Российская инновация – не для России

МЕНЮ


Искусственный интеллект. Новости
Поиск

ТЕМЫ


Внедрение ИИНовости ИИРобототехника, БПЛАТрансгуманизмЛингвистика, обработка текстаБиология, теория эволюцииВиртулаьная и дополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

RSS


RSS новости

Авторизация



Новостная лента форума ailab.ru

На Дальнем Востоке испытывают лучший в мире беспилотный автобус, но у себя на родине он применения не найдет

На днях в кампусе Дальневосточного федерального университета на острове Русский начнут испытывать беспилотный автобус. Его сделали под Волгоградом, в компании Волгабас, и везут во Владивосток. А в университете, в свою очередь, готовят площадку. Точная дата начала испытаний еще неизвестна, «не все зависит от нас», рассказали EastRussia в компании Волгобас.

ДО ВЭФа НЕ ДОЕХАЛИ
Напомним, ранее Волгобас тестировал свои изделия на территории инновационного парка в Сколково. А жители Петербурга могли видеть его во время парада ретротехники. Правда, им тогда управлял водитель. Показали его и в Москве во время празднования 870-летия столицы. Автобус «Матрешка» (так называется разработка) ждали на Восточном экономическом форуме, но он там так и не появился. Доехал до Дальнего Востока только теперь.

Но зачем тащить автобус для испытаний так далеко? Все просто: Дальневосточный университет заинтересовался новинкой и, похоже, он рассматривает ее не как диковинку, а как вещь практическую. Университет собирается возить на таких автобусах студентов по территории кампуса, «потому что там расстояния огромные», рассказывают в Волгобасе, и дают понять, что отношения с университетом могут зайти дальше, чем между продавцом и покупателем. Речь идет о долгосрочном сотрудничестве. Но говорить об этом пока рано, автобус для начала надо испытать.

  ПОКА ДОРОЖЕ, НО УЖЕ БЕЗОПАСНЕЕ 
Волгоградский автобус – это продукт под ключ, не только само транспортное средство, оснащенное искусственным интеллектом, но и диспетчерский пункт, откуда он контролируется, и обученный персонал. Директор предприятия Алексей Бакулин рассказывает, что пока его машина на 20% дороже обычного автобуса, и стоит 9 миллионов. Но все меняется очень быстро, всего год назад такие машины стоили 20 миллионов. Бакулин говорит, что вскоре автобусы без водителя станут дешевле простых автобусов процентов на 30-40. И они уже безопаснее, потому что искусственный интеллект умнее любого водителя, уверен Бакулин.

Но его уверенность не разделяют власти. Законодательство запрещает беспилотному транспорту выходить на улицы – случись что, непонятно, кого наказывать. Отсутствие нормативной базы – серьезнейший тормоз для внедрения беспилотных машин, уверены в Агентстве стратегических инициатив (оно активно поддерживает разработку). Бакулин говорит, что, если нужные законы не примут к 2019 году, Россия начнет отставать.

В Дальневосточном университете собираются организовать «выезд автобуса в ситуацию, максимально имитирующую реальную». В Волгобасе пока не хотят говорить, как это будет выглядеть: просто на улицу автобус нельзя выкатить по закону, а, если прохожие и другие будут знать, что едет беспилотник, и все это будет на полигоне, это не будет серьезным аргументом, чтобы убедить чиновников в его безопасности. Известно, что уже около года по улицам Москвы ездят беспилотные машины, но происходит это ночью и не вполне легально. Вероятно, волжский автобус тоже поедет в «реальные» условия в ночное время.

  ЭКСПОРТ НАШЕ ВСЕ
Уже в следующем году Волгобас будет готов поставлять автобусы на рынок, однако, Россия из-за неразвитости законодательства пока не в состоянии их принять. Но компания не собирается ждать, пока Госдума дозреет. «Мы рассматриваем экспорт, наши разработки мы с успехом показали на выставке во Франкфурте», говорят в компании. Таким образом, первые российские беспилотные автобусы, которые, как говорят специалисты, ничем не хуже, а по некоторым параметрам и лучше, чем известные автомобили компаний Google и Tesla, применения на своей родине пока не найдут. Ситуация очень напоминает любую другую, связанную с инновациями. Так, директор направления «молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков на днях по другому поводу сетовал: «Мы признаемся как одни из мировых лидеров в других странах, и только внутри страны нас пытаются впихнуть в замшелую систему ненужного регулирования».

Можно осторожно предположить, что первым направлением экспорта станет Китай. Именно по этой причине, вероятно, автобусы решили обкатать на Дальнем Востоке. Но официально стороны этого не признают. Сам Бакулин ранее обещал поставить до конца 2017 года не менее ста машин в Иран, Танзанию, Гамбию и ОАЭ.

Тем временем в США, где беспилотные автомобили уже вовсю работают в такси (и успели попасть в несколько аварий), эксперты говорят о скорой урбанистической революции, которую принесет с собой эта новинка. Специалисты Массачусетского технологического института в своем свежем исследовании утверждают, что в центре городов жить уже никто не будет. Американцы и так стараются селиться в пригородах, где качество жизни высокое, но, когда управление автомобилем перестанет быть твоей заботой, этот процесс примет лавинообразный характер. Ожидается обвал цен на городскую жилую недвижимость, и рост на загородную. «Пассажиры смогут заниматься своими делами — работать или даже отдыхать — уже во время поездки. Автономные транспортные средства могут значительно повысить дистанцию, к преодолению которой готовы люди»,— говорится в исследовании. В сочетании с технологиями совместного использования транспорта (каршеринг) эти процессы сделают улицы городов пустынными. Неприятности ждут владельцев парковочных мест – они будут востребованы далеко не в нынешних масштабах.

  РОССИЯ: БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ
Беспилотные автомобили в России разрабатываются с 2015 года. Но основные события случились в этом секторе в 2017 году. Президент России Владимир Путин, выступая на Всероссийском форуме профессиональной навигации "Проектория", призвал к скорейшей разработке нормативной базы. "Беспилотники важны везде, сфера их применения безгранична", - сказал президент, - Нам еще много нужно сделать для того, чтобы совершенствовать нормативно-правовую базу применения беспилотников”.

В августе казанские авиаконструкторы представили беспилотную авиагрузовую платформу вертикального взлета, а в Москве, в технопарке «Калибр», появился полигон для испытания техники без водителя.

О разработке дорог для беспилотников заявила компания «Автодор». Основными игроками на рынке, помимо Волгобаса, являются Cognitive Technologies (компания представила беспилотный комбайн), и холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех», Яндекс (в мае представлен прототип беспилотного такси), КАМАЗ (вложил в разработки более 900 млн. рублей), транспортная компания Traft.

Большие события ожидаются в 2018 году: комиссия по радиочастотам обещает легализовать «окна» в эфире для связи между автомобилями, а минкомсвязь намерена протестировать сети 5G именно в беспилотном транспорте.

Согласно исследованию компании Gemalto, 49% опрошенных россиян хотели бы приобрести беспилотную технику и верят, что им удастся сделать эту покупку в течение ближайших десяти лет.
 
ЧТО В МИРЕ?
Сегодня, по данным Json & Partners, в мире насчитывается 330 тыс. автомобилей без пилотов, к 2020 году их станет почти 2 миллиона, к 2035 году – 30,4 миллиона. Таким образом, маркетологи рассматривают этот рынок как один из самых быстро растущих. Основной прирост рынок получит, начиная с 2025 года, когда крупные автопроизводители, и особенно китайские, начнут массово запускать автономные автомобили класса 3 (полное самоуправление). Как ожидается, к 2020 году компания Tesla, которая сейчас в массовом сознании воспринимается как лидер отрасли, начнет утрачивать доминирующие позиции. Вперед выйдут китайские производители, после 2025 года каждый третий автомобиль без водителя будет производиться в Китае. Основными драйверами продаж выступят потребители США и ЕС. Маркетологи и промышленники рассматривают беспилотные автомобили как «большую вещь», то есть важнейший элемент рынка, прежде такой «большой вещью» были смартфоны. Intel оценивает объем рынка беспилотников вместе со связанными отраслями в 7 триллионов долларов к 2050 году.

Решение законодательных проблем западные страны ищут на ощупь, но уже есть конкретные решения, речь идет об их совершенствовании. В США движение таких авто разрешают штаты, так, в Нью-Йорке ради беспилотников отменили закон 1971 года, согласно которому водитель обязан держать на руле хотя бы одну руку. В сентябре Конгресс одобрил федеральный законопроект. Документом устанавливается квота – 25 тыс. автомобилей в этом году, и уже 100 тыс. в следующем. Сейчас документ рассматривает Сенат. Все происходит очень быстро: хотя уже более десятка штатов разрешили беспилотники, формально производители должны проходить утомительную процедуру лицензирования в Национальном управлении безопасности движения. При этом недавно беспилотник пересек границу США и Канады, пользуясь особым разрешением. То есть, пока Сенат не утвердит документ, можно констатировать, что и в США законодательство отстает от реальности. А в Европе Еврокомиссия еще только вырабатывает рамочный закон о беспилотниках.


Источник: www.eastrussia.ru