БПЛА «Эйтан» ВВС Израиля

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск

ТЕМЫ


Внедрение ИИНовости ИИРобототехника, БПЛАТрансгуманизмЛингвистика, обработка текстаБиология, теория эволюцииВиртулаьная и дополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

RSS


RSS новости

Авторизация



Новостная лента форума ailab.ru

2017-11-05 12:00

БПЛА

В 2010 г. на вооружение ВВС Израиля поступил БПЛА «Эйтан» разработки компании «Израильская Авиационная Промышленность» (IAI). Известен также под коммерческим названием Heron TP (ранее Heron-2) и заводским названием «Махац-2». На сегодняшний день «Эйтан» – крупнейший БПЛА ВВС и один из крупнейших БПЛА в мире.

БПЛА относится к классу MALE (Medium Altitude Long Endurance), т.е. предназначен для работы на средних высотах и длительного пребывания в воздухе. Конструктивно близок к предыдущему БПЛА фирмы IAI – Heron-1 («Махац-1», «Шоваль»), но в 4 раза тяжелее его. Как и «Шоваль», «Эйтан» имеет убирающееся в полёте шасси.

Вопрос разработки столь крупного БПЛА прорабатывался в Израиле с начала 90-х гг. К ним были привлечены большинство предприятий израильского ВПК, координировало работу Директорат БПЛА («Минhелет МАЛАТим») в составе Управления НИОКР АОИ и МО («МАФАТ»). IAI была выбрана главным подрядчиком проекта, разработку Heron TP вёл завод БПЛА компании («Мифъаль МАЛАТим»), разработку системы в целом – Инженерный завод («Мифъаль hа-hандаса»).

Первый полёт Heron TP предположительно состоялся в 2004 г., во всяком случае в апреле 2004 г. журнал ВВС Израиля сообщил о существовании программы и о том, что два прототипа уже летают. По другим данным, первый полёт был в 2006 г. В июне 2007 г. БПЛА был представлен на авиасалоне в Париже, а в октябре того же года ВВС сообщили о намерениях закупить его.

В связи с большими размерами и весом, а соответственно высокой стоимостью каждого БПЛА, были предприняты особые меры по обеспечению надёжности аппарата, по стандартам гражданской пилотируемой авиации. Например, авионика управления полётом имеет тройное резервирование, система раскрытия шасси – двойное.

Основное назначение БПЛА – разведка и целеуказание на большом удалении, аэрофотосъёмка, РЭБ и др. Как обычно, время от времени появляются сообщения о его применении для ударных задач и также как обычно нет официальных подтверждений этому (как и вообще любого ударного использования израильских БПЛА вообще).

Длительное время пребывания в воздухе позволяют длительно наблюдать за одним районом, не проводя частую замену БПЛА. Только операторы на земле сменяются, каждые несколько часов.

«Эйтан» всепогодный, большой потолок полёта позволяет ему находиться над коридорами полёта гражданской авиации. «Эйтан» – первый БПЛА ВВС, имеющий систему автоматического взлёта и посадки (ATOL – automatic takeoff and landing). Благодаря большой массе полезной нагрузке, «Эйтан» несёт и системы самообороны, для защиты от ЗРК противника.

Для эксплуатации «Эйтан» в ВВС в феврале 2010 г. на авиабазе Тель-Ноф была создана новая эскадрилья – 210-я «Белый Орёл» («hа-Нешер hа-Ляван»). Эскадрилья стала 3-й эскадрильей БПЛА ВВС и первой, размещённой вне Пальмахим. 21.12.10 в эскадрилье прошла церемония начала оперативного применения «Эйтан».

По сообщению сайта ВВС Израиля от 01.11.17, в 2017 г. 210-я эскадрилья начала получать новые «Эйтан», в течении года число БПЛА в её распоряжении увеличится на 50%. Также сообщается, что в отдалённой перспективе «Эйтан» должен получить некие новые возможности, ранее отсутствовавшие в АОИ. Непрерывно растёт число лётных часов, выполняемых «Эйтан»: на 25% в 2017 г., на 70% в 2018 г., на 50% в 2018 г.

«Эйтан» принимает на себя всё больше задач, ранее выполнявшиеся пилотируемыми самолётами. Например, часть задач визуальной разведки от самолётов «Цофит» (Beechcraft King Air В200) и задач электронной разведки от самолётов «Кукия» (Beechcraft RC-12 Guardrail).

Новые «Эйтан» имеют усиленную конструкцию, максимальная взлётная масса возросла на 400 кг (с 5 до 5.4 тонн). Увеличился запас топлива и, соответственно, продолжительность полёта. Закупаются и новые системы, включая оптико-электронные и РЛС.

Нумерация

Судя по опубликованным фото, «Эйтан» имеют бортовые номера вида 1ХХ (102, 103) и 2ХХ (210, 214, 216, 217, 218, 220). На выставках IAI демонстрировала «Эйтан» с номером 2006, но этот номер не имеет отношения к ВВС.

Электрооптическое и радиоэлектронное оборудование «Эйтан»

БПЛА способен нести несколько систем одновременно, среди них электрооптическое оборудование дневного и ночного видения со встроенным лазерным дальномером-целеуказателем (EO/IR/LRF/LD), РЛС с радиолокационным синтезированием апертуры (SAR), системы связи на дальности прямой видимости (Line of Sight) и системы спутниковой связи (SATCOM), системы электронной разведки (ESM – SIGINT, COMINT и ELINT) и РЭБ. Возможна установка систем, связанных с патрулированием и разведкой на море (MPR – Maritime Patrol and Reconnaissance), но в Израиле в этой роли используется БПЛА «Шоваль».

Наиболее известная из систем «Эйтан» – та, которая хорошо видна на всех фотографиях, «бочонок» под передней частью фюзеляжа. Речь идёт о разведсистеме AMPS (Advanced Multi-sensor Payload System), известной в ВВС как «Мигдаль Эш» («Огненная башня»; подробности о ней были опубликованы в журнале ВВС #230 за август 2016 г.). То самое EO/IR/LRF/LD, как указывалось выше.

Разработка AMPS была начата компанией «Эль-Оп» (ныне часть «Элбит Маарахот») в сотрудничестве с «Несс» примерно в 1996 г., на вооружение её приняли в 2000 г. на самолётах «Цофит», с 2006 г. она используется и на «Эйтан» (тогда ещё в рамках опытного использования).

Возможности системы – способность наблюдения на десятки км при высоком качестве картинки и возможность создавать одну картину на базе данных разных датчиков. Т.е. не просто переключаться между картинками разных датчиков, а видеть одно комбинированное изображение.

На 2016 г. «Эльбит» работала над новым вариантом системы (видимо более компактным), который можно будет устанавливать и на БПЛА других типов. Кроме того, регулярно проводилась модернизация существующего варианта AMPS. Как видно на фото, система модульная, состоит из 2 частей, каждая включает 2 датчика. Можно заменять половину системы, практически не выводя систему из эксплуатации. Как раз в 2016 г. проводился процесс такой замены. Это увеличит дальность действия системы и ещё более улучшит качество изображения.



Боевое применение

Первое боевое применение «Эйтан» имело место ещё до официального принятия этого БПЛА на вооружение – во время операции «Литой Свинец» в Секторе Газа (27.12.08 – 18.01.09). С тех пор «Эйтан» выполнил сотни боевых вылетов, как во время хорошо известных операций, так и в засекреченных. Например, по данным различных источников (не имеющих официального подтверждения) «Эйтан» использовался над территорией Судана в 2009 г., для удара по автоколонне, перевозившей иранское оружие в Египет для последующей доставки в Сектор Газа.

Аварии и потери

За годы эксплуатации «Эйтан» не имел боевых потерь. Была одна авария БПЛА этого типа: 21.01.12 «Эйтан», взлетевший с авиабазы Тель-Ноф, разбился в районе мошава Ясодот (вблизи Гедеры). БПЛА принадлежал ВВС, но тот полёт был испытательным для нужд IAI. Утверждалось, что на одном из крыльев «Эйтан» был смонтирован новый компонент, имеющий отношение к навигационной системе самолёта. Предположительно из-за перегрузки крыла и ошибки оператора произошло разрушение «Эйтан» в воздухе – у самолёта оторвалось крыло.

После этого полёты «Эйтан» были прекращены до обнаружения неисправности и её устранения. БПЛА этого типа вернулись в воздух лишь через 8 месяцев, в августе 2012 г.

ТТХ «Эйтан»

 

  • Длина – 15 м;

  • Высота – 5.6 м;

  • Размах крыла – 26 м;

  • Максимальная взлётная масса – 5,000 кг (5,400 кг у модернизированного образца);

  • Максимальная масса полезной нагрузки – более 1,000 кг;

  • Максимальное время пребывания в воздухе – 36 часов;

  • Дальность связи – до 250 км (при использовании спутниковой связи – не ограничена);

  • Потолок – 45,000 футов;

  • Максимальная скорость – 220 узлов;

  • Двигатель – турбовинтовой PT6A-67A производства Pratt & Whitney Canada;

  • Мощность двигателя – 1,200 л.с.;

  • Винт – толкающий, 4 лопасти.


Стоимость «Эйтан»

После аварии 21.01.12 сообщалось, что был нанесён ущерб на сумму 5 млн долларов. Если это верно, 5 млн – цена самолёта, возможно с неполным набором бортового оборудования. Но вообще-то эта сумма выглядит сильно заниженной.

В различных статьях Википедии приводятся цифры 35 млн долларов за самолёт (статьи на русском и английском) или 15-20 млн за самолёт с базовым оборудованием и до 80 млн, с дополнительным оборудованием и вагончиком управления (статья на иврите).










Источник: oleggranovsky.livejournal.com