Пять важнейших трендов в развитии HR-технологий, которые мы увидим уже в ближайшее время

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск

ТЕМЫ


Внедрение ИИНовости ИИРобототехника, БПЛАПсихологияТрансгуманизмЛингвистика, обработка текстаБиология, теория эволюцииВиртулаьная и дополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

RSS


RSS новости

Авторизация



Новостная лента форума ailab.ru

2017-12-15 13:47

it новости

Пять важнейших трендов в развитии HR-технологий, которые мы увидим уже в ближайшее время

В конце октября 2017 в Амстердаме прошла выставка HR Tech — крупнейший европейский форум, посвященный цифровизации управления человеческими ресурсами. Ее посетило около 5 000 участников, которым стартапы и глобальные компании продемонстрировали все самые новые технологические решения. В рамках выставки состоялась конференция, которую посетили более 100 HR-руководителей из России. И теперь я хочу поделиться выводами, к которым пришла по итогам конференции.

Итак, пять важнейших трендов в развитии HR-технологий, которые мы увидим уже в ближайшее время.

1. Big Data и аналитика как основа нового HR-менеджмента

Однозначно Big Data — самая хайповая тема с точки зрения диджитализации. Компании ищут решения, позволяющие на основе больших данных оптимизировать HR-процессы и снижать расходы. Мне эта тема особенно близка, потому что мы в МТС сейчас активно экспериментируем с этим направлением, пытаясь найти наиболее эффективные способы применения наших возможностей по анализу данных, в том числе с точки зрения HR-задач.

Так, у нас идет пилотный проект, который позволит, анализируя публичные данные о человеке, его цифровой след и прошлый опыт, без участия рекрутера оценить потенциал и принять на работу лучших кандидатов. Эти же инструменты мы пытаемся использовать для получения автоматических рекомендаций о перемещении сотрудников на направления, где они могут показать максимальный бизнес-результат.

Кроме того, мы уже сейчас планируем рабочие графики продавцов розничной сети, исходя из оценки накопленных данных и прогнозирования посещаемости каждого салона. Благодаря внедрению такого решения удалось, с одной стороны, повысить качество обслуживания за счет более рационального перераспределения сотрудников по салонам МТС, с другой — на 15% сократить общий фонд рабочего времени розничной сети.

В дополнение к подобным решениям на выставке HR Tech мы увидели, например, как для анализа успешности менеджеров по продажам сотрудников сегментируют по группам и выявляют паттерны поведения топ-продавцов (с кем общаются, как работают, сколько времени проводят в мессенджерах и в телефонных разговорах, какие данные анализируют). На основании этого формируют профиль успешного продавца, программу развития остальных сотрудников, а также проводят набор по новым, недостающим команде, компетенциям.

Все это лишь некоторые примеры использования Big Data в HR. Но главное: мы видим, как западные компании уверенно трансформируют HR-функцию из бэк-офисной в аналитическую, используя весь массив данных о сотрудниках и кандидатах и строя предиктивные модели поведения команды.

Интересный тренд, но, пожалуй, еще далекий для нас. Во многих российских компаниях стоит вопрос базовой автоматизации процессов. HR-менеджеры используют привычные технологии, типа Excel, для ведения статистики и отчетности. Потерянные данные, ручной труд, бесполезные усилия для формирования отчетов, на основании которых сложно принимать оперативные бизнес-решения. Но совсем скоро всем станет очевидно, что по крайней мере крупному бизнесу самое время выделить бюджеты на формирование «чистых» данных и автоматизацию аналитики.

2. Рекрутмент как dating

В секции рекрутмента на амстердамской выставке было представлено наибольшее количество интересных стартапов. Например, приложения для поиска работы типа приложения по дейтингу Tinder: листаешь вакансии, ставишь лайк, и только если лайк обоюдный, происходит встреча с работодателем.

Новые технологии позволяют точно настраивать воронку подбора: от привлечения кандидатов в социальных сетях и проведения видеоинтервью до выхода человека на рабочее место. Таргетирование вакансий настраивается с маркетинговой точностью и четким предложением, заставляя даже пассивных кандидатов откликаться на вакансии. Видеоинтервью позволяет записать кандидату ответы на вопросы по вакансии, а это колоссальная экономия времени для рекрутеров и менеджеров.

Для российских федеральных компаний с большим штатом сотрудников и розничного сегмента новые технологии в рекрутменте пока малоизвестны, но уже очевидны выгоды для повышения эффективности бизнеса. Если речь идет о поиске тысяч сотрудников ежегодно, экономия от любой автоматизации становится видна буквально сразу.

Только в США в 2017 рынок рекрутмента достиг $240 млрд, по данным Bersin by Deloitte. Этот огромный рынок фокусируется на поиске сильных кандидатов, управлении брендом работодателя, авторазмещении публикаций и таргетированной виральности вакансий, проведении онлайн-оценки навыков, организации видеоинтервью, управлении процессом подбора с момента появления вакансии до выхода на работу.

Новые инструменты в рекрутменте не прихоть, а стратегически важные элементы для многих бизнесов. Например, в быстрорастущих технологических компаниях запуск продукта часто зависит от того, удастся ли вовремя найти инженера или IT-специалиста. Продажи в розничных сетях — от того, насколько быстро получится набрать тысячи людей для предпраздничного сезона. Для динамично развивающегося бизнеса критично находить правильных людей в правильное время, с максимальной эффективностью самого процесса поиска и отбора кандидатов.

Надо отметить, что российские стартапы в области рекрутмента предлагают трендовые решения. Так, на HR Tech в конкурсе стартапов участвовало две российских команды. Первое место заняла команда стартапа «Робот Вера», предлагающего решения по автоматизированному поиску и обзвону кандидатов, — и это решение мы уже успешно используем в МТС. В пятерку лучших стартапов также вошли российские разработчики сервиса видеоинтервью VCV.

3. Революция в оценке персонала

Несколько лет мы наблюдаем, как американские гиганты Microsoft и GEизбавляются от классического цикла ежегодной оценки персонала и строгого рейтингования. С изменением бизнес-процессов и корпоративной культуры в сторону Agile-подхода внедряется гибкое целеполагание. При этом пока еще единичные облачные решения позволяют управлять эффективностью продуктовой команды вне зависимости от иерархии, динамично создавать новые команды и при необходимости менять членов этих команд, устанавливать прозрачные цели, которые можно обновлять и отслеживать. Также большой потенциал мы видим в области автоматизации адаптивного обучения для следующего карьерного шага, геймификации оценки и обучения и повышении вовлеченности сотрудников в эти процессы.

Уверена, что в российских реалиях молодые компании вполне могут проскочить стадию ежегодных оценок и бюрократии, перейдя в гибкий формат управления эффективностью, а за ними подтянутся и более консервативные компании.

4. Трансформация обучения

Яркий тренд — «тяжелые» LMS-платформы (Learning Management Systems, системы управления обучением) крупных игроков проигрывают стартапам. Новые решения в онлайн-обучении отказываются от самого термина LMS, а взамен предлагают Learning Experience (обучающий опыт). Это сообщество, в котором сотрудники могут интерактивно обучаться, общаться, искать полезные знания, делиться опытом, тет-а-тет работать с онлайн-тьютором. А в итоге — здесь и сейчас получать релевантную информацию, исходя из своих бизнес-задач и плана развития.

С приходом нового поколения, которое выросло на видеоиграх и в 3D-очках, на наших глазах рождается новая сущность в обучении — Edutainment, манифест которой: интересно, просто, быстро и вовремя.

Уже сейчас все меньше компаний используют традиционные долгие онлайн-курсы, переходя в видеоформат и короткие уроки на 3-5 минут. Виртуальная реальность позволяет оказаться в конкретной ситуации и обучиться на практике. Например, надеваешь VR-очки и становишься продавцом в магазине, общаешься с разными клиентами, отрабатывая искусство переговоров. Или если боишься публичных выступлений, то оказываешься у трибуны, видишь каждого человека в зале, передвигаешься по сцене, попутно практикуя нужные тебе навыки. На первый план выходят задачи организации адаптивного обучения: сотрудник проходит тест и определяется индивидуальная траектория развития, отбрасывается все лишнее.

Одним из ключевых элементов новой сетевой культуры стали игры. По различным оценкам от 2,2 до 2,6 млрд человек играют в различные видеоигры. Процесс геймификации уже давно вышел за пределы индустрии развлечений и сейчас затрагивает обучение. Игры, в отличие от классических форматов обучения и развития, обладают важной характеристикой сетевого сообщества – они интерактивны, подразумевают активное участие и приглашают к сотворчеству.

5. Здоровый образ жизни и гармоничное развитие сотрудников

Концепция гармоничного развития человека была одной из главных тем мероприятия. Выступления на основной сцене были посвящены здоровому образу жизни, управлению стрессом, концентрации внимания в ситуации постоянных шумов (когда людей постоянно атакуют сообщения, электронные письма, уведомления социальных сетей). Сегодня мы не говорим о балансе личной жизни и работы, мы думаем о безболезненной интеграции работы и жизни.

Почему компании думают о ЗОЖ? Интегрируя и геймифицируя данные о физической активности с результатами оценки и онлайн-вовлеченности компании, можно улучшить атмосферу, дать индивидуальные советы для эффективной работы и карьерного развития. Приложения, помогающие командам заниматься спортом, организовать правильное питание, повышать уровень жизненной энергии, – в конечном итоге повышают эффективность.

К чему все это приведет?

Стремительная роботизация, автоматизация HR-функций уверенно приближает нас к настоящей HR-революции, как бы громко это ни звучало. Профессия трансформируется в маркетинг, аналитику и управление продуктами и сообществами. Это совершенно другое восприятие роли HR, для соответствия которому нужны люди с совершенно иными компетенциями. И это вызов как для HR-специалистов, так и для руководителей бизнеса самого разного масштаба. Отрицать очевидное — эффективность подобных изменений — уже бесполезно. Осталось научиться в этой гонке за эффективностью побеждать.

Адаптация статьи Оксаны Кухарчук, генерального директора, e-xecutive.ru