«Интернет-корпорации манипулируют нашим поведением». Как меняется жизнь, если вживить в руку биочип

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


?

Два года назад Евгений Черешнев вживил себе биочип. Он хотел понять, каково быть «устройством» в интернете, и обалдел от результатов. В интервью Hi-Tech Mail.Ru Черешнев рассказал, как входить в метро без проездного и зачем корпорации следят за нашим поведением.

Евгений Черешнев привык, что люди смотрят на его левую руку. Многие знают, что у него под кожей биочип. На ощупь это капсула, как маленькая таблетка. Черешнев иронизирует, что она «вывела его из Матрицы». Через биочип он следил за тем, что делает в интернете.

В итоге, Черешнев оставил пост вицепрезидента по маркетингу в «Лаборатории Касперского», основал компанию Biolink.Tech и собирается бороться за права человека в интернете.


Черешнев вживил себе биочип, чтобы стать «вещью» в интернете вещей. / Фото – «Вести.Экономика»

«Биочип раскрыл мне глаза, — признается Черешнев. — Два года назад я думал, что надо улучшать бизнес, сервисы будут адаптироваться, и мы все выиграем от этого. Когда я стал 'устройством', понял, как со мной будут обращаться через 5-10 лет, и ужаснулся. Мы — это пресловутая обезьяна с гранатой: неправильно используем данные.

Подчеркиваю: не нужно вживлять чипы, пугать историями про киборгов. Мы уже подключены [к Сети], слились со смартфонами. У нас три ресурса: воздух, вода и интернет. «Большие данные», Big Data, – это путь к улучшению жизни».

1

Паспорт, ключи от машины, банковская карта могут быть цифровыми

Новые технологии, образно говоря, сослали на пенсию многие привычные вещи: печатную машинку, кипятильник, пейджер. Евгений Черешнев быстро привык жить без пропуска. Дверь офиса он открывает рукой — ключ зашифрован в биочипе.

Чтобы так входить в метро, оплачивать покупки, достаточно договориться с инфраструктурой. Черешнев уже может оплачивать покупки криптовалютой.

С помощью цифровых данных и блокчейна Черешнев предлагает бороться с коррупцией: «Допустим, мои цифровые права хранятся в смартфоне, зашифрованы как кредитная карта в Apple Pay. Я еду по дороге, меня останавливает офицер ДПС. У него устройство для проверки данных и цифровой жетон. Он вышел на официальное дежурство, ему разрешено расшифровывать мои права.

Я просовываю руку, он считывает и видит: права, страховка, штрафы, история скорости за последние 15 минут. Искусственный интеллект даже проанализировал, что я ехал по правилам».

Если тот же офицер попытается выйти на халтуру и собрать денег, дешифратор просто не включится. Технология блокчейна покажет историю работы всех устройств за нужное время. Черешнев считает, что так можно контролировать и использование госбюджетов.

2

Мы оставляем огромный цифровой след, и корпорации этим пользуются

Евгений Черешнев подчеркивает, что человечеству не нужны чипы. Мы уже не расстаемся со смартфонами. В 2020 году, по мнению специалистов Cisco, будут работать 50 с лишним миллиардов девайсов и датчиков. При том что сейчас на планете около 7,3 млрд жителей.

Эксперимент с биочипом помог Черешневу понять, что нас ждет в будущем. Через гаджет под кожей он следил за всем, что делает в интернете.


Мексиканский татуировщик быстро согласился вживить биочип Евгению Черешневу. / Фото – Фейсбук Евгения Черешнева

Достаточно проследить за одним днем Черешнева в соцсетях, чтобы очертить ближайший круг общения и его интересы. Чем длиннее временной промежуток и массивнее данные, тем точнее портрет. Наверняка ясно, служил ли человек в армии, как и на чем он добирается до работы.

«Меня поразил объем информации, который мы генерируем и отдаем каждый день, — возмущается Евгений Черешнев. — Обычно люди думают максимум про свой IP-адрес и историю поиска, но уже считывается скорость нажатия на клавиши, как ты двигаешь мышку, какими маршрутами на работу ездишь. Через камеру можно анализировать, куда ты смотришь на экране — и это только верхушка айсберга.

Корпорации считывают информацию и манипулируют поведением. Но людям неприятно думать об этом. Дальше как у Оруэлла: 'Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее'.

Знать историю о человеке в динамике – страшное дело. Глядя на свою историю за год, я могу предсказать, что сделаю через три дня. Зайду на такой-то сайт. Оплачу покупку такой-то картой. Пойду пешком по такому-то маршруту. Сяду в машину, поеду в фитнес, сожгу столько-то калорий и съем этот батончик».

Чтобы узнать все это, не требуется влезать в личные сообщения. Хватит информации, доступ к которой мы открываем галочкой «Согласен».

Черешнев приводит в пример историю с Facebook, где он зарегистрировался под псевдонимом. Соцсеть заблокировала страницу и потребовала подтвердить личность с помощью паспорта.

Однако строчка «Вы будете указывать точную контактную информацию и своевременно обновлять ее» прописана в пользовательских соглашениях большинства соцсетей: Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники». Twitter может определить «ваше местоположение, используя данные вашего устройства, такие как информация о точном местоположении от GPS, информация о беспроводных сетях или вышках мобильной связи вблизи от вашего мобильного устройства, или ваш IP-адрес».

3

Данные о пользователях — главная ценность интернета

«Данные — это новая нефть, — уверяет Черешнев. — Если ты собрал детальные данные о сотнях миллионов людей, можешь продавать их только американцам, только русским или только израильтянам и влиять на судьбу планеты».

Big Data — это способ анализа массива информации. Прямой перевод — «большие данные». Важнее, что данные большие и сложные. Их генерируют пользователи, датчики и системы. Данные огромны, но неупорядочены. Описание, как люди «ходят» по сайту магазина одежды, — это Big Data. Список клиентов с картами скидок — нет, это структурированная информация.

Метод «больших данных» популярен в науке, но в последние годы чаще употребляется по отношению к бизнесу. С помощью «больших данных» улучшают сервисы и продажи.


Проанализировав один день человека в соцсетях, можно узнать о нем многое: круг друзей, интересы, характер. / Фото из личного архива Евгения Черешнева

Евгений Черешнев выделяет проблемы: «Приватные данные человека сегодня слабо защищены и принадлежат лишь небольшому количеству компаний, которые извлекают из этого прибыль. Трамп собирается подписать Privacy Act, который позволяет обладателям данных продавать их рекламодателям. В моей системе ценностей это трешак.

Если они это сделают, из образца демократии, какой они себя считают, Штаты станут первой интернет-тиранией. Потому что должно быть обратное: людей надо защищать, отдавать данные им. Нужно демократизировать интернет, а не отбрасывать его обратно в феодализм».

4

Изучив «большие данные», можно влиять на наши решения

Вокруг «больших данных» уже рождаются мифы. Издание Das Magazin рассказало о ключевой роли этого метода в победе Дональда Трампа на выборах президента США. Расследование было посвящено микротаргетингу в соцсетях. Специальная фирма изучила данные об американцах и составила 32 психотипа. Рекламу в соцсетях настраивали под каждый конкретный, но с одним посылом: «Make America great again».

Статью раскритиковали за преувеличение роли «больших данных», однако, метод заинтересовал, например, Мари Ле Пен. И за две недели до выборов президента Франции она идет в числе лидеров.

Использование Big Data уничтожает конкуренцию и в политике, и в бизнесе, уверен Евгений Черешнев: «Раньше бизнесы развивались паритетно. Можно было создать конкурентную модель и потопить'большого брата', потому что ты лучше. Вспомните отношения Apple и IBM. Но в то время не было такого объема данных.

Стартап может быть в 30 раз лучше и прикольнее того же 'Амазона', но технически не представляет ценности. Компания с большими мускулами посмотрит на него: 'О, прикольно, но покупать мы их не будем, чего деньги тратить?' Скопируем все, что можно своровать, а главное применим опыт двух миллиардов человек. В отличие от стартапа мы уже знаем, как потребители будут себя вести в разных ситуациях. Этого опыта нет у стартапа, и он погибнет».

5

Данные должны принадлежать людям

Биочип изменил взгляды Евгения Черешнева на «интернет вещей» и свободу в Сети: «Два года назад я тоже думал, что смысл в улучшении бизнеса и сервисов, они будут постоянно адаптироваться за счет наших данных и мы все выиграем. Когда я стал 'вещью', то понял, как со мной будут обращаться через 5-10 лет и ужаснулся».

Мы идем к миру из сериала «Черное зеркало». Текущие ценности человечества все больше про «как продать», а не «как вдохновлять». Идет стимуляция тупого потребления, и чем ты тупее, тем выгоднее».

Черешнев предлагает дать пользователям право на «частную собственность» в интернете. Компании будут собирать данные о поведении человека только с его разрешения. В остальное время «белый шум» обманет трекинг. Система будет постоянно «показывать» поисковику или сайту разных персонажей. Рабочий из Воронежа, через две минуты — домохозяйка из Техаса. Без архетипа человека нельзя предложить ему нужную рекламу или информацию.


Черешнев хочет убедить людей, что за бесплатный контент в интернете мы платим свободой. / Фото из Фейсбука Евгения Черешнева

Если человек получит все собственные «большие данные», то сможет забыть про логины и пароли. Система будет анализировать поведение, интересы, комментарии, но применять данные не для контекстной рекламы или повышения продаж.

Евгений Черешнев мечтает об «умном помощнике», встроенном в смартфон, тот же биочип или браслет. Ассистент поможет, например, с профориентацией. Перелопатит «большие данные» человека и предложит работу, о которой человек мог и не задумываться. 

Сделать «большие данные» полезными людям – главная цель Черешнева. Он считает, что информация о человеке должна служить развитию человека, а не формированию искусственных потребностей.  


Источник: hi-tech.mail.ru

Комментарии: