Когда гнев затапливает

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-02-26 10:05

Психология

Как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка.

Гнев.

1. Когда гнев затапливает

Мы уже знаем, что за эмоциональную сферу отвечает лимбическая система и что стремление испытывать только «хорошие» эмоции может привести к серьезным психологическим проблемам. Сегодня речь пойдет об эмоции, которая больше всего беспокоит родителей, ? о гневе. Точнее, о возможном шаге на пути к дружбе с этим чувством.

Людмила Петрановская на третьей лекции Цикла «Головоломка. Как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка» предложила в качестве одного из способов работы с гневом заглянуть за «спину» этой эмоции.

Для чего? Давайте разбираться ?

Гнев ? это всегда вторичная реакция на испуг. Кто-то при угрозе бежит, а кто-то проявляет агрессию. В любом случае и у гнева, и у страха один общий корень ? это угроза.

Получается, если нас затапливает гнев по разным поводам ? значит, мы слишком много ситуаций воспринимаем как угрозу. И задача состоит в том, чтобы понять, что это избыточная деятельность нашей лимбической системы и многое из того, что воспринимается как угроза, на самом деле таковым не является.

Рассмотрим пример. Мы чувствуем, как закипаем, потому что:

- ребенок снова не послушался;

- ответил невежливо;

- не так отреагировал;

- что-то уронил или разлил как раз в тот момент, когда мы куда-то торопимся

Если внимательно посмотреть, раскопать, что скрывается за реакцией гнева, то обязательно обнаружится угроза. Скорее всего, это будут нечеткие мысли и установки приблизительно такого содержания:

«Ну вот, теперь все пойдет наперекосяк, теперь ничего не получится».

«Меня никто в грош не ставит, мой ребенок меня не уважает».

«Я плохая мать, мне вообще нельзя иметь детей».

«Со мной все не слава Богу. У меня никогда ничего хорошего не будет. Все хорошее достается другим, а не мне».

Дальше можно подумать, как это связано с личным опытом, есть ли основания для подобных мыслей. Часто всплывают какие-то воспоминания. Но их может и не быть. Важно другое ?

Начиная размышлять, буквально вынуждая себя сменить фокус, мы тем самым как будто «подтягиваем» запоздавший и замешкавшийся, но все-таки очень мощный кортикальный мозг (в зоне ответственности которого как раз находится осмысление происходящего), чтобы вместе с ним разобраться, что угроза вовсе не так велика, как показалась перепуганной лимбической системе. И в результате оказывается, что:

на самом деле ребенок нас любит и уважает;

- катастрофы не произойдет, даже если мы сейчас опоздаем;

- ребенок разбил что-то не назло, а потому что он просто неловкий.

Такое обращение к кортикальному мозгу помогает навести резкость и отделить зерна от плевел:

вычленить то, чего действительно стоит бояться, и соответственно реагировать на это ? страхом или гневом; оставить на другом берегу то, чего не стоит пугаться, ? просто лимбическая система, призванная оберегать нас и молниеносно реагировать на угрозу, в очередной раз перестраховалась.

Осознавая угрозу, адекватно воспринимая ее

(т. е. как раз отделяя всю «шелуху» и выделяя здравое зерно), мы формируем безопасность, потому что успокаиваем свою лимбическую систему и, как воздушный шар, «сдуваем» частично или полностью угрозу.

И только после мы можем плодотворно работать с реальной угрозой при ее наличии. Если этого шага не сделать, то, находясь полностью под влиянием перепуганной лимбической системы, в ситуации эмоционального затопления гневом, мы как раз и скатываемся в реакции типа: «Раз ты так, то... Вечно ты...» и т.п. Об итогах можно не говорить.

Конечно, навык осознавать происходящее внутри себя не формируется мгновенно. Но уже с сегодняшнего дня каждый из нас может совершать небольшие шаги на пути к дружбе со своими эмоциями:

через понимание, что лимбическая система всегда стремится нас защитить, реагирует молниеносно и при этом ошибочно воспринимает большинство ситуаций как угрозу ? эти качества эволюционно обусловлены, но с ними можно работать; через практику ? каждый раз раскачивая, подвергая сомнению уверенность нашего внутреннего защитника в реальности угрозы, мы постепенно учимся справляться с эмоциональным затоплением гневом и возвращать эту эмоцию в «русло».

Давайте помнить о важности малых, но регулярных шагов… и просто шагать.

Людмила Петрановская, психолог

/Фрагмент из онлайн-цикла «Головоломка. Как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка» Школы осознанного родительства «Большая Медведица»/


Источник: bmshkola.ru

Комментарии: