В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ МИРОВОЙ ПАУТИНЫ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2018-01-18 15:15

Психология

Интернет сегодня настолько агрессивен, что оказывает воздействие не только на детскую, но и на взрослую психику. О том, насколько реальны опасности, подстерегающие рядового юзера в сетях Всемирной паутины, рассказывает руководитель IT-компании «Деловая автоматизация» Владимир Лямбек.

Тихая агрессия

Когда говорят об опасностях Интернета, почему-то в первую очередь ставят вопрос о защите детей от случайного контента. Как будто ребенок, проявляя любознательность, в поисках от Пушкина к Толстому, может неожиданно наткнуться на нечто травмирующее его психику. На самом деле проблема появления в Сети «нежелаемого контента» стоит несколько шире и заключается в том, что сейчас плохое там совершенно не надо искать - оно прекрасно находится само собой: достаточно «кликнуть» на какую-нибудь мигающую периферийную картинку «избавлю от старения», «кем вы были в прошлой жизни» и т.д., как на тебя обрушится просто шквал рекламных объявлений и предложений не всегда пристойного содержания.

Интернет сегодня стал столь агрессивен, что оказывает воздействие не только на детскую, но и на взрослую психику. Во время телевизионной рекламной паузы можно отойти от экрана, но, работая за компьютером, очень непросто избавиться от назойливых баннеров на сайте. Ты хочешь скачать какую-то музыку, а вместо этого тебе предлагают сомнительные диеты, поиграть в казино и другие сомнительные развлечения. В последнее время этого вредоносного контента развелось столько, что объяснения о его исключительно экономической выгоде кажутся малоубедительными.

Несомненно, что люди, размещающие в Сети такую «рекламу», стремятся максимально увеличить посещаемость своих сайтов. На баннер «Как похудеть» «кликнут» тысячи, в то время как баннером «Строим храм» заинтересуются человек десять, а ведь чем больше людей заходит на определенный сайт, тем дороже реклама на этом сайте, тем выше он поднимается в рейтингах, соответственно, тем больший доход приносит своему владельцу. Вот почему мы постоянно видим на баннерах то новую диету для Пугачевой, то новую жену для Путина.

Владельцы сайтов играют на человеческих страстях и создают многоуровневые системы: с одного сайта тебя перебрасывают на другой, третий, пятый, который может быть действительно новостным и не содержать никакой «желтой» информации. Помимо таких сайтов, в Интернете существует огромное количество онлайн-игр, которые вряд ли дают скорый экономический эффект, скорее всего, они с раннего возраста вербуют потенциальных клиентов, поскольку игромания развивается у детей гораздо быстрее, чем у взрослых.

Игра всерьез

Воздействие на душу человека через Интернет оказалось чрезвычайно эффективным. Даже алкоголь и другие наркотики не вызывают столь быстрого привыкания, как игромания, потому что физическое отравление организма имеет побочные эффекты в виде потери здоровья, в то время как от игромании, кроме потенциального инсульта и ухудшения зрения, никаких видимых изменений в организме человека не происходит. Когда разрушение личности все-таки становится заметно - человек не может сосредоточиться на каком-либо другом занятии, не может общаться и строить отношения с людьми и т.д., - понятно, что нужно срочно отвыкать от компьютера. Но человек уже полностью порабощен игрой, оставить все это ему очень непросто.

Одно из самых тяжелых последствий игромании для ребенка, на мой взгляд, состоит в воздействии игр на область фантазии, воображения. Когда человек лишен каких-то готовых схем и моделей, он вынужден что-то придумывать сам. Так было в моем детстве: не имея каких-то совершенных игрушек, мы очень многое додумывали сами. Берем палку - и это у нас автомат, картонные коробки превращались в рыцарские замки… и пошла работать фантазия! Для ребенка это очень важно. У кого ярче фантазия - тот более интересные игры придумывает.

Компьютерные игры притупляют детское воображение. Играющему ребенку уже не нужно создавать свой собственный мир, за него это сделали разработчики игр. Но такой мир всегда будет только суррогатом твоих собственных идей, искусственным заменителем вкуса. Человек с богатой фантазией легко заметит, насколько модель этого мира примитивна по своей сути. Если ты не видишь ничего, кроме компьютерного пространства, то так никогда и не узнаешь, насколько могла бы развернуться твоя собственная фантазия. Ограниченность игры не дает раскрыться творческому потенциалу человека, но, даже понимая это, человек зачастую вместо того, чтобы отказаться от компьютерного суррогата, переключается на другую игру. И снова он продолжает пребывать в иллюзии, что сейчас перед ним откроется новый мир. Но новый мир оказывается снова примитивным, работающим на простейших алгоритмах, и потом новая игра, и т.д.

На мой взгляд, все компьютерные игры вредны. Все они действуют на человека примерно как пиво на алкоголика. Человек делает первый шаг, не предвещающий ничего опасного. А потом идет все дальше и дальше и уже не может остановиться. Я знаю примеры, когда целые организации прекращали существование только из-за того, что их сотрудники увлеченно играли в популярную игру World of tanks.

Заметьте, мы сейчас уже говорим не о детях. Почему же в компьютерные игры играют взрослые? Ответ достаточно прост: потому что игра для взрослого - это возможность уйти от реального мира, в игре все проблемы решаются просто - нажатием нужной кнопки, в то время как в жизни все далеко не так однозначно. То есть в игре тебе предлагают простую и удобную модель мира, которая лишена недостатков реальной жизни. Когда ты из компьютерных миров возвращаешься в реальную жизнь, мир вокруг кажется кошмаром. В игре ты при любых обстоятельствах оказываешься победителем, а в реальной жизни тебе приходится терпеть поражения и решать бесконечные проблемы.

Многие родители покупают детям развивающие и обучающие игры в надежде, что это достойная альтернатива «стрелялкам» и «догонялкам». Но развивающие игры на самом деле развивают примерно как школьные тесты, которыми заменили традиционные экзамены. Развивающие игры построены на общих алгоритмах и предлагают ребенку выбор из уже имеющихся решений, а не самостоятельный поиск ответа. Всегда ли жизнь нам дает возможность выбора из готовых вариантов?

В моей компании есть несколько сотрудников, которые занимаются решениями по определению нерешаемых задач. Большая часть этих сотрудников относится к поколению, выросшему без компьютера. Они сохранили способность к нестандартному мышлению во многом благодаря тому, что привыкли решать проблему шаг за шагом, методом проб и ошибок, постепенно нащупывая свое решение. В то же время любой игровой квест, каким бы сложным он ни был, - это набор готовых решений. Играющий заведомо ищет подсказку, а не прокладывает свой путь. В реальности мы с такой ситуацией дела не имеем. Мозг человека и логика компьютера совершенно разные: логика компьютера ограничена, зажата рамками готовых алгоритмов. Разум человека действует интуитивно, каким-то тайным образом анализируя предыдущий опыт. Каким бы совершенным ни был компьютер, он все же слишком ограничен и убог, чтобы заставить его нас чему-то учить.

Компьютер под контролем?

Любопытно, что всего за несколько десятилетий восприятие компьютера людьми существенно изменилось. Для старшего поколения компьютер - это набор полупроводников и микросхем. Наши отцы переходили к компьютеру от радиолюбительства, им был интересен сам этот переход. Они понимали, что компьютер - это некий очень сложный электронный прибор, представляли себе логику его работы. Мое поколение интересовало уже не столько устройство компьютера, хотя мы, в общем, представляли себе, для чего служат те или иные микросхемы. Нас больше привлекала программная начинка. Мы изучали компьютерные языки и даже могли на них составлять несложные программы.

Для моих детей компьютер - это чуть ли не живое существо. Они так и пишут в поисковой строке: как мне сделать вот это. Получается, что компьютер по интеллекту для них чуть ли не высшая инстанция. В жизни ребенка появилось множество ситуаций, из которых не выйти без компьютера: домашнее задание можно посмотреть в электронном дневнике или узнать у друга ВКонтакте, нужно сделать к уроку реферат или презентацию, проработать какой-то тест, скачать учебник - снова и снова мы сталкиваемся с необходимостью Интернета. Как в такой ситуации исключить вредоносный контент, о котором речь шла выше? Для этого вроде бы существуют разнообразные программы родительского контроля, которые блокируют выход компьютера на определенные сайты. Предположим, мы установили такую программу на домашний компьютер. Но наш ребенок не может существовать в четырех стенах. Стоит выйти ему во двор, дойти до школы и попросить у друга его гаджет, - и вот уже вся информация Всемирной паутины ему снова доступна. Достигнута ли наша цель? Нет.

Как я уже отмечал, Интернет - это целая индустрия, которая заинтересована в нашем маленьком человеке, заманивая его всеми способами, чтобы потом обобрать до нитки. Даже для специалиста представляет большую проблему настроить программу родительского контроля так, чтобы ребенок не смог бы взломать защиту. Существует такая вещь, как права доступа, которые позволяют включать и отключать родительский контроль. Подобрав к ним пароль, ребенок может сделать свое присутствие в Интернете совершенно незаметным для постороннего взгляда. Конечно, речь идет о пытливом, активном ребенке. Если же ребенок в принципе духовно устойчив, не падок на соблазны, то и нет особого смысла устанавливать «родительский контроль». Достаточно сурово пригрозить ему, чтобы он не лез в Интернете туда, куда не следует, и это будет работать надежнее любой программы.

Правила движения

Как бы мы ни пытались обойтись без Интернета сегодня, наверное, это невозможно. У него слишком много преимуществ. В первую очередь это оперативность и удобство получения информации. Это комфорт общения с людьми, с которыми вас разделяют тысячи километров. Но на сегодняшний день всего этого уже стало слишком много. Мы чувствуем, что тонем в потоке информации, не в состоянии проанализировать ее настолько, чтобы отделить в ней правду от лжи. Мы чувствуем внутреннюю опустошенность от избытка общения, в результате общение становится поверхностным, ни о чем. От интернет-развлечений человек впадает в какое-то гипнотическое состояние, когда он уже не в состоянии контролировать время. Чтобы не погрязнуть в паутине, мне кажется, нужно входить в Интернет, как сталкер в некую зону - с величайшей степенью осторожности, помня о том, для чего ты туда вошел. И как только ты выполнил свою задачу, сразу же возвращаться назад, помня, что один шаг влево или вправо - и тебя куда-нибудь затянет.

А чтобы не затягивало, хорошо бы научиться делать что-нибудь руками, найти себе увлечение. Раньше считалось нормальным, когда мужчина в доме все делает сам, сейчас мы разучились работать руками. Но к этому можно и нужно возвращаться и приучать к этому детей. Причем заняться этим можно в любом возрасте. Я вот недавно закончил курсы электриков и на даче проложил проводку своими руками. Среди моих знакомых кто-то научился делать глиняные кружки, кто-то - класть печи. Люди пытаются вернуться к истокам, освоить простейшие профессии только потому, что это дает ощущение реальной жизни.


Источник: vk.com

Комментарии: