«Тихая революция» в России меняет власть на роботов

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Искусственный интеллект хотят сделать судебным конвейером по типовым делам, который сможет генерировать судебные решения.

Премьер-министру Дмитрию Медведеву предложили концепцию новой системы правоприменения, в которой будет использоваться искусственный интеллект. Как сообщает «Коммерсант», авторы идеи, департамент проектной деятельности российского правительства, ожидают, что по типовым делам система сама сможет генерировать судебные решения. Помимо этого система сможет проверять решения на ошибки и коррупционную составляющую.

В проекте документа предлагается использовать новые технологии в три этапа. Сначала необходимо выявить устаревшие и неэффективные правовые нормы. Затем в правительстве предлагают создать «электронные кодексы» — единую систему нормативных документов на всех уровнях власти, похожую на французскую. Последним этапом должно стать внедрение автоматизированной системы поддержки правовых решений с применением искусственного интеллекта.

В силу того, что вся эта многоступенчатая процедура может вызвать волну протеста среди населения, главной площадкой для обкатки цифровых технологий, как ни странно, выбрана Генеральная прокуратура, рассказала газете «Колокол России», публицист, доцент МГИМО Ольга Четверикова. По ее мнению, логика заключается в том, что если человек будет «насильственно подвергаться цифровизации», он станет обращаться в Генпрокуратуру, но «встретит серьезный отпор».

В начале 2017 года в Генпрокуратуре приступили к разработке собственной концепции цифровой трансформации, которая должна была распространяться на документооборот и коммуникацию граждан. При ведомстве создается экспертный совет по информационным технологиям, который возглавил один из членов «Центра стратегических разработок» Алексея Кудрина. А поскольку Генпрокуратура не входит в структуру правительства, и она менее забюрократизирована, соответственно, новые технологии там приходится применять с нуля.

«Российская программа цифровой экономики направлена не на улучшение развития реального сектора производства, экономики и социальной сферы, а на то, чтобы полностью провести оцифровку государственного управления, образования, здравоохранения и соцсферы. В первую очередь в цифровой программе приоритет уделяется двум ключевым направлениям:  законодательной базе, перестройке существующих законов, а также системе образования. Таким образом, на начальном этапе законы должны создать комфортную среду для всей последующей оцифровки, в то время как образование должно готовить людей с иным мышлением, для которых оцифровка уже будет норма», - отметила эксперт издания.

Сейчас в России готовится активно законопроект, который будет регулировать отношения между человеком и роботом. Это будет первый подобный документ в мире, где роботизированному агенту присвоят статус юридического лица. Таким образом, робота хотят наделить функциями, которые выполняет только живой человек. Как говорится в проекте документа: робот по воле изъявления собственника в силу конструктивных особенностей предназначен для участия в гражданском обороте; роботизированный агент имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам, может от своего имени осуществлять и приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, робот будет наделен статусом юридического лица.

Более того, под владельцем роботизированного агента следует подразумевать юридическое лицо, гражданина или иного роботизированного агента, то есть, робот может быть владельцем другого робота. При этом робот может признаваться как действующее лицо от своего имени при определенных обстоятельствах, представлять самостоятельно свои интересы в гражданском обороте в пределах своих конструктивных особенностей. Однако в проекте документа есть один очень интересный пункт, который гласит: что интеллектуальное устройство небезопасно в использовании, а значит, в случае непредвиденных обстоятельств дает основания снять с владельца робота ответственность за деятельность роботизированного агента.

«В предстоящую весеннюю сессию депутаты Госдумы планируют определить правовой статус роботов, где каждый такой искусственный интеллект получит отдельный статус юридического лица. Таким образом, будет учреждена и новая форма собственности. Ранее российское руководство заявило о стремлении страны быть в числе лидеров по созданию искусственного интеллекта. Однако сегодня РФ далека от этого, и если в Южной Корее на 10 тысяч человек приходится 531 промышленный робот, то в РФ на такое же количество людей приходится всего 2 робота. Таким образом, российское руководство решило пойти на опережение и сделать себя мировым лидером в области цифрового законодательства, чтобы привлечь иностранные компании в Россию», - полагает Ольга Четверикова.

Еще одним очень важным моментом в цифровизации российского общества является сфера образования. В определенных властных кругах дано негласное указание, чтобы в СМИ не упоминать о программе образования 2030, которая уже начала фактически реализовываться.

«В проекте цифровизации образования планируется отказаться от печатных трудовых книжек и дипломов, и вместо этого создать индивидуальный полис компетенций человека, который на протяжении всей его жизни будет собирать всю информацию о конкретном человеке, начиная от его оценок в школе и заканчивая профессиональными навыками. Это планируется сделать для того, чтобы работодатель имел полную картину о человеке, которого принимает на работу. Если все это будет принято, тогда будут нарушены все законы о персональных данных, а у человека не останется даже малейшей части на личное пространство. Более того, непонятно, кто, где и как будет обрабатывать всю поступающую информацию, и в каких конечных целях она будет использоваться», - считает эксперт.

Все это сегодня делается очень тихо, а информация от различных министерств и ведомств по поводу искусственного интеллекта и цифровизации образования крайне скупая, а главное ничего не понятно, как это будет в реальности работать.

«Не так давно глава Сбербанка Герман Греф заявил, что в нынешнем виде юристы практически больше не нужны, а нужны только IT-юристы, которые могли бы разбираться в технологиях. Все это делается для того, чтобы лишить людей получать юридическое образование и лишить их возможности «разоблачать незаконные манипуляции с цифровизацией». Мало того, что у нас в стране и так мало людей юридически подкованных, так с вводом искусственного интеллекта у людей пропадет даже малейшая возможность понимать, что происходит на самом деле», - резюмировал Четверикова.

Однако, как считают в департаменте проектной деятельности российского правительства, все это в итоге поможет улучшить инвестиционный климат в России, инвестициям мешает несовершенство российской правовой и судебной системы. Среди основных проблем судебной системы чиновники считают устаревшее, непрозрачное и избыточное регулирование, возможность неоднозначного толкования правовых норм, затянутые сроки рассмотрения дел и коррупцию.

Ране судья Конституционного суда РФ Гадис Гаджиев заявил, что роботы не смогут в ближайшем будущем рассматривать уголовные и гражданские дела, поскольку они не способны учесть все детали, в том числе «человеческий фактор». Тем не менее, по его словам, в скором времени роботы будут активно внедряться в юриспруденцию. Например, рассматривается возможность сделать роботов самостоятельными объектами гражданского права и законодательно закрепить гражданские отношения с участием роботов.

Анатолий Молчанов

Фото: РИА Новости


Источник: kolokolrussia.ru

Комментарии: