихся в специальных выпусках «Патографии гениальных личностей» (под ред. Г. В. Сегалина). В них отражалась крайняя точка зрения на эту проблему, поставленную еще Ломброзо, одним из первых сформулировавшем идею связи гениальности и помешательства. Он составил список гениальных больных людей, куда включил 27 человек — от Торквато Тассо до Гоголя.

К анализу этой проблемы обращались представители разных профессий. Примером может служить Н. Н. Баженов. В своих «Психиатрических беседах на литературные и общественные темы» он отмечал, что даже на низших ступенях вырождения наблюдается нередко «частичная» талантливость или «чрезвычайное развитие» некоторых способностей («счетчики», художники и т. д.). «На средних ступенях вырождения встречаются люди… с известными умственными способностями, часто выше средних»… но психическая жизнь которых «представляет пробелы и изъяны или в виде… понижения нравственного чувства, или преобладания одной стороны душевной деятельности… или как ассоциативные комбинации, совершающиеся по ненормальным и необычным путям. На высших ступенях те же клейма в сочетании со значительной умственной силой, с выдающейся даровитостью, но при наличности той же основной и наиболее важной для характеристики вырождения чертою — отсутствием устойчивого психического равновесия, гармонического развития различных областей душевной жизни».

В этой связи необходимо отметить, что термином «дегенерации» обозначались отклонения от нормального развития, проявляющиеся в резонерстве, эмоциональной неустойчивости, необычности ассоциаций («по необычным путям и случайным поводам»), неадекватности реакций на внешние воздействия. Автор отрицал обязательное «родство» гениальности и помешательства, подчеркивая, что среди гениальных имеется достаточное число вполне гармонических личностей (например, Леонардо да Винчи, Гёте и др.). Однако он не исключал того, что среди одаренных людей часто встречаются лица «с нервными и психическими изъянами».

Такие качества, как нешаблонность, отход от общепринятых традиций, гибкость ума и т. п., хотя и являются необходимой предпосылкой творчества, но не исчерпывают его.

Само творчество является сложным и обусловленным многими факторами процессом. Он не сводим к развитию лишь интеллектуальных способностей. Сама жизнь показывает, что достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей у разных людей может получить качественно различные формы и степени реализации в зависимости от уровня притязаний личности, ее самооценки, стремления к реализации своих способностей, активности и инициативы. Большую роль здесь играют социально обусловленные нормы, эталоны, выступающие в качестве регуляторов этой деятельности. Безусловно, творческий процесс предполагает определенный отход от привычных шаблонов, некоторый «отлет» от реальности. Однако такой «отлет» необходимо предполагает возвращение к реальности на новой основе, что требует постоянного учета доминирующих общественных ценностей. ...Все эти личностные качества, обусловленные социальной детерминацией, страдают у больных шизофренией. Под влиянием факторов болезненного процесса значительно снижаются активность, инициатива, способность к реализации творческого потенциала.

Комментарии: