- Когнитивная наука и религия:

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


- Когнитивная наука и религия:

«Наличие представления о богах и духах делает этические нормы не более суровыми, а более доступными для восприятия. А значит, боги нам нужны не потому, что они служат "цементирующим раствором", а потому (среди прочего), что у нас имеется ментальный аппарат, благодаря которому становится возможным существование общества, но при этом мы не всегда понимаем, как оно функционирует».

«Картина разочаровывающая, потому что религия в таком случае предстает банальным следствием или даже побочным эффектом наличия у нас разума, а в этом нет ничего сенсационного или драматичного».(Буайе П.)

«Таким образом, в современной науке о религии появилось весьма разнообразное по теоретическим выкладкам и практическим исследованиям новое направление. Оно развивает традиции классического религиоведения, в свое время опиравшегося на эволюционизм (Э.Тайлор) и социально-психологические теории (Л.Леви-Брюль), и одновременно является порождением новейших достижений когнитивной науки и эволюционной психологии. Когнитивная наука создала предпосылки для формулировки объяснительных теорий религии, в ней рассмотрение религии как формы познавательной деятельности сочетается с эволюционистской трактовкой человеческого сознания, что влечет за собой и возвращение к натуралистическим теориям, к поиску биологических оснований ритуала и т.п. В основе когнитивного религиоведения лежит представление о том, что религия — это продукт человеческого сознания, возникший на определенном этапе эволюционного развития, поэтому религиозные представления и связанное с ними поведение человека могут быть объяснены с точки зрения когнитивных процессов, обусловленных свойствами человеческого мозга.

Популярные теории когнитивного религиоведения уже стали объектом критики, как в общем контексте полемики теологов и некоторых философов с теориями неоэволюционистского и позитивистского толка, так и со стороны приверженцев феноменологического подхода в изучении религии».(Шахнович М.М.)

.___________________________________________

- Буайе П. - Объясняя религию.Природа религиозного мышления.-2016

Откуда берется стремление верить в высшие силы? Как возникают религиозные представления, и отчего вера продолжает играть столь важную роль в жизни человека XXI века? Книга французского антрополога Паскаля Буайе описывает феномен религии с позиций эволюционной психологии. Подоплеку верований и религиозных обрядов ученый находит в принципах работы человеческого сознания. Одну за другой он опровергает распространенные "теории" происхождения религии - она возникла, чтобы объяснять непонятные природные явления и личные переживания, она утешает, она обеспечивает общественный порядок - и раскрывает перед читателем удивительные особенности устройства нашего разума.

- Шахнович М.М. - Когнитивная наука и исследования религии.(Статья).-2000

«В конце прошлого века на стыке нейронауки, когнитивной психологии и антропологии религии возникла новая парадигма в изучении религии, получившая название — когнитивная наука о религии (сognitive science of religion) или когнитивное религиоведение. Это междисциплинарное направление в изучении культуры, вызванное к жизни бурным развитием когнитивных наук и естествознания (прежде всего, эволюционной биологии и нейрофизиологии), сформировалось как антитеза уже давно вызывавшим неудовлетворение у ряда ученых методологическим подходам, во-первых, герменевтическиму методу познания религиозного опыта, применяемому в феноменологии религии, и, во-вторых, структуралистскому и интерпретативному подходам в антропологических исследованиях».

- Шахнович М.М. - Современные проблемы когнитивного религиоведения.(Статья).-2011

«Когнитивное религиоведение возникло как ответ на неудовлетворенность структуралистским и интерпретативным подходами в антропологическом анализе религии и, безусловно, как антитеза герменевтическому феноменологическому религиоведению с его эмпатией как методом познания религиозного опыта. Революционным исследованием в области когнитивного исследования религии стал труд П. Бойера (Буае) «Естественность религиозных идей» [Boyer 1994]. В нем доказывается, что для того чтобы в сознании возникли религиозные идеи, нерелигиозные представления о том, чем является окружающий мир, должны быть нарушены в самых незначительных деталях. Имеются в виду два возможных изменения: либо нарушение одного из представлений внутри одной категории, либо перестановка одного из представлений из одной категории в другую. Например: наши обычные представления о человеке заключаются в том, что он существо биологическое (т.е. физическое и живое) и мыслящее. Нарушение наших представлений относительно только

физических свойств существа приводит к возникновению понятия

сверхчеловеческого существа, т.е. существа мыслящего и живого, но

бестелесного.

Бойер доказывает, что сознание устроено таким образом, что идеи, противоречащие обыденному сознанию, здравому смыслу, укрепляются в нашем сознании намного прочнее. Он называет это мнемоническим преимуществом абсурдных идей. Религиозная идея, по его мнению, должна иметь те свойства, которые присущи любой другой идее, и в то же время иметь что-то, что выделяет ее среди конкурирующих идей, и тогда она оказывается более влиятельной.

Строго говоря, не существует никакого специального поля религиозной информации. Человеческий мозг устроен так, что реагирует на любую информацию, если она захватывает его внимание исключительно благодаря запоминаемости или необычности.

В начале этого столетия П. Бойер (Буае) в книге «Объясненная религия» [Boyer 2001] и С. Атран в книге «Веруем в богов. Эволюционный ландшафт религии» [Atran 2002], основываясь на достижениях когнитивной и эволюционной психологий, выдвинули гипотезу о том, что религия представляет собой «побочный продукт» эволюции мозга, возникший в результате определенных сбоев в работе отдельных «модулей», или участков, мозга, предназначенных для обработки информации только определенного типа.

В своей монографии «Лица в облаках», выпущенной в 1993 г., американский психолог С. Гатри утверждает, что у человека существует способность видеть одушевленные, антропоморфные признаки во всем, что нас окружает. Этот присущий всем людям ментальный инструмент был назван «Сверхчувствительным детектором человеческой деятельности» (Hypersensitive Agency Detection Device) [Guthrie 1993].

Психолог Дж. Барретт провел экспериментальное исследование детей и взрослых и доказал, что антропоморфизм и анимизм — результат активности этого ментального инструмента. Таким образом, вместе с присущей человеку способностью осознавать, что другие люди обладают разумом и испытывают чувства, сверхчувствительный детектор человеческой деятельности порождает религиозные верования [Barrett 2004] о том, что разумом и чувством обладают животные, неодушевленные предметы природы и т.п».

«Целый ряд ментальных систем, отвечающих за обработку определенных (нерелигиозных) областей информации, активируются религиозными представлениями и понятиями таким образом, что эти представления и понятия становятся яркими, общедоступными, простыми для

запоминания и социального обмена, а также интуитивно

правдоподобными.

Основной вывод, который мы можем сделать из исследований по когнитивному религиоведению, заключается в том, что религия является «естественной» в том смысле, что она формируется побочными продуктами обычного функционирования ментальных систем. Любая из описанных систем (стремление к социальному обмену, особые механизмы определения опасности, содержащейся в окружающих объектах, интуитивный страх невидимых источников заражения, способность к коалиционному мышлению и т. д.) является вероятным результатом давления отбора на когнитивную схему. Другими словами, перечисленные способности являются продуктом эволюции, основанной на естественном отборе.

Другими словами, религиозное мышление приводит в действие возможности сознания,развившееся для обработки нерелигиозной информации. В этом смысле религия имеет много общего с музыкой и кардинально отличается от языка. Любой нормальный человек овладевает своим родным языком, и этот язык максимально совпадает с языком окружающей его группы. По контрасту с этим, хотя все люди без усилий распознают музыку или религиозные концепции, существуют огромные индивидуальные различия, касающиеся того, какая музыка нравится отдельным людям, и последователями каких религиозных идей они становятся. Тот факт, что некоторые религиозные представления являются общими для всех культур, не означает, что все люди по своей природе религиозны. Огромное количество людей обходится без этих представления, как, например, большинство европейцев в течение нескольких веков.

Является ли религия «генетически запрограммированной», и можно ли считать ее продуктом естественного отбора? Некоторые специалисты в области эволюционной биологии считают, что это так, поскольку наличие религиозных верований может служить некоторым преимуществом для индивидов или групп, которые они составляют. Но мы не обладаем

исчерпывающими доказательствами такой точки зрения. Более разумным и обоснованным кажется утверждение, что религия является вероятным побочным продуктом различных ментальных систем, сформировавшихся в процессе эволюции и естественного отбора».

http://anthropology.ru/ru/person/shahnovich-mm

- Мечковская H.Б. - Язык и религия.Лекции по филологии и истории религий.-1998

Эта книга - о связях языков и древнейших религий мира (ведическая религия, иудаизм, конфуцианство, буддизм, христианство, ислам). Показаны особенности религиозного общения в различных культурах, влияние религии на историю языков, фольклора, литературных и филологических традиций. Читатель узнает о церковных конфликтах, связанных с переводом и толкованием священных книг, о мифопоэтических истоках ранней и современной философии языка.

Пособие адресовано студентам гуманитарных факультетов вузов и колледжей. Может быть использовано при изучении курсов "История и философия религии", "Введение в общую филологию", "Семиотика", "Основы языкознания", "Философия и история культуры", "Социальная психология".


Источник: anthropology.ru

Комментарии: