Гештальт и искусство

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-10-08 22:05

Психология

Гештальт и искусство. Рудольф Арнхейм как основатель современной психологии искусства

1. «Искусство и визуальное восприятия» (2000)

2. «Новые очерки по психологии искусства» (1994)

3. «В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем» (2012)

Рудольф Арнхейм (1904 — 2007) — писатель, киновед и кинокритик, эстетик, психолог искусства. Автор многих работ по теории и психологии искусства. Главная тема его работ связана с изучением познавательного значения восприятия, в частности восприятия искусства. Этому посвящена основная работа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», в которой он исследует структуру и познавательное значение визуальных образов. Ему принадлежит термин «визуальное мышление», обоснованный в книге на эту тему. Работы Арнхейма оказали большое влияние на развитие современного искусствознания, в частности на исследования Э. Панофского, Г. Зедльмайра, Э. Гомбриха и других известных искусствоведов.

В наше время искусство является предметом активного исследования множества дисциплин: социологии, эстетики, антропологии, теории и истории искусства, философии и теории культуры и т.д. Но только один единственный аспект изучения искусства остается в тени. Это — психология искусства. Пожалуй, единственным психологом искусства, который завоевал авторитет психолога искусства и при этом счастливо сочетал теоретическую и экспериментальную методику исследования, в прошлом столетии был американский ученый Рудольф Арнхейм.

В течение своей длительной творческой жизни Арнхейм занимался различными областями науки: искусствознанием, кинокритикой, художественным воспитанием, эстетикой, психологией. Сам Арнхейм иронично сравнивал себя с крабом. «Стоять на многих ногах, как я делал всю жизнь, было весьма плодотворно, но небезопасно». Но главной областью знания, в которую Арнхейм внес весомый вклад, была психология искусства. Именно в этом качестве он фигурирует во многих словарях и энциклопедиях мира.

Научное наследие Рудольфа Арнхейма довольно обширно. При его жизни, начиная с 1932 по 1997 год, вышло шестнадцать книг. Их можно было бы классифицировать на четыре следующих типа. Во-первых, это книги, посвященные анализу структурных и выразительных особенностей отдельных видов искусств и масс-медиа: кинематографу, радио, танцу, живописи, архитектуре: «Кино как искусство» (1932), «Радио» (1979), «Герника. Генезис живописи» (1962), «Динамика архитектурных форм» (1984). В этих работах Арнхейм проявляет глубокое знание этих видов искусства. Во-вторых, это работы, связанные с проблемами художественного воспитания, с анализом художественного творчества детей: «Мысли о художественном воспитании» (1989). В-третьих, это теоретические работы по психологии, которые, по сути дела, оказываются работами по психологии искусства: «Визуальное мышление» (1954), «Искусство и визуальное восприятие» (1954, рус. пер. 1974), «Сила центра. Изучение композиции в изобразительном искусстве» (1982), «Новые очерки о психологии искусства» (1986, рус. пер.1994), «Спасение искусства» (1992). Следует сказать, что именно эти работы принесли Арнхейму заслуженную славу и популярность ученого с мировым именем. И, наконец, в-четвертых, это книги мемуарного характера, представляющие запись лаконичных, порой парадоксальных мыслей, на самые разные темы, но чаще всего об искусстве. Такова книга «В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем». Кроме того, Арнхейм написал около 300 статей в научных журналах по эстетике, психологии, философии, которые сегодня активно переиздаются.

Сегодня наследие Рудольфа Арнхейма изучается во многих странах мира. В странах Европы и Америки появляются исследования, посвященные визуальной теории Арнхейма. Прежде всего его книги переводятся на многие языки мира. Помимо книг, Арнхейм в течение своей жизни написал огромное количество статей. Далеко не все они вошли в книги, изданные при жизни. Поэтому они издаются в новых тематических сборниках его последователями. Наконец, появляются содержательные монографии, в которых исследуется жизнь и творчество ученого.

«Искусство и визуальное восприятие»

Среди исследований Арнхейма книга «Искусство и визуальное восприятие» занимает особое место. Она относится к числу наиболее значительных его сочинений, регулярно переиздается и переводится на многие языки.

Книга Арнхейма привлекает к себе внимание исследователей, прежде всего тем, что содержит богатый экспериментальный материал. Она является итогом многолетнего педагогического опыта автора, преподававшего историю и психологию искусства в американских университетах, обобщения его собственных наблюдений и исследований процесса зрительного восприятия. Арнхейм широко использует эмпирические данные: психологические эксперименты, достижения физиологии, психологии и педагогики. Он приводит большое количество рисунков, схем, диаграмм, анализы произведений классического и современного искусства. Все это придает книге Арнхейма известную фундаментальность и фактологичность. В этом одна из причин того, что работа Арнхейма до сих пор остается одной из основных исследований в области психологии искусства.

Труд Арнхейма обращает на себя внимание критическим отношением к эстетике и практике модернистского искусства. В нем даются довольно реалистические и трезвые характеристики таких, модных на Западе течений, как абстракционизм, формализм и сюрреализм. В основе всякого полноценного и жизненно важного искусства, по мнению Арнхейма, лежит органическая связь с действительностью. Но современное искусство (а под этим термином Арнхейм подразумевает буржуазное искусство Запада) характеризуется «отдаленностью от изображаемой действительности», разрывом между объектом и его значением, идеей и реальностью.

«Глубочайшая сущность искусства, пишет Арнхейм, — заключается в единстве идеи и ее материального воплощения. Современное искусство не является материалистическим. Некоторые из его представителей подвержены фатальному расколу между идеей и ее конкретным воплощением. В частности, некоторые «абстракционисты» принижают значение своих принципов и достоинство своих произведений, утверждая, что заинтересованы только в чувстве удовольствия, получаемого от «формальных отношений». Те художники, для которых круги, кубы и другие геометрические фигуры являются всего лишь «щекоткой» для нервов, уподобляются продавцам автомобилей, для которых машина — всего-навсего подлежащее продаже средство передвижения. Подобные примеры говорят об отходе не только от самого объекта, но и от его смысла».

Не менее важны и высказывания Арнхейма о формализме. В отношении к формализму опять-таки проявляется критическая и трезво-реалистическая позиция американского ученого, смело выступающего против художественной моды. По словам Арнхейма, формалисты не просто используют геометрическую форму. Смысл формализма состоит в том, что он отрывает форму от содержания, которому она должна служить. «Вместо того чтобы слиться с содержанием, — пишет Арнхейм, — форма становится между зрителем и темой произведения. Определенная категория художников, охваченная страхом отступничества, стремится втиснуть богатство жизни в прокрустово ложе геометрии. Тем самым формализм является выражением трагической ограниченности человека».

Приведенные выше высказывания составляют не столько текст, сколько подтекст книги Арнхейма. Сам автор рассматривает свою работу не как эстетическое исследование. Напротив, он говорит о специальных, сугубо психологических целях своей книги: исследовать некоторые принципы организации художественной формы и ее восприятия в процессе визуального познания мира. Но, несмотря на эти оговорки, Арнхейм не в состоянии пройти мимо целого ряда важнейших философско-эстетических проблем. И действительно, в ходе анализа психологических факторов восприятия он вступает в дискуссию по кардинальным вопросам эстетики с представителями различных направлений современной западной эстетики, и, прежде всего с представителями эстетики психоанализа.

Книга Арнхейма написана на основе принципов и методологии гештальтпсихологии. Эта ориентация на гештальтпсихологию особенно ощутима во «Введении» и первых трех главах: «Равновесие», «Очертание», «Форма». Во «Введении» Арнхейм специально подчеркивает, что методология его исследования базируется на экспериментальной и теоретической базе гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология относится к одному из влиятельных направлений в современной психологии на Западе. Ее основы были заложены еще в 20-х годах в работах немецких психологов, которые выдвинули теорию так называемого гештальта. Термин «гештальт» не поддается однозначному переводу на русский язык. Он обладает целым рядом значений, таких, как «целостный образ», «структура», «форма». В научной литературе это понятие чаще всего употребляется без перевода, означая целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих его частей. В своих работах гештальтпсихологи уделяли большое внимание проблемам восприятия. Они выступили, прежде всего, против ассоциативной теории восприятия, господствовавшей в психологических теориях XIX века. В противоположность этой теории они стремились доказать, что восприятие носит целостный характер и строится на основе создания целостных структур, гештальтов.

Необходимо отметить, что в своем стремлении раскрыть целостный структурный характер восприятия гештальтпсихологи часто приходили к чисто идеалистическим выводам, к признанию того, что факты зрительного восприятия объясняются не только свойствами объектов восприятия, но и врожденной, имманентной структурой феноменального поля, действием электрических полей головного мозга.

«Психологи-гештальтисты, — отмечает Р. Л. Грегори, — считали, что внутри мозга имеются картины. Они представляли восприятие как модификацию электрических полей мозга, причем эти поля копируют форму воспринимаемых объектов. Эта доктрина, известная под именем изоморфизма, оказала пагубное влияние на теорию восприятия. С тех пор существует тенденция приписывать гипотетическим мозговым полям свойства, якобы «объясняющие» такие явления, как искажение зрительного образа, и другие феномены».

Аналогичную оценку философского смысла гештальтпсихологии дает В. П. Зинченко. «Становясь на позиции психофизического параллелизма, гештальтпсихология рассматривала процессы формирования перцептивного образа как простое отражение. физиологических процессов структурообразования, якобы происходящих внутри нервной системы. Положение гештальтпсихологов о том, что перцептивные гештальты являются не отражением внешнего мира, а структур внутренних, продуцированных мозгом, представляет собой лишь новый вариант старой идеалистической концепции физического идеализма» .

Книга Арнхейма может привлечь внимание не только ученых, изучающих проблемы психологии и эстетики. Она представляет интерес и для тех специалистов, которые интересуются искусством в самом широком смысле слова. И это не случайно. Книга Арнхейма содержит богатый художественный материал, главным образом по истории классической и современной живописи. Делая произведения искусства предметом научного анализа, Арнхейм не анатомизирует их, а сохраняет целостность и оригинальность их художественной формы. Некоторые примеры из области искусства, приводимые Арнхеймом, обнаруживают довольно высокий уровень искусствоведческого анализа, свидетельствуют о высокой эстетической культуре автора.

И хотя книга не ставит перед собой цели осветить историю искусства, внимательный читатель может найти в ней ответы на многие вопросы о судьбе искусства в современном обществе. Книга Арнхейма заканчивается следующими словами: «Мы не знаем, на что будет похоже искусство будущего. Но мы знаем, что «абстракция» не есть кульминация искусства. Абстрактным художественный стиль никогда не будет». Эти слова — выражение принципиальной позиции автора, они вполне соответствуют содержанию всей его книги. Именно поэтому книга Арнхейма представляет большой интерес для читателя и принесет несомненную пользу исследователям искусства и психологии.

Вячеслав Шестаков

Книги

1. «Искусство и визуальное восприятия» (2000)

Данный труд американского ученого Р. Арнхейма использует богатый экспериментальный материал из области гештальтпсихологии, педагогики, физиологии для исследования искусства и художественной деятельности. Множество рисунков, схем, анализы произведений классического и современного искусства придают данному труду фундаментальность. Книга на протяжении многих лет остается одной из основных в области психологии искусства. (подробнее выше)

2. «Новые очерки по психологии искусства»

Статьи и очерки известного американского эстетика и психолога искусства, собранные в этом сборнике, объединены общими методологическими принципами. Разнообразны проблемы, которые анализирует автор: композиция, обратная перспектива, художественное образование, терапевтические функции искусства, стиль, образность, колорит, визуальное восприятие.

Методологической основой работ Рудольфа Арнхейма является гештальпсихология. В целом это оригинальная и целостная книга, внесшая несомненный вклад в изучение актуальных проблем психологии искусства и эстетики.

3. «В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем» (2012)

Впервые публикуются дневниковые заметки знаменитого американского психолога искусства Рудольфа Арнхейма. В ней содержатся краткие афоризмы об искусстве, рассуждения о психологических принципах фрейдизма, бихевиоризма и гештальтпсихологии. Книга рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства и философии культуры.

Материал подготовлен и составлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство

Комментарии: