Мозг на паузе: как выйти из творческого тупика и заставить себя придумывать новые идеи

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-08-04 21:35

Психология

Наше образование строится на поглощении информации, добытой предыдущими поколениями. Но, как утверждает нейропсихолог Эстанислао Бахрах, постоянно рассчитывая на ранее полученные знания и опыт, мы перестаем думать — поэтому нам бывает так трудно подключить воображение к решению сложных задач. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу «Гибкий ум», в которой он рассказывает, как работает наш мозг и что делать, чтобы переключиться на творческое мышление. T&P публикуют отрывок о том, каким образом в голове появляются новые идеи, можно ли заставить себя их генерировать и почему критика парализует творческий процесс.

Как приходят в голову идеи?

Творчество питается идеями, которые должны откуда-то появляться. Они, в свою очередь, рождаются в мозге. Одна из наиболее интересных работ, объясняющая появление идеи?, — это «Когнитивная неи?ронаука и изучение памяти» Эрика Канделя. В 2000 году он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за это исследование. Доктор Кандель и его коллеги предлагают новую модель мозга, так называемую умную память. С момента появления этои? модели большинство неи?робиологов отбросили теорию доктора Роджера Сперри о двух полушариях мозга — правом и левом. Согласно теории Канделя анализ и интуиция функционируют одновременно во всех моделях мышления. Нет левого мозга и правого мозга — только обучение и воспоминания в различных комбинациях в едином мозге.

Не буду утомлять вас научными сложностями. Теория говорит примерно следующее: с момента рождения все?, абсолютно все?, что случается в жизни, регистрируется в тои? или инои? части мозга. Это и есть умная память. Не только опыт, но и все, чему мы учимся: что мы читаем, что видим, что нам рассказывают. Чтобы лучше понять эту теорию, представьте: в мозге множество ящиков. Каждыи? случаи? из жизни хранится в одном из этих ящиков умнои? памяти. Следовательно, мозг работает как архиватор.

Ящики открываются и закрываются, и воспоминания соединяются случаи?ным образом. И чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминании? перемешивается. Когда это происходит, в определенныи? момент дня или ночи у нас появляется больше идеи?, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то — в душе, для других — во время пробежки, занятии? спортом, за рулем автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности ума.

Когда мозг расслаблен, в нем появляется больше мыслеи?. Они могут быть обычными, знакомыми или не важными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идеи?, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартнои?. Иначе говоря, идеи — это случаи?ная комбинация понятии?, переживании?, примеров, мыслеи? и истории?, которые разложены по ящикам умнои? памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятии? сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностеи? для открытии?. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокои?нее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, и тем больше озарении? появляется.

Это прекрасно понимают инновационные компании. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях, где те могут представлять будущее. В спокои?нои? обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, творческие люди становятся более изобретательными. А как мы уже знаем, по статистике, чем больше идеи?, тем больше шансов, что одна из них будет необычнои?. Если компания щедра к сотрудникам, они ответят еи? тем же. В сборнои? Аргентины Лионель Месси — тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч он может провести 10–15 атак, из которых две-три завершатся голом. В то же время в сборнои? ему удается провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. Уровень его игры и то, как он использует свои навыки и творческии? потенциал, очень сильно зависят от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Творчество — это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающеи? средои?. Для творчества необходима стимулирующая обстановка.

Техника абстрактного рисунка

Нарисуи?те любые абстрактные фигуры, какие угодно. Не думаи?те долго, используи?те свою интуицию.

Из нарисованных фигур интуитивно выберите ту, которая вам больше нравится, выделяется из общего ряда. Обратите внимание на ее главные свои?ства и признаки. Например, она может быть нарисована плавными, прерывистыми, толстыми линиями, может быть страннои?, круглои?, угловатои? и т. д.

Используи?те эти свои?ства и признаки, чтобы нарисовать другую фигуру. Подумаи?те, на что похожа эта вторая фигура (на облако, на кота, на и?огурт, на солдата, на флажок и т. д.).

Примените получившиеся предметы к своеи? творческои? задаче.

У всех днем или ночью происходят озарения. Многие идеи, появившиеся в результате комбинации понятии?, этого открытия и закрытия ящиков, забываются сразу или по прошествии некоторого времени, поэтому желательно их тут же записать. Никогда не стоит недооценивать потенциал идеи, которая появилась «из ниоткуда» в неподходящии? момент. Запишите ее. Перечитываи?те свои записи. Вычеркиваи?те ненужные, чтобы они не засоряли визуальное поле.

Вспомните свои десять последних удачных идеи?. Где они вас посетили? Запишите их. Записываи?те все?.

Кадр из фильма «99 франков» (99 francs, 2007)

Кадр из фильма «99 франков» (99 francs, 2007)

Фабрика идеи?

Мы уже упоминали продуктивное мышление, когда нам в голову приходят новые мысли, в противоположность мышлению репродуктивному, когда воспроизводится уже известное. Продуктивное мышление способствует творчеству. Но как порождать множество идеи?, как проводит массу атак Месси, надеясь, что одна из них завершится голом?

Когда Эдисон усовершенствовал лампочку и создал батарею, один из помощников спросил, как он ухитрился продолжать работать над этими изобретениями после тысяч неудачных попыток. Эдисон ответил, что не понимает вопроса, так как для него эти попытки не были неудачными. Он узнал способы, которые не работают. Пикассо создал около 50 тысяч произведении?, включая картины и рисунки. Не все работы из этого огромного количества известны. Но художник знал: он должен много писать, чтобы создать что-то новое. Следует производить много идеи?, а не стараться придумать одну хорошую или необычную. Для этого необходимо думать свободно, не критикуя самого себя, не оценивая, не осуждая. Сначала нужно расслабиться, освободить мысли и начать думать. Нет ничего более вредного для творчества, чем критика или осуждение. Нам сложно этого избежать. Образование и окружение учат нас критическому мышлению, и мы постоянно выносим суждения. Сразу же оцениваем свои новые идеи и мысли, подчиняясь инстинкту, будто ведем машину, держа одну ногу на педали газа, а другую — тормоза. В результате, производя большое количество идеи?, например во время мозгового штурма, мы затем тратим много времени (иногда чересчур много) на придумывание причин, по которым эта идея не сработает или не может быть воплощена.

На самом деле надо стараться отрабатывать все возможные идеи. Как только вы или окружающие начинаете оценивать идею, творческое мышление парализуется. В таком случае то немногое, что появилось, соскользнет к знакомым, проверенным и консервативным моделям мышления. Думать, не оценивая, — это динамичныи? и свободныи? процесс. Идеи при обсуждении сталкиваются, создавая новые комбинации и ассоциации и творческие возможности бесконечно возрастают.

Техника SCAMPER

SCAMPER — это техника мозгового штурма для новичков или для людеи?, не умеющих последовательно анализировать. Она состоит из серии направляющих вопросов, которые относятся к деи?ствиям замещения (Substitute), сочетания (Combine), адаптации (Adapt), изменения (Modify), применения в других условиях (Put to Other Use), удаления (Eliminate) и переворота (Reverse).

Например, моя задача — улучшить производительность команды.

Начинаем с замещения: можно поменять вещи, места и процедуры. Что мне делать? Заместить сотрудников? Уволить кого-то? Нанять других? Сменить работу? Поменять процесс работы над проектом? Назначить другого лидера? Наи?ти другои? офис или место для собрании?? Далее — сочетания. Можно сочетать темы, понятия и идеи. Совместить должности сотрудников? Что, если я отправлю хороших продавцов в офис, а плохих — в магазины? Может, стоит привнести в работу какие-то развлекательные элементы?

Адаптация — адаптировать идеи в новом контексте. И так далее.

В результате вы ответите на все эти гипотетические вопросы, и многие ответы послужат идеями. Их можно будет оценить и использовать в решении своеи? творческои? задачи.

Другое препятствие на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может тебе помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему. Даи?те себе время думать без цензуры. Для этого я всегда советую поставить себе цель по времени и количеству идеи?. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идеи? в час. Даваи?те попробуем и мы.

Придумаи?те и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идеи? будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второи? трети появятся более интересные, а в последнеи? — наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идеи?, эти последние тридцать не увидели бы свет.

Семь заповедей при создании идей

Не оцениваи?те: позвольте мыслям свободно парить, проявите гибкость.

Не комментируи?те: любои? негативныи? комментарии? или критика испортит настроение и повлияет на творческии? процесс.

Не редактируи?те: не позволяи?те внутреннему редактору влиять на процесс. Редактура — это работа левого полушария мозга, а оно не участвует в рождении идеи?.

Не исполняи?те: вам приходит в голову идея, и тут же другая часть мозга отвлекается, думая, как можно ее воплотить. Это неправильно!

Не беспокои?тесь: как мы увидим далее, страх мешает творчеству.

Не оглядываи?тесь: не говорите себе: «Я уже это пробовал два года назад, и ничего не вышло».

Не теряи?те мотивацию: очень легко утратить запал и интерес к тому, чем вы давно занимаетесь. Избегаи?те этого.

Творческое мышление сильно зависит от этого постоянного процесса выработки идеи?, когда мы отбрасываем привычные, стандартные и известные идеи и развиваем незаурядные.

Один из наиболее эффективных способов придумать большое количество идеи? в течение недели — это классифицировать их и записывать в блокнот или телефон по мере возникновения. Как мы уже знаем, они появляются и уходят внезапно. Даже если у вас получается отвести время на производство идеи?, мозг работает 24 часа в сутки, и озарение может случиться в любое время, особенно в моменты ясности ума. Можно создать свою библиотеку идеи?. Кроме того, когда вы фиксируете и разбиваете мысли на категории, процесс мышления ускоряется, а внимание обостряется. Это очень простои?, но деи?ственныи? метод.

Удивительно, но так можно использовать себе во благо тягу к письму, запечатлевая мысли и делая мыслительныи? процесс более свободным и гибким. Чем больше мы пишем, тем быстрее думаем и тем пластичнее становится мышление.

Гибкость мышления

Для того чтобы мышление стало более свободным (количество) и более гибким (изобретательность), составляи?те списки. Составление списков — необыкновенно деи?ственныи? способ увеличить свободное течение мыслеи?. Например, за несколько минут составьте список всех возможных применении? велосипеда. Вероятно, вам на ум придет множество идеи?, но также вы подвергнете некоторые из них цензуре и запишете только самые очевидные. Чтобы покончить с этои? цензурои?, придется проявить гибкость. Позвольте себе записывать и другие идеи. Гибкость мышления означает способность выи?ти за рамки заурядности и традиции?, импровизировать.

Упражнение для развития гибкого мышления

Напишите предложение из четырех слов («хочу съесть много конфет»). Далее придумаи?те еще несколько из четырех слов так, чтобы каждое слово начиналась с тои? же буквы, что и слова в исходном предложении. Например, если первые буквы слов «х», «с», «м» и «к»: «хромои? старик медленно ковыляет» или «хорошии? стальнои? морскои? компас».

Кадр из фильма «99 франков» (99 francs, 2007)

Кадр из фильма «99 франков» (99 francs, 2007)

Тупики и озарения

Представьте: ваш творческии? потенциал — это леснои? пожар. Неистовое, всепоглощающее пламя, растущее и охватывающее пространство с взрывнои? мощью. Леса не загораются магическим образом от ничего. Пожар начинается с искры, как и творчество. Одна из главных помех творчеству — чувство, что необходимо придумать и описать в мельчаи?ших деталях решение, прежде чем начать работать над задачеи?. Все мои творческие проекты родились от небольшои?, но идеальнои? искры вдохновения. Все творческие задачи перерождаются и меняют направление на пути к финалу.

Творческии? блок известен в неи?ронауке как тупик. Это ситуация, когда разум работает на сознательном уровне и оказывается в тупике. Это камень посередине дороги, которыи? не убрать силои? воли. Это связь, которую вы хотите провести, но не можете: как пытаться вспомнить имя старого приятеля, придумать имя новорожденному ребенку или просто не знать, что написать о проекте. Мы все иногда наталкиваемся на эти блоки. Когда нужно проявить творческие способности, очень важно преодолеть или избежать их.

Более 50% работающих людеи? выполняют задания, так или иначе связанные с творчеством. Описать, придумать, спроектировать, нарисовать, раскрасить, переработать и т. д. Создать или передать информацию по-новому. Все новое привлекает наше внимание, а в мире бизнеса это обычно дает прибыль. В этом смысле творческии? процесс — крупныи? двигатель в создании ценностеи?. Хотя бoльшую часть дня вы выполняете рутинные задания, которые не требуют творческих способностеи?, часто на пути встают и незнакомые препятствия. Для них не существует отработанных решении?, очевидных объяснении? или полезных воспоминании? в мозге, поэтому они требуют новых идеи?.

Для того чтобы преодолеть блок и позволить прии?ти вдохновению, нет ничего лучше, чем заглушить активность префронтальнои? коры головного мозга, отвечающеи? за осознанные мысли. Блок может возникнуть именно из-за «шума» коры. Благодаря технологиям мы можем зафиксировать процессы мозга во время решения человеком самых разных задач. Доктор Марк Биман из Северо-Западного университета открыл, что в 40% случаев мы решаем проблемы логически, пробуя идеи одну за другои?, пока какая-нибудь не подои?дет. Остальные 60% приходятся на озарения. Они характеризуются отсутствием какого-либо осознанного продвижения в поиске решения, которое появляется внезапно. Как мы уже выяснили, рассматривая творческии? процесс, озарения «поднимаются» из подсознания и возникают в самых странных, необычных местах и в неподходящее время, зачастую когда мозг не занят решением проблемы.

Больше всего энергии мозг тратит на мысли о чем-то новом. Поэтому нам так сложно что-то изобрести

Столкнувшись с новои? проблемои?, мы чаще всего применяем к неи? стратегии, эффективные в прошлом. Это хорошо работает, когда новая проблема похожа на старую и творческие решения не нужны. Но в большинстве случаев неверно пытаться решить новые проблемы старыми способами: это мешает поиску лучших вариантов и ведет в тупик. Нередко мы оказываемся в тупике из-за того, что на пути у правильных решении? стоят ошибочные. Выи?ти оттуда — все равно что изменить направление движения на узкои? улице: придется остановиться, чтобы пропустить автомобили, едущие в противоположную сторону. Когда вы отдыхаете от проблемы, активные и осознанные формы мышления затихают, и вы даете слово подсознанию. По этои? причине решение вашеи? проблемы нередко находят другие люди: они не застряли в вашем способе мышления и могут взглянуть на вопрос под другим углом. Оказавшись в тупике, нужно сделать обратное тому, что подсказывает интуиция, — не пытаться усиливать концентрацию на проблеме в течение долгого времени. Надо заняться чем-то совсем другим, чем-то интересным, развлекательным. Это лучшии? способ вызвать вдохновение. Кроме того, чем больше вы думаете о проблеме, тем тревожнее становитесь.

Биман обратил внимание на то, что у людеи?, испытывающих инсаи?ты, повышенная активность в переднем отделе правои? височнои? доли мозга. Эта область прямо под правым ухом относится к правому полушарию. Она отвечает за целостное мышление и собирает данные с самых дальних участков мозга. И я представляю себе дальние ящики, которые открываются и закрываются, выплескивая идеи, а эти идеи соединяются в новые понятия в переднем отделе правои? височнои? доли. За полторы секунды до озарения мозг находится в покое. Затем следует внезапныи? и длительныи? рост активности альфа-волн в правои? затылочнои? доле — области, которая обрабатывает визуальную информацию. Эта внезапная активность альфа-волн спадает точно в момент озарения. Похоже, так мозг отключает любую деятельность, связанную с визуальнои? функциеи?, уменьшает уровень визуального шума. «Замолчи, я думаю».

Со всеми случалось: вы разговариваете с кем-то, и вдруг его взгляд начинает блуждать, а сам человек выглядит рассеянным. Тем самым мозг отключает множество визуальных данных, чтобы сконцентрироваться на еле заметных сигналах. По-видимому, без этого отключения не будет и озарения.

Техника одиночного мозгового штурма

Возьмите карточки и на каждои? напишите по однои? идее. Откладываи?те карточки в сторону по мере готовности. Записываи?те идеи, как только они приходят в голову, не важно, хорошие, плохие, странные, экзотичные или все сразу. Не важно, логичны ли они и имеют ли ценность. Главное — придумать как можно больше идеи?, не оценивая их, пока вы не запишете все возможные варианты.

Потом возьмите все карточки и заи?митесь их сортировкои? и оценкои?. Каким образом? Комбинируи?те, свободно сочетаи?те записанные идеи, чтобы создать новые. Представляи?те, как та или иная идея может сработать, и меняи?те ее. Попробуи?те развернуть идею, посмотреть, может ли сработать ровно противоположная. Постараи?тесь выстроить их, заменить на похожие, рассмотреть каждую с разных точек зрения, нарисовать или сделать диаграмму идеи, придумать каждои? по метафоре, наи?ти общее между двумя и более идеями. Представьте себе возможную критику и попытаи?тесь исправить идею в соответствии с этои? критикои?. И не забудьте поспать, дав мозгу поработать в одиночку.

В момент озарения в мозге появляются гамма-волны. Это происходит за 30 миллисекунд до того, как решение всплывет в сознании. Эти волны — самые быстрые волны мозга. Их создает группа неи?ронов, «загорающихся» одновременно. Активность гамма-волн означает, что разные области мозга устанавливают между собои? связь. По аналогии с теориеи? Канделя, представьте себе ящики, которые открываются и закрываются в разных точках мозга. Так сочетаются идеи, на первыи? взгляд не имеющие ничего общего, и в результате происходит озарение. У людеи? в глубокои? медитации наблюдается огромная частота гамма-волн, у труднообучаемых их активность низкая, а у человека, находящегося без сознания или в коме, они совсем отсутствуют. Озарение сопровождается сильнеи?шим взрывом энергии, это заметно по лицам людеи?, их голосу и языку тела. Такои? человек чувствует себя хорошо, он почти в эи?фории. В этот недолгии? пик активности человек наиболее мотивирован и не боится пои?ти на определенные риски. Как только неи?рохимическии? коктеи?ль заканчивается, мотивация быстро падает. Поэтому после озарения нужно как можно быстрее начать деи?ствовать.

Отпусти

Обезьяна видит сосуд с орехами, сует руку и берет несколько. Но горлышко сосуда такое узкое, что она не может вынуть руку с орехами. Обезьяна не хочет отпускать орехи и оказывается в ловушке. Мы, люди, тоже оказываемся в ловушке с тем, что не хотим отпускать: мнениями, переживаниями, суевериями и страхами.

Упражнение на случай мысленного блока

Представьте, что препятствие обрело физическую форму в одном из надетых на вас предметов: шапке, кольце, платке, свитере или ботинке. Снимите этот предмет, и вы почувствуете себя свободнее и спокои?нее.

Между эмоциональным состоянием и озарениями очень тесная связь. Счастье увеличивает возможность их появления, а тревога уменьшает. Когда мы нервничаем, мозговая активность возрастает, что затрудняет распознавание малозаметных сигналов, а именно такие сигналы предшествуют озарению, когда мозг успокаивается.

Исследования показывают, что люди, у которых чаще всего происходят озарения, лучше осознают свои внутренние процессы. Они способны наблюдать за собственными мыслями и в результате поменять свою форму мышления. Такие люди лучше контролируют свои? разум и благодаря этому могут успокоить его. Любая техника или дисциплина, позволяющая узнать себя и развить свои? эмоциональныи? интеллект, сделает нас более творческими. И вовсе необязательно уделять больше внимания проблеме, усиленнее сосредоточиваться или быть гением.

Легко оказаться в ловушке, казалось бы, неразрешимои? проблемы, то есть в тупике. Для того чтобы наи?ти выход, стоит поставить мозг на паузу, уменьшить его активность, чтобы предотвратить неправильные ответы. Нужно прислушиваться к слабым сигналам и позволить мозгу, которыи? находится в покое, то есть обладает минимальнои? электрическои? активностью, создавать внутренние связи. Поэтому озарения обычно случаются, когда вы расслаблены или довольны. По возможности всегда стараи?тесь снять напряжение, отодвинуть дедлаи?н, заняться чем-то интересным, снизить уровень тревоги, сделать перерыв и отдохнуть. Притормозите деятельность мозга и посмотрите, не появятся ли неявные связи. А в случае озарения сконцентрируи?тесь на нем как можно быстрее, пока не пропала энергия.


Источник: theoryandpractice.ru

Комментарии: