- Антропологические конфигурации философии.В тоске по тотальности смысла.Философия минималистских форм: Гиренок Ф.И

МЕНЮ


Новости Искусственного Интеллекта
Поиск

ТЕМЫ


Внедрение ИИНовости ИИРобототехника, БПЛАТрансгуманизмЛингвистика, обработка текстаБиология, теория эволюцииВиртулаьная и дополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

АРХИВ


Октябрь 2017
Сентябрь 2017
Август 2017
Июль 2017
Июнь 2017
Май 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Ноябрь 2016
Октябрь 2016
Сентябрь 2016
Август 2016
Июль 2016
Июнь 2016
Май 2016
Апрель 2016
Март 2016
Февраль 2016
Январь 2016
0000

RSS


RSS новости
Ураган харви в США

Новостная лента форума ailab.ru

2017-10-07 14:07

Психология

- Антропологические конфигурации философии.В тоске по тотальности смысла.Философия минималистских форм: Гиренок Ф.И.

(постклассические и неклассические теории сознания;классические философские концепты человека; о конце сознания и начале мышления; от понятийного сознания к клиповому; эстетика катастрофы; пустое "Я" как проблема коммуникации)

«...рассуждения и книги Гиренка примечательны тем, что всегда звучат от своего имени» (Андрей Бычков)

«Смысл жизни – это собеседование с самим собой.Но помимо тебя еще есть мир, а потому необходимо выполнить два условия: ты должен принять мир, а мир должен принять тебя, вы должны договориться, и тогда возникнет смысл жизни».(Гиренок Ф.И.)

«Я по-прежнему считаю,что современная философия существует в форме антропологии.Из вопроса о том,что есть бытие,не следует ответ,что есть человек.Напротив,из ответа на вопрос о том,что есть человек,следует ответ и на вопрос о том,что есть бытие,и почему существует «что-то»,а не «ничто».Существование «что» неотделимо от существования «ничто» в жизни человека.На мой взгляд,европейская философия не заметила этой двойственности и поэтому не смогла поставить вопрос о человеке.На мой взгляд,человек рождается как творец и вопрос о человеке нужно ставить как вопрос о том,что позволяет человеку творить и чем он вынужден заплатить за своё творчество....

Открытие бессознательного в 19 веке обессмыслило кантианский антропологический поворот.Кант задал вопрос: «Что есть человек?». Ницше ответил,что человека на самом деле нет,ибо человек - это бессознательное,а не сознание.На этом закончился антропологический поворот в европейской философии,которая обнаружила в себе страсть к позитивному,к искоренению наблюдаемого.Если у Канта человек понимался как сознание,то к 20 веку утвердилась мысль о том,что нужно заниматься не сознанием,а бессознательным.Анализ сознания ведёт к мистической непрозрачности априорных синтезов воображения.А наука хотела обойтись без Бога. Анализ бессознательного ведёт к телу человека,к социуму,к тому,что формирует бессознательное.Наблюдая за сознанием, философы не могли не думать,что человек существует.Отделив «что» от «ничто»,устремившись в погоню за позитивностью,европейская философия стала наблюдать за бессознательным и поняла,что человек не существует,потому что в человеке осталось только то,что улавливается его телесностью.Но человек не является чем-то исключительно позитивным.В нём есть ещё и воображаемое, субъективное.Если человек - тело,то это тело,которое галлюцинирует и относится к галлюцинации как к реальности.Одной из таких реальностей является социум,ибо социум - это не множество индивидуумов,а множество фигур воображаемого.

Современной философии,на мой взгляд,придётся отказаться от позитивности,чтобы вернуться к вопросу,что есть человек.Если бессознательное - это язык,то сознание - это не язык,а непозитивное присутствие себя по отношению к себе.Бессознательное - это сознание,которое было у тебя и ушло».

«Современная философия научилась различать мыслящее разумное, сознание и интеллект. Это различие позволяет избежать примитивных трактовок сознания, а также позволяет избежать биологизации антропологического дискурса, когда разговоры о нейронах сознания замещают понимание проблем сознания, а обсуждение проблемы гиппокампа подменяет обсуждение проблемы воображения. Как заметил однажды; Выготский, физиология всегда будет пытаться съесть психологию, Я могу лишь добавить, что прожорливая аналитика пытается сегодня проглотить даже саму философию. Примером биологизации философского дискурса является эволюционная психология, а примером натурализации метафизики сознания является теория зеркальных нейронов Ризолатти, а также теория модулей Линкера. В терминах этой теории нельзя отличить то, что противоречит самому себе, и то, что себе не противоречит, полагая, что противоречит себе человек, а не противоречит себе животное.

То, что себе противоречит, обладает сознанием, или, что одно и то же, способностью быть слабее себя или сильнее себя. То, что себе не противоречит, обладает разумом. У сознания есть два атрибута: воображение и изображение. У разума — один. Вычисление. Что такое разум? Разум — это вычислительная машина, используя которую можно все сосчитать и измерить. Сознание — это греза, воображение. Можно быть разумным, но немыслящим, и можно быть мыслящим, но неразумным. Человека обычно относили к существам разумным и ошибались, потому что он является мыслящим, но неразумным существом. И эта последняя теза открывает горизонт аутографического исследования в философии человека. Что такое аутография? Это изображение человека, построенное так, что оно включает в свою онтологию феномен аутизма не как болезнь, не как исключение из нормы, а как первичный синтез жизни человека.

Рассмотрим два примера. В одном из них речь пойдет об обезьяне, которая действует почти как человек. Американские ученые, реализуя амбициозный проект по обучению обезьян языку, научили одну обезьяну рассматривать фотографии. Однажды перед ней положили стопку фотографий и попросили изображения людей отложить в одну сторону, а изображения обезьян — в другую сторону. Обезьяна легко справилась с этой задачей, показав наличие у нее интеллекта. Однако свою фотографию она почему-то положила к изображениям людей», а фотографии своих родителей — к обезьянам. Это действие, если оно действительно случилось, носит уже не интеллектуальный характер, а экзистенциальный. Рефлексия, т.е. сравнивание и соединение представлений, случается, как заметил еще Кант, даже у животных. Правда, у них она носит инстинктивный характер. Поскольку животные не удваивают мир, являясь элементом самого этого мира, постольку, я думаю, экзистенциальная версия рефлексии обезьяны скорее всего зародилась в воображении экспериментаторов и затем была приписана обезьяне.

Другой пример относится к человеку, который действует как обезьяна, играя в шахматы с ЭВМ. Для игры в шахматы нужен ум, который не связан с сознанием, то есть для игры нужен интеллект. В процессе игры не машина приобретает сознание» чтобы состязаться с человеком, а человек его теряет, уподобляя себя машине. Тем самым проблемой становится вопрос о том, что есть человек и чем он отличается от машины? И не является ли он сам живой машиной? Само понятие человека становится сегодня зыбким и неопределенным.

Вопрос о том, что есть человек, представлен Кантом как самый главный вопрос философии. В «Логике» Канта установлена зависимость трех трансцендентальных вопросов, а именно: Что я могу знать? Что я должен делать? И на что я смею надеяться? От одного простого, как выстрел, не трансцендентального вопроса: Что есть человек?

На эту зависимость опираются те, кто сомневается в универсальном характере философии, кто не верит в возможность мыслить мыслимое вне связи с тем, что мыслит человек. Конечно, стремление уподобить философию науке, попытка сделать ее чем-то вроде математики мысли сыграли свою роль в истории философии, породив ряд успешных проектов, таких, как феноменология. Но объективирующее мышление всякий раз натыкается на свой предел, на отсутствие у человека сущности» которая бы показывала себя, не зависимо от действия, обращенного человеком к самому себе. Преданное натуралистическому забвению бытие — это не то, что раскрывает сущность человека, напротив, это человеком раскрываемая сущность.

С осознания этого обстоятельства начался антропологический поворот в философии. Этот поворот заставил Фуко заявить о том, что философия находится в опасности, что она погружается в сон, навеянный антропологией. Чтобы спасти ее, Фуко решил мыслить по-новому. Для этого он предложил «разрушить до основания весь антропологический четырехугольник» . Тем самым Фуко восстал против Канта. «В наши дни, — говорил Фуко, — мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека». Тем же, кто не желает мыслить без мысли о том, что мыслит именно человек, Фуко противопоставил философический смех. В этом смехе растворилось понимание различия между человеком, животным и машиной. Ведь если мысль мыслится вне связи с тем, кто мыслит, то указанное различие теряет смысл.

На мой взгляд, безмолвному смеху Фуко следует противопоставить гебефреничеекий смех тех, кто сам для себя устанавливает закон, кто не выходит к бытию за пределы самого себя, не пытаясь опереться на некую чистую онтологию.

Сама по себе такая попытка является источником всех ненастоящих принципов мышления. Тогда как настоящие принципы мышления не выходят за пределы человеческого воображения. Вопреки Фуко, человек — это не тот, кто трудится, не тот, кто говорит. Человек — это тот, кто галлюцинирует, создавая из материи галлюцинаций реальность. Человек — это и есть неуловимая иллюзия, обладающая свойством самоактуализации». (Гиренок Ф.И. "Аутография языка и сознания")

«Если человек пуст,то это значит,что его история никуда не идёт. И не надо беспокоиться,туда она идёт или не туда.Более того,в хх веке наконец поняли,что в конце истории находится не конец.История - это пат.Бесконечный тупик пустого человека.Следовательно,всякие обоснования прогресса теряют смысл.Основания заменяются как бы основаниями.

Наконец-то стало понятно,что наука - это не истина,а сила...»

(Гиренок Ф.И. "Удовольствие мыслить иначе")

_____________________________________________

Фёдор Иванович Гиренок (17 марта 1948) — советский и российский философ, доктор философских наук (1989), профессор (1999).

Федор Гиренок — один из самых ярких и оригинальных представителей современной русской философии. Считает себя философом археоавангарда, для которого характерен интерес к архаике, почве, дословному, быту, повседневности. Философскому стилю Ф.Гиренка присущи ирония и парадоксальность, граничащие порой с эпатажем, а также стремление к визуализации текста, в котором значительную роль играют элементы кинематографической образности и театральной драматургии.

Подробнее: https://istina.msu.ru/profile/fedor_girenok/

1. Ввел в обиход представление о русском космизме.

2. Заговорил об ускользании бытия, полагая, что после бытия остаются только быт и событие. Смыслы быта стремятся лишить событие состава событийности.

3. Развивает идеи археоавангардной философии. Смыслы прошлого распаковываются авангардными стратегиями философствования. Благодаря этому методу прошлое опережает будущее.

4. Заговорил о том, что на смену историческому мышлению приходит патовое мышление (пат - шахматный термин).

5. Считает русскую интеллигенцию неудачным изобретением истории. Еще менее удачной он считает советскую интеллигенцию.

6. Исследует возможности русского и советского дискурсов. Считает себя наследником ресурсов русско-советского мышления.

7. Возлагает особые надежды на дословность новых варваров, полагает. Что на смену интеллектуализму и иронии приходит наивность примитивов, непосредственность первобыта. Искусство умирает. Искусствоведы остаются.

8. В политике - консервативный революционер. Империалист.

9. Убежден в том, что классические способы философствования устарели. Франко-германские образцы философствования составляют музей современного мышления. Эти музейные образцы нужно использовать в качестве тренажеров для студентов и всех желающих.

10. Придумал теорию клипового мышления, полагая, что понятийное мышление перестало играть какую-либо важную роль в современном мире.

- Гиренок Ф.И. - Аутография языка и сознания.-2017

Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего.Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики. Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.

- Гиренок Ф.И - Абсурд и речь. Антропология воображаемого.-2012

Новая книга одного из ярких современных русских мыслителей утверждает, что человек является воплощенным абсурдом, его источником и носителем. Поскольку речь пытается соединить воображаемое и язык, постольку она пытается придать смысл бессмысленному. При этом автор исходит из того, что логика всегда лжет, пытаясь что-то сказать о человеке. Нелинейный способ связности рассуждений является, на взгляд автора, наиболее адекватным способом передачи абсурдности существования человека.

Книга обращена ко всем интересующимся современной философской проблематикой, методами и приемами мышления человека.

- Гиренок Ф.И - Клиповое сознание.-2015

Клиповая теория в клиповом изложении: «Клиповое мышление креативно, а креативное мышление не может быть системным. Это, скорее, лоскутное мышление, фрагментарное. Чем больше в нём пустот, тем больше в нём степеней свободы, подвижности. Ему нужны не логические переходы от одного фрагмента мысли к другому, а неожиданное «вдруг», игра метафор».

В книге впервые в научной и философской литературе разрабатывается концепт клипового сознания и показывается его связь с виртуальной реальностью. Клиповое сознание рассматривается автором не как знание, а как аффективное действие. Для него существует не мир, а образ мира, для него мыслить — это значит быстро мыслить. Здесь важна не логика, а реальность. В книге показано, как работает клиповое сознание в философии, в науке, в искусстве, в образовании и политике.

- Гиренок Ф.И - Фигуры и складки.-2014

https://vk.com/docs-123708210

В книге впервые выделены и обсуждаются важнейшие классические философские концепты человека: человек-кукла Платона, человек-пловец в лодке Декарта, человек-марионетка Канта и человек-ночь Гегеля. А также анализируются антропологические идеи Гуссерля, Сартра, Фуко, Делёза и других современных мыслителей.Книга адресована всем, кто изучает философскую антропологию или интересуется философией человека.

- Гиренок Ф.И. - Пато-логия русского ума.Картография дословности.-1998

https://vk.com/doc-123708210_451473150

В книге рассказывается о столкновении слова и дословного, породившем русскую философию. Особое внимание уделяется П. Чаадаеву, А. Хомякову, И. Киреевскому, Ю. Самарину, К. Аксакову и Н. Федорову, а также экософии И. Стебута, А. Советова и А. Чаянова. В противостоянии симуляции и подлинного формируются патологии русского ума, которые представлены, с одной стороны, в философии евразийцев, а с другой — в симулятивных действиях интеллигенции.Автор придерживается той мысли, что Россия всегда будет существовать как поле мистериальных игр Бога.

- Гиренок Ф.И. - Метафизика пата.Косноязычие усталого человека.-2014

Книга принадлежит перу одного из самых оригинальных мыслителей современной России, взгляд которого на бытие мира эпатирует тем, что, по его мнению, "мир зашкалило на нуле пата". И что очень печально - патовая ситуация особенно характерна для России, которая непрерывно делает шах себе самой на доске всемирной истории. В этом и заключается выбранный ею своеобрзный третий путь.

- Гиренок Ф.И. - Удовольствие мыслить иначе.-2008

https://vk.com/doc-123708210_451473042

Новая книга одного из оригинальных и ярких современных мыслителей представляет собой попытку живым и образным языком работать с неустоявшимися смыслами, чтобы переводить человека из одного состояния бытия в другое. Полемически заостренные размышления затрагивают важнейшие из актуальных сюжетов.

- Смирнов С.А. - Чертов мост.Введение в антропологию перехода.-2010

https://vk.com/doc-123708210_451473498

- Нилогов А.С. (сост) - Кто сегодня делает философию в России.Том I.-2007

https://vk.com/doc-123708210_451473243

- Философия сознания: классика и современность.Вторые Грязновские чтения.-2007 Гиренок Ф.И. Сознание и самость:

https://vk.com/doc-123708210_451473472

- Огурцов А.П. (ред.) - Философия русского космизма.-1996 Гиренок Ф.И. Интуиции русского космизма: https://vk.com/doc-123708210_451473409


Источник: vk.com