Друзья художника эпохи Ренессанса Альбрехта Дюрера признавали его настоящим мастером погружения в свои мысли

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-12-12 10:00

Психология

Друзья художника эпохи Ренессанса Альбрехта Дюрера признавали его настоящим мастером погружения в свои мысли. Немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер писал, что в моменты, когда художник с головой уходил в приятные размышления, он выглядел «счастливейшим человеком на Земле».

Многие из нас время от времени предаются различным формам раздумий: прокрастинации, рефлексии, медитации, самобичеванию, мечтам. Если в некоторых случаях уход в свои мысли может приносить свои плоды, то в остальных несомненно оборачивается вредной привычкой, мешающей нам полностью раскрыть свой потенциал. Да, грезы иногда помогают нам отвлечься от реальности и послужить источником вдохновения. Но также известно, что сознание, предоставленное само себе, склонно к мрачным и бесполезным размышлениям, особенно во власти депрессии, тревоги или навязчивых идей.

Может ли искусство выступать для нас стимулом к полезным эмоциям и душевному состоянию? Многие знают, что созерцание произведений искусства, будь то литература, рэп или абстрактная масляная живопись, способно «улучшить» качество грёз. У немцев есть прекрасное выражение в защиту умственных блужданий — die Seele baumeln lassen’ — которое переводится как «позвольте душе воспарить». Новая наука нейроэстетика начинает раскрывать биологические процессы в основе «воспарения души».

Прежде всего, согласно многим свидетельствам, полученным современной когнитивистикой, наше психические состояние оказывает волнообразное влияние на весь организм. Так при виде вкусного шоколадного пирога повышается слюноотделение, а при просмотре напряженной драмы нам самим едва удается сохранять спокойствие. Мысли, чувства и эмоции, бесцельные или намеренные — всего лишь соматический водопад реакций нашего тела. Каким-то образом именно в этот водопад и впадает искусство.

Дети и взрослые, склонные к раздумьям, демонстрируют б?льшую когнитивную гибкость.

Гален, медик из Греции, живший во втором веке нашей эры, отлично знал о наличии связи между телом и сознанием. Он считал, что блуждающий ум — признак физической и умственной усталости, и поэтому рекомендовал во всем следовать принципам логики, а также заниматься усердным и систематизированным трудом, чтобы не впадать в бесплодные размышления. Галену приписывают слова «леность порождает причуды крови». В основе его убеждения лежит предположение о том, что концентрация представляет для человека своего рода психобиологическую дисциплину, над которой следует работать, чтобы уберечь свои мятежные ум и тело от потери контроля.

Тем не менее, согласно еще более раннему древнегреческому представлению, грезы способствуют нашему физическому благополучию. Предшественники Галена утверждали, что нет лучше способа выздороветь, чем погружение в собственные мысли. Современные исследования в психологии развития показывают, что дети и взрослые, склонные к раздумьям, демонстрируют б?льшую когнитивную гибкость и лучше справляются с такими «исполнительными» функциями, как решение проблем, планирование и контроль собственных мыслей и чувств.

Искусство может быть стимулом к потере в собственных мыслях, а также инструментом их регулирования и контроля.

Нейровизуализация — метод, позволяющий «увидеть» мозг в действии — стал открывать процессы, коррелирующие с нашим психическим состоянием. Когда людей просили сидеть спокойно и ни о чем не думать, их мозг не сохранял спокойствие, а, напротив, проявлял признаки бурной активности, известной под названием нейронной сети оперативного покоя (default mode network, DMN). Эта активность близка к той, что возникает при самоанализе и обращении к интуиции. Более того, она сопровождалась признаками активности в префронтальной коре головного мозга, ответственной за эти важные «исполнительные» функции. Удивительно, но чем выше связь между этими двумя частями мозга — интуицией и исполнительными функциями — тем более творческий подход проявляет человек при решении различных задач. Снимки мозга демонстрируют лишь корреляцию этих процессов, а не их причинно-следственную связь, и все же это наталкивает нас на мысль о том, что, возможно, мечтательность делает нас более продуктивными и творческими, укрепляя наше самосознание и сводя тело и разум воедино в ходе мыслительной и биологической активности.

Искусство может быть стимулом к потере в собственных мыслях, а также инструментом их регулирования и контроля. Основные свойства формы произведения (минорные или мажорные тональности мелодии, цветовая гамма картины), а также сложности его содержания (текст песни, выражение лица на портрете) в равной степени вызывают размышления и эмоции, что непременно отражается на физиологии нашего тела. Креативное мышление и созидание эстетических объектов коррелируют с DMN-активностью, особенно в тех случаях, когда люди находят пережитые эстетические переживания сильными и значимыми. В такие моменты наше взаимодействие с искусством будто вызывает автобиографические мечтания, переживание потока самосознания.

Разумеется, искусство способно провоцировать и не приносящие никакой пользы размышления. Многократное прослушивание одной и той же песни вряд ли поможет пережить разрыв в отношениях. Тем не менее, навеянная искусством тоска не всегда вгоняет нас в безвыходное депрессивное состояние. В действительности, искусство, имитируя эмоциональный катарсис, может помочь нам легче справляться с непосредственными источникам боли. Всем известно то странное, приятное и умиротворяющее чувство после того, как получаешь возможность выплакаться. Объяснением этому, как оказалось, служит выброс гормона пролактина, также связанного с укреплением иммунной системы и сближением с другими людьми. Искусство служит сравнительно безопасным пространством для переживания подобных эмоций, в отличие от жизненных трагедий, вызывающих у нас слезы. Даже расстраивающие или иначе нарушающие наше спокойствие произведения искусства могут способствовать психобиологическому очищению за счет погружения в собственные мысли.

История богата примерами взаимосвязи мечтательности и креативности. Вот один уникальный пример: Аби Варбург (1866-1929 гг.), немецкий историк искусства, создал библиотеку из 50 000 книг для поощрения блуждания мысли. Его коллекция стала ядром Варбургского института в Лондоне, где мы сегодня занимаемся своим исследованиями. Каждый из четырех этажей библиотеки посвящен одной из четырех тем — образ, слово, направление и действие — и разделен на подтемы, такие как «наука и магия», «передача классических текстов», «история искусства». Благодаря уникальным представлениями Варбурга о том, как должны быть взаимно расположены книги в его библиотеке, мы можем найти выцветший медицинский том XVII-го века рядом с трактатами по математике, космосу и музыкальной гармонии. Эти полки с книгами улучшают интуитивную прозорливость по мере того, как вы переходите от одного тома (или мысли), который уже было вас заинтересовал, к другой заманчивой идее или теме, которая даже не приходила вам на ум.

Приобщение к искусству высоко ценится во многих культурах и обществах. Созерцание эстетических объектов зачастую воспринимается как трудоемкое когнитивное упражнение, в то время как искусство предоставляет возможность для глубоких эмоциональных переживаний, позитивного погружения в мысли и психобиологической саморегуляции. Пожалуй, Дюреру удалось лучше всех выразить словами положительное действие от такого бездействия: «Если человек посвящает себя искусству, то он избегает больше бед, чем если бы бездельничал».


Источник: rtut.io

Комментарии: