В первой половине 20-го века немецкий философ Карл Ясперс заговорил о неустойчивости существования |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-09-10 19:55 В первой половине 20-го века немецкий философ Карл Ясперс заговорил о неустойчивости существования. Как бы сложно это ни звучало, означает оно весьма простую вещь, которая очевидна, но эта очевидность её и скрывает. Недавно проскакивала новость, как 16-ти летняя девушка разбилась на машине. Нагуглив её профиль в вк, я увидел типичную тупую швабру, коих в интернете пруд пруди, но это навело меня на некоторые размышления. Она, девушка со, скажем, стремлением пойти на вписку в следующую пятницу, с кучей парней и довольно выёбистая, вмиг потеряла огонёк жизни. Чтобы прочувствовать это, я приведу несколько другой пример: некий парень нашел себе девушку, которая согласна с ним погулять и даже проявляет признаки симпатии. Ему, конечно, это ужасно нравится, и вот он уже одетый идёт на встречу. Радость, счастье, эйфория прерываются неожиданным ДТП, в котором парень погибает. Другая девушка хотела поступить в МЕД, но её счастье от первый пары прерывается изнасилованием по дороге в ВУЗ и скорой смертью. Неустойчивость существования означает неустойчивую ситуацию в мире. Существуют аспекты, которые вне зависимости от нашей воли (что после будет уточнено) способны прервать наше существование как таковое вне зависимости от наших иллюзий бессмертия. Это — один из наиболее ярких примеров экзистенциального анализа. Сегодня я хочу показать вам это учение не со стороны "Сартр" и "Хайдеггер", а с его основ. Поскольку изложение получится большим, я разобью его на две части сообразно классификации конечных экзистенциальных данностей (самых фундаментальных атрибутов существования человека), коих четыре: смерть, одиночество, свобода и бессмысленность. Я не просто так начал с темы неустойчивого существования. Если рассмотреть её поближе, то там легко обнаруживается тема смерти. Всем очевидно, что мы умрём, но в какой мере? Прежде всего экзистенциализм по отношению к осознанию человека выделяет два вида смерти: мою-смерть и смерть-другого. Различие совсем просто увидеть, если вспомнить свои критические для жизни ситуации и восприятие критических ситуаций других. Если я иду по улице и вижу, как около парня с пробитой головой стоит реанимация, в лучшем случае мной испытывается отвращение и некое подобие страха; если меня сбила машина, но я чудом остался жив и только поцарапался, то это совсем другие ощущения. Всё различие между моей-смертью и смертью-другого в отношении к моим переживаниям. Это как смотреть на игру друга и играть самому. В той мере, в какой мы живём, смерть нам кажется неким далёким. "Я умру, да, но потом". Даже если не оговаривается "Потом", сущность остаётся одна: смерть не воспринимается как серьёзное событие. Когда же человек попадает в критическую ситуацию, он серьёзно меняет своё мнение хотя бы на время. Чтобы ощутить тревогу смерти, проделайте следующее упражнение: Возьмите белый лист бумаги и ручку. Начертите отрезок, внутри которого отметьте точку. Итак, отрезок — вся ваша жизнь, точка — вы сейчас, две граничные точки — рождение и смерть. 5 минут подумайте над получившимся. Мы уже ввели новое понятие — "тревога смерти". Следует отличать тревогу от страха: тревога не имеет объекта, нам просто жутко, а страх имеет. Я боюсь вот эту вот собаку, но мне вообще жутко от чего-то, когда я помышляю о смерти. Смерть не может выступать объектом, т.к. она не обозначает ничего. Это весьма смутное состояние, мыслимое как Ничто. Поэтому экзистенциализм выделяет страх Нечто и страх Ничто (тревогу). Более того, утверждается фундаментальность этой тревоги: она присуща всем и составляет саму основу нашего существования. "Но ведь я не боюсь смерти", — возразят многие. Я лишь замечу, что эксперименты с КГР показывают нарастание тревоги смерти у испытуемых при углублении в бессознательное. Оказывается, она имеется даже у глубоко верующих. Отсюда, к слову, может быть ясна функция религии: она оберегает от сознательной (!) тревоги смерти. Если представить, что за умиранием будет Нечто, а не Ничто, то, быть может, удастся убедить себя в отсутствии смерти (в скобках замечу, что из этого не следует отсутствие Бога). В статье "Что такое метафизика?" М. Хайдеггер показывает положительную функцию смерти. "Ужасом приоткрывается Ничто" — вот основа положительной функции смерти (ужас = тревога). В моменты ясного ужаса весь мир как бы утопает в чём-то, мы как бы остаёмся сами с собой. В результате может происходить так называемое трансцендентирование, то есть выход за себя. Это означает изменение всех ценностей в сторону аутентичного бытия, к рассмотрению которого мы сейчас и должны перейти. Помните эволюцию Болконского из "Войны и мира"? Сначала он желает утвердиться в социуме как герой, а после, когда его сильно ранят, он произносит прекрасные слова: "Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими..." Комментарии: |
|